Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Межкультурная коммуникация




 

АККУЛЬТУРАЦИЯ – процессы взаимодействия культур, в результате чего культура одного народа (или одного человека) частично воспринимает культуру другого народа.

Амбивалентность (от лат. ambo – оба и valentia – сила) – 1) двойственность переживания, когда один и то же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например любви и нелюбви, удовлетворения и неудовлетворения; одно из чувств иногда подвергается вытеснению другим; 2) одинаково выраженная направленность в противоположные, взаимоисключающие стороны

АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ, АМЕРИКОЦЕНТРИЗМ – одна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая США как форпост человечества и место создания абсолютно новой культуры. Исторически американское национальное сознание включало в себя глубокую веру в исключительность происхождения и судьбы страны: американцы – новый народ, сформировавшийся из тех, кто искал и обрел свободу в Новом Свете, обладающий своего рода миссионерским предназначением.

Глобализация культуры - ускоренная интеграция наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Термин «глобализация» появился в конце 80-х годов в связи с проблемой сближения наций и расширением культурных контактов народов. Глобализация культуры имеет позитивные и негативные стороны. Расширение культурных контактов в современном мире, общение и познание способствуют сближению народов. Однако, чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности, возникает угроза ассимиляции – поглощения малой культуры более крупной, растворение культурных особенностей национального меньшинства в культуре большей нации. При этом, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение могут привести, с одной стороны, к обмену положительным опытом, обогащению собственной культуры, с другой стороны, к её культурному истощению за счёт унификации и стандартизации, распространению одинаковых культурных образцов по всему миру.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР – процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура осознает свою самобытность на основе выявления многообразных различий в культурных традициях и ценностных ориентациях.

Дискриминация (лат. discriminatio - различение) – это негативная оценка действий людей, заведомо ложное суждение, исключительно на основании их принадлежности к иной группе, иной культуре.

Диффузионизм (лат. diffusio – разлитие, растекание, просачивание) – направление в этнографии, социологии, социальной антропологии, археологии, культурологии, объясняющее развитие культуры отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т.п.). Диффузионизм подразумевает не конкуренцию и вытеснение культур, а их сотрудничество и общение, способность учиться друг у друга. По мнению представителей диффузионизма наиболее удачные культурные изобретения, первоначально возникшие в какой-то географической точке (или точках), затем распространяются по всему миру методом стихийного растекания. Диффузионизм определяет каналы культурной коммуникации – это торговля, завоевания, колонизация, миграция добровольное подражание).

ЕВРАЗИЙСТВО – историко-культурная концепция, утверждающая исключительность русского этноса и его культуры, которая определяется синтетическим характером русского этноса. Россия поэтому представляет собой особый тип цивилизации (евразийский), отличающийся и от Запада, и от Востока. Причем, особое влияние на русское самосознание оказала не Европа, а Восток: тюркско-татарский компонент, связанный с татаро-монгольским завоеванием Руси.

ЕВРИПИД (ок. 480-406 гг. до н.э.) - древнегреческий поэт-драматург, младший из трех великих афинских трагиков (Эсхил, Софокл, Еврипид). Творчество Еврипида сложилось уже в период кризиса античной демократии и отличается критическим отношением к мифологии, традиционным взглядам на человека как орудия в руках богов. Его героям присущ психологизм. Усиливается интерес к бытовым деталям и частным судьбам людей. Автор трагедии «Медея» и др.

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ – концепция, согласно которой Европа - центр и эталон культурного развития человечества.

ЗАПАДНИЧЕСТВО – историко-культурная концепция, отстаивающая идею органической включенности России в европейскую цивилизацию: Россия – составная часть Европы.

Интеграция (лат. integer – целый) - 1) объединение в целое каких-либо частей, элементов; 2) процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокультурными группами и историко-культурными образованиями.

Интеграция культурная см. культурная интеграция.

Интровертная культура – культура замкнутая, самоуглублённая, обращенная на свой внутренний мир.

Коллективизм (от лат. collectivus - собирательный) – принцип общественной жизни и деятельности людей, проявляющийся в сознательном подчинении личных интересов общественным. Присущ культурам стран Востока, где индивид всегда чувствует свою сопричастность какой-то общности (семье, фирме), где не принято выделяться, где коллективные интересы всегда превалируют над личными, где, как например в Китае, каждый знает за кого он отвечает.

Коммуникации («связь», «общение») - 1) в широком смысле всё, что связывает человека с окружающей средой, что приносит ему информацию об объективной реальности; 2) в узком смысле – это процесс передачи, распространения или сообщения какого-либо опыта, обмен или циркуляция идей между людьми; 3) в психологии – процесс обмена эмоциями и мыслями; 4) в семантике – процесс обмена значениями. Коммуникацию делят на вербальную (речевая) и невербальную (неречевые знаковые системы, например жесты и т.д.).

