Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности искусства Западной Европы ХVII века. Классицизм и барокко




Как уже было сказано выше, в ХVII веке возникает и бурно развивается экспериментальная наука; происходит становление буржуазного способа производства; это период буржуазных революций в Англии, Голландии и расцвета абсолютистских монархий (так, во Франции – это «век Людовика ХIV»). После Реформации - широкого религиозного и социально – политического