В обыденном сознании понятия «культура» и «общество» часто рассматриваются как синонимы. Определение соотношения культуры и общества – сложная теоретическая проблема.
Деятельностный подход рассматривает культуру как способ деятельности того или иного субъекта общественной целостности, как технологию этой субъективной деятельности.
Что же касается понятия «общества», то во всех его трактовках есть общая идея: общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых они находятся друге другом, оно есть некая целостная система, в которой она объединены совокупностью связей (отношений). Именно действие людей и образует общественную жизнь, оно исоздает общество как некоторый живой организм (органическое целое).
Можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры. Например, по М. Кагану, культура – продукт деятельности общества, а общество – субъект этой деятельности. Или, по Э. Маркаряну, культура есть функция общества. Согласно В. Давидовичу, культура – способ деятельности людей, а общественные отношения — поле для этой деятельности. Такое понимание помогает осознать, как именно связаны общество (общественные отношения) и культура (способ деятельности). Общественные отношения – это основания, а культура – обоснование. Общество создает поле для человеческого действия, обусловливает границы и в определенной мере задает характер и способы действий. Культура и общество не соотносятся как часть и целое, а взаимопроникают. По сути дела можно говорить о двух планах рассмотрения жизни людей. Первый – «общественный» – это её анализ со стороны способов объединения индивидов в целостность, создание модели их единения. Другой план – «культурный» – это видение жизни человеческой, исходя из того, как именно люди действуют, что созидают и передают от поколения к поколению.
Подход В. Давидовича позволяет ответить на вопрос, что именно определяет способ человеческой деятельности и в каких сферах обнаруживается культура. Выросший в ходе собственной истории конкретный облик общества (личности, «среды», характера, социальной структуры, региона, страны, континента, всего человечества) определяет способ человеческой деятельности, а культура обнаруживается в разных сферах: экономической, политической, правовой, нравственной, научной, религиозной, экологической, педагогической и прочих.
В свете сказанного возникает вопрос о так называемых социальных институтах культуры – высокоорганизованных системах, обладающих устойчивой структурой, предназначенных для упорядочения совместной жизни людей в обществе.
В узком смысле социальные институты культуры организуют и регулируют собственно духовную среду деятельности человека: систему образования, научной работы, художественного творчества, религиозную жизнь, а также информационные потоки.
В широком смысле социальные институты культуры выступают как средства обеспечения эффективности человекотворческой культурной деятельности во всех сферах жизни общества, включая политические учреждения, экономические, социальные, военные и другие социальные институты. В свете сказанного основное различие между культурой и обществом состоит в том, что социальные институты (экономическая и политическая система прежде всего) существуют независимо от индивидуальной рефлексии (осмысление индивидом своего субъективного отношения к социальным нормам в институтам), они принимаются как данность, как общепринятые организаторы игры, которым необходимо следовать и отступления от которых караются обществом и государством.
В культуре же достигаемые реально результаты человеческой деятельности соотносятся с принимаемой индивидом шкалой ценностей (слава, почести, богатство и т.д.). Если мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному (культурному), то обнаруживаем, что достигаемые им результаты обретают значимость не сами по себе, а как собственные, внутренние (рефлексивные) качества и условия дальнейшего развития индивида.
Итак, при рассмотрении вопроса «культура и общество» можно выделить два аспекта:
В первом аспекте культура выступает как характеристика движения общества, способа его функционирования, технологичности. Короче говоря, культура есть общество с точки зрения технологичности его образа жизни; общество есть субъект культурной деятельности.
Второй аспект рассматривает в качестве предмета культуры все общество в целом, но со стороны его способности производить самого человека как развивающееся, социальное, творческое существо. Тем самым культура выделяет в обществе «человеческий» аспект и в этом смысле выступает как характеристика общества и его развития с точки зрения активного творческого участия в этом процессе общественного индивида. Таким образом, содержанием культурного процесса выступает развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности.