Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Цивилизационные процессы Нового времени




Изменения в организации обыденной, светской жизни человека Нового времени направлены в сторону усиления комфорта и рациональности.

Так, в области денежной системы следует отметить опыт англичан. В 1670 г. был основан Английский банк (Bank of England). Взгляды Джона Локка и сэра Исаака Ньютона были положены в основу реорганизации английских денег в 1696 г. Появляются бумажные деньги; старейшая сохранившаяся банкнота датируется 1699 г.
Формируется новый тип почтовых пересылок: в 1680 г. английский купец Уильям Докура основывает в Лондоне Penny Post – почту, перевозящую письмо за 1 пенни.
Начинается революция в промышленности, сельском хозяйстве. Лидер здесь – Англия. В начале ХVIII столетия – в 1709 г. Абрахам Дарби строит коксовую печь, а в 1712 г. Томас Ньюмен – первую паровую машину с использованием поршня. Томас Кук начинает проводить ежегодные ассамблеи по применению новых методов ведения сельского хозяйства.
Новые открытия в военном деле: изобретение лондонцем Джеймсом Паклом первого автоматического ружья (1718). К новшествам бытовой культуры следует отнести создание шведом Мартином Тривалдом первой системы центрального отопления с помощью горячей воды (1716).
К новостям научной жизни, о чем отчасти было сказано выше, относится изобретение сэра И. Ньютона отражательного телескопа (1668); изобретение немцем Габриелем Даниелем Фаренгейтом ртутного термометра с особой шкалой («шкала Фаренгейта», 1716).
Новости культурной жизни: создание итальянцем БартоломеоКристофи первого пианино (1709); открытие в Берлине первой абонементной библиотеки (1704).
Даже далеко не полный перечень достижений культуры эпохи Нового времени позволяет сделать вывод о том, что жизнь европейцев становится все более цивилизованной.

Эпоха Просвещения

Просвещение - это широкое социокультурное движение, возникшее в Англии в ХVII веке и распространившееся особенно во Франции, а затем и на всем Европейском континенте до начала ХIХ в. с целью освобождения человечества от невежества при помощи разума. В ХVIII столетии общество значительно отдалилось от христианских ценностей, что выразилось в процессе обмирщения культуры.
Мыслители и культурные деятели Просвещения – «просветители» были убеждены, что развитие Разума, то есть прежде всего прогресс науки и просвещение народа, может оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и будет способствовать его устройству на началах всеобщего равенства, соответствующего законам природы.
В ХVIII значительно усилился процесс секуляризациикультуры (отчуждения от церковных, религиозных ценностей), чем отличается современная цивилизация. Результатом этого процесса стали деизм и атеизм.
Деизм
– это религиозно – философская доктрина, которая признает Бога как Высшее Существо, сотворившее целесообразную «машину» природы и давшее ей законы и движение. Однако деизм отвергает дальнейшее вмешательство Бога (Божий Промысел) в развитие мира. Деизм осуждал религии, но сохранял естественную религиозность.
Атеизм – буквально «безбожие» - отрицал существование Бога и религии, считая любую идею Бога результатом страха или корысти людей.
Особым достижением Просвещения была педагогика – наука о воспитании и основах дидактики (искусстве преподавания).
Выдающийся немецкий философ Иммануил Кант усматривал суть Просвещения в использовании человеческого разума для осуществления социального прогресса; Г. Гегель утверждал необходимость пересмотреть и изменить существующий способ правления, идеологии, права, религии, искусства в целях совершенствования социального и государственного устройства.
«Просвещение, - писал Кант, - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной воле».
Далее И. Кант раскрывает смысл сказанного так: «Несовершеннолетие по собственной воле – это такое, причины которого заключаются не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения».
Французские просветители ХVIII века (Вольтер, Ж. Кондорсе, А. Тюрго, и другие) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека, понимая историю общества как путь от варварства и невежества к просвещенному и культурному состоянию.
Основными чертами идейно-культурного движения Просвещения являются: стремление человеческого разума проникнуть в тайны бытия, поиск гармонии индивидуальной и общественной жизни, вера в искусство как средство достижения такой гармонии. Большинство просветителей (Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Г. Лессинг, И. Гердер, И. Шиллер, М.В. Ломоносов, Д. Фонвизин и другие) воспринимали культуру и искусство как социального явления в их целостности и возможности прогрессивных и регрессивных тенденций развития.

Просвещение отличается активностью, критическим отношением к действительности в сочетании с позитивной программой переустройства общества на основе Разума, что отражается в философичности и дидактизме (учительстве) просветительской культуры. Критике подвергались все институты общества. В вопросах религии просветители исповедовали взгляды от деизма до атеизма. В оценке Церкви просветители использовали жесткий и экстремистский лозунг Вольтера «Раздавите гадину!»
Крупнейшим событием эпохи следует считать выход во Франции первого тома «Энциклопедии». Полное название этого труда - «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Издание основного состава «Энциклопедии» (17 томов текста и 11 томов гравюр-иллюстраций) было завершено к 1772 году; к 1780 г. «Энциклопедия» состояла уже из 35 томов. В ней содержался полный свод знаний и просветительских представлений о природе, обществе, науке, искусстве, которые сложились к ХVIII в.
Начинается новый этап Просвещения: от разрозненных попыток утвердить просветительские идеи – к объединению сил просветителей; от деизма Вольтерак атеизму Дидро; от идеи «просвещенной монархии» и увлечения английским государственным устройством – к разработке революционного изменения французского общественного строя, ликвидации всех черт феодализма, к утверждению идеи республики и принципа равенства – таков путь французского Просвещения, отразившего общеевропейские тенденции в наиболее яркой форме.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1501 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.