В 1792 г. революционная Франция, проходящая под лозунгом «Свобода. Равенство. Братство», вводит новый календарь, в 1795 – метрическую систему мер и весов (литр, грамм, метр). Если календарь просуществовал недолго – до 1805 г., то метрическая система – до наших дней.
В 1768-1779 гг. Джеймс Кук изучает Австралию, Новую Зеландию, острова в Тихом океане. С 1788 г. Англия ссылала в Австралию каторжников (они ввозились туда вплоть до 1868 г.), с 1793 г. там появляются первые свободные переселенцы, а в 1797 г. туда завозятся овцы, что позволило Австралии с 1803 г. приступить к экспорту шерсти в Европу.
Создаются принципиально новые средства передвижения, что имело огромное значение для освоения мировых пространств. Так, в середине ХVIII в. дорога в карете от Лондона до Шотландии, полная опасностей и тягот, занимала десять дней. И вот в Англии в 1795 году строится первая железная дорога на конской тяге. В 1804 г. там же появляется первый паровоз, созданный Ричардом Тревиком, в 1814 г. – паровоз Томаса Стефенсона. В 1825 г. строится первая пассажирская железная дорога между Стактоном и Дарлингтоном, а в 1829 – в Лондоне появляются первые омнибусы на конской тяге, положившие начало дешевому общественному транспорту.
Европейцы стремятся покорить с помощью новых средств водное и воздушное пространство. Только за 1783 г. во Франции появился первый пароход, Луи Ленорман совершил первый успешный прыжок с парашютом, братья Монгольфье пролетели 9 км на воздушном шаре в окрестностях Парижа, а в 1785 г. состоялся первый перелет на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом, через Ла Манш. Покоряются и самые высокие горы: в 1787 г. швейцарские альпинисты смогли подняться на высшую точку Европы – гору Монблан в Альпах.
Пространство преодолевается и за счет новых средств передачи информации. В 1794 г. изобретен телеграф в виде семафора, в 1804 г. в Барселоне устанавливается более совершенный телеграф. В 1808 г. изобретена первая печатная машинка, а в 1811 г. Фридрих Кениг изобрел паровой пресс для печати.
Цивилизация справедливо ассоциируется с жизненным комфортом: в 1792 г. в Англии впервые использован газ для освещения помещений, а в 1797 г. – первые бумажные деньги (фунты стерлингов). Франсуа Аппер (1795) изобрел способ консервирования, что стимулировало развитие пищевой промышленности, и в 1811 г. в Англии уже открыт первый консервный завод, обслуживающий прежде всего нужды армии.
В 1796 г. англичанин Эдуард Дженнер изобретает прививки, используя вакцину против оспы.
В 1823 году шотландский химик Чарлз Макинтош придумал непромокаемый плащ («макинтош»), а годом раньше француз Жозеф Ньепс впервые получил фиксированное фотоизображение на металле, открыв эру фотографии.
Но, к сожалению, наряду с позитивными сторонами научного прогресса, рельефно проступают те разрушительные тенденции, которые ставят под сомнение правомерность столь активного вмешательства человека в мир природы. Достаточного такого примера: в 1780-е годы некоторые восточноафриканские государства сказочно разбогатели за счет продажи европейцам бивней слонов, которые шли на производство клавиш для фортепиано и биллиардных шаров. Разрушаются и культурные ценнрости. Так, граф Элджин в 1801 г. вывез в Англию ценнейшие скульптуры афинского Парфенона (в 1816 г. они были закуплены Британским музеем). Из Египта был вывезен открытый в 1799 г., во время наполеоновского похода, знаменитый Розетский камень, позволивший позднее Шамполиону расшифровать древнеегипетские иероглифы.
Один из признаков «цивилизации» - изобретение врачом Гильотеном нового орудия для быстрого осуществления смертной казни – гильотины, на которой по приговору революционного трибунала в годы якобинского террора (1793-1794) погибли 14 тысяч человек. В армии в эту эпоху служит невиданное до сих пор количество людей. Только во Франции после введения робеспьеровского декрета о всеобщей воинской обязанности к 1799г. под ружьем было 750 тыс. солдат, а при Наполеоне, с 1808 по 1815 гг. воевали 2 миллиона французов. На полях сражений сходятся могучие армии, совершенствуется вооружение, строятся военные заводы, что приводит к увеличению численности жертв военных кампаний.
И при всем этом успехи цивилизации не могли спасти людей от природных бедствий, которые периодически случались на европейских территориях.