КОНВЕРГЕНЦИЯ КУЛЬТУР (от лат. приближаться, сходиться) – процесс сближения культур.

Консервативный - противящийся нововведениям, отстаивающий старое; в политике – приверженный стабильности, традиционным ценностям.

Консерватизм (от лат. conservativus – охранительный) – 1) приверженность всему старому, отжившему; 2) приверженность традициям в их неизменности, как залога стабильности.

Консерватизм культурный см. культурный консерватизм.

Конфронтация (от лат. против + фронт) – противоборство, противостояние.

Конфронтация культурная см. культурная конфронтация.

Космополитизм (от греч. kosmopolites – космополит, гражданин мира) – Идеология мирового гражданства. 1) В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства – космополиса; 2) в эпохи Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гёте, Шиллер, Кант, Фихте); 3) в современных условиях это понятие имеет значение – от взаимодействия и сближения народов и государств, до нигилистического отношения к национальным культурам и традициям.

КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ – приспособление человеческих сообществ и отдельных индивидов к меняющимся природным и социальным условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации, норм и способов жизнеобеспечения и т.п. Это одна из основных функций культуры в жизни человека и общества. Это и важнейший фактор культурогенеза.

КУЛЬТУРНАЯ ассимиляция – полное или частичное поглощение культуры одного народа культурой другого народа, «иноземной культурой».

КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении.

Культурная идентификация – (идентификация – отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо) процесс осознанного принятия человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка. Это самоотождествление себя с культурными образцами именного этого общества, механизм психологической защиты, заключающийся в отождествлении человеком себя с другими представителями одной с ним этнокультурной группы. Это ощущение себя неотъёмлемой частью коллектива и существом, социально востребованным и одобряемым, а также осознанное отношение как к ценности к истории и культуре своего народа, к его нравственным идеалам и интересам, традициям и т.д.

культурная Интеграция – процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния, когда различные культуры впитывают достижения друг друга и в этом процессе сближаются и соединяются, образуя при этом новую синтетическую культуру.

культурная Конфронтация – это когда другая культура считается враждебной, всё, что от неё исходит и её принадлежит, полностью отвергается.

культурный Консерватизм – это приверженность сформировавшимся духовным ценностям, нормам и правилам поведения, неприятие всего нового в культуре.

КУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ – критическая стадия противоречий в ценностных ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, их группами, личностью и группой, личностью и обществом и т.д. Культурный конфликт специфичен именно своей идеологической обусловленностью, несовместимостью оценочных позиций, мировоззренческих и религиозных установок, традиционных норм и правил.

КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ – наличие в обществе социальных групп, каждая из которых имеет свою «малую» культуру. Равенство культур, вне зависимости от их масштабности и социального потенциала, и их право на выживание в любых условиях составляют одно из важнейших нормативных требований современной цивилизации.

Культурный шок – состояние физического и эмоционального дискомфорта (ощущение растерянности, опасности тревоги), возникающего в процессе столкновения индивида, с иной культурной реальностью, реакция личности на конфликт между привычными для него ценностями, нормами, языком и аналогичными явлениями, характерными для новой среды, в которой он оказался.Это неумение расшифровать культурную информацию иного окружения, психическая несовместимость с носителями иной культуры и неспособность понять и принять их ценности. При этом личность не просто приобретает знания о новой культуре и нормах поведения в ней, но и становится развитой культурно, хотя и испытывает стресс.

МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – пограничная культура, которая возникает на грани культурно-исторических эпох, этнических культур или субкультур социальных групп.

Маргинальность (от лат. – находящийся на краю, от фр. – побочный, на полях) – ситуация, когда индивид чувствует себя находящимся между двумя культурами или социальными группами. В маргинальном, промежуточном состоянии человек ощущает глубокий дискомфорт и неудовлетворённость: от одного берега отплыл, а к другому не пристал. Маргинальность в том, что ни с одной из культурой – старой или новой – равно как и ни с одной социальной группой (стратой), из которой индивид вышел и в которую ещё только входит, он полностью идентифицировать (отождествить) не может.

МЕНТАЛИТЕТ (от лат. – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – образ мышления, общая духовная настроенность, мировосприятие, мироощущение, а также совокупность психологических и поведенческих установок этноса, социальной группы, индивида. Менталитет формируется на глубоком психологическом уровне индивидуального и коллективного сознания, менталитет обусловлен национальными и социокультурными особенностями, т.е. формируется исторически в недрах культуры народов и меняется очень медленно. В структуру индивидуальной психики человека менталитет «входит» в процессе инкультурации (в процессе приобщения индивида к данной культуре).

Ментальность - это комплекс особенностей психологического строя и мировосприятия членов этносистем, который выделяет их из всех прочих этнических целостностей и является одной из адаптивных форм поведения, усвоенных до автоматизма безотчётного восприятия.

Метакультура - (как синоним цивилизации) культура, имеющая надэтнический характер в включает в себя разные, но сходные по некоторым общим параметрам культуры. В основе сходства культур, входящих в единую метакультуру, могут лежать языковая общность (испанская метакультура), общность природных условий (метакультура горных народов), религии (буддийская, христианская, исламская метакультуры).

Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория и идеология. Мультикультурализм признаёт права за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и т.д. Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» - где предполагается слияние всех культур в единую. Мультикультурализм – это параллельное существование культур. Идея выдвигает главным образом в высокоразвитых странах.

Прагматизм (греч. дело, действие) – 1) направление в современной, преимущественно американской философии, которое отрицает объективность истины и признаёт истинным только то, что даёт практические, полезные результаты; 2) следование узкопрактическим интересам соображениям пользы, выгоды во всяком деле, в повседневном поведении.

Предрассудки этнические см. этнические предрассудки.

Предубеждение (от лат. суждение, основанное на прошлом) – это враждебное или негативное отношение к группе людей, основанное исключительно на принадлежности к иной группе. В русском языке – предвзятое, не подтверждённое фактами отношение к человеку (осторожное, подозрительное, недоверие и т.д.). Источником предубеждения, как правило, становятся стереотипы.

Русофилия – термин, отражающий любовь и особо доброжелательное отношение к русским.

Русофобия – термин, отражающий враждебное отношение к представителям русской нации.

Стереотипный (от греч. твёрдый отпечаток) – повторяющийся без изменений; воспроизводящий общеизвестное; шаблонный, трафаретный.

Стереотипы этнокультурные см. этнокультурные стереотипы.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – терпимость к чужому мнению и убеждениям, бесконфликтное отношение к новому, неизвестному, чужому, иному. Оптимальная стратегия существования в сложном, культурно разнообразном, динамичном, индустриальном, глобальном мире.

Трансформация культуры (лат. transformare - превращать, преобразовывать) - глобальная, охватывающая различные стороны национальной культуры реакция на сильное внешнее воздействие, вступающее в конфликт с ранее сложившейся ментальностью. Культура вынуждена что-то утратить, что-то изменить в себе, чтобы обрести новую целостность в условиях вторжении в неё чуждых ей существенных новшеств.

Унификация - приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.

Утилитаризм (лат. польза, выгода) – 1) направление в этике, признающее пользу и выгоду критерием нравственности и критерием человеческих поступков; 2) поход, отношение к чему-нибудь, в основе которого лежит стремление из всего извлекать выгоду, пользу.

Утилитарный - имеющий практическое применение; прикладной.

Экстравертная культура – это культура, обращённая на интерес к внешнему миру, на деятельность в нём, на постижение этого мира и изменение его в соответствии с потребностями человека.

Эрозия культуры - культура утрачивает национальную специфику, теряет лицо и разрушается. Выходит из употребления национальный язык, перестают соблюдаться обычаи, чахнут традиционные формы хозяйства. В итоге это может привести к смерти культуры, превращению её в архивную.

этническая Идентичность - осознание свое принадлежности к определённой этнической общности, готовность к сходному с представителями своей этнической группы, образу мыслей и действий.

Этнические предрассудки - содержит бездумное негативное отношение ко всем членам другой этнической группы или большей её части.

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ – психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством отождествления себя с определенным народом, его культурными традициями.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ – обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Разделяют автостереотипы (что люди думают о своем народе) и гетеростереотипы (что люди думают о другом народе).

Этногенез (от греч. народ + происхождение, возникновение) – процесс образования и становления народа.

Этнос – (от греч. народ) - это, прежде всего, сообщество культурно-языковое. При зарождении этноса решающим фактором является общность территории и языка социальной коммуникации, а также нередко политическое единство и общность приёмов хозяйственной практики населения, на основе которых в ходе обретения и межпоколенной трансляции опыта совместного проживания, взаимодействия людей формируется и единообразие черт комплекса совместной культуры. Например, Л.Н.Гумилёв представлял этнос, как народ, обладающий самобытной культурой и созидающий цивилизации, этнос - это целостность, одинаково настроенная эмоционально, психически, поведенчески.

Этноцентризм – 1) склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму своей этнической группы, которая принимается за образец, эталон. 2) система взглядов, утверждающая преимущество и уникальную ценность только одного образа жизни (типа культуры). Другие системы ценностей объявляются низшими и несовершенными по сравнению с отстаиваемым эталоном (например, греки и римляне называли «варварами» окружающие их народы, обычаи и традиции которых сильно отличались от их собственных). Обычно речь идёт об абсолютизации европейского типы культуры и европоцентризме как форме проявления этноцентризма. Сегодня этноцентризм служит признаком бескультурья, низкой образованности и выступает источником национальных конфликтов.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 513 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2388 - | 2145 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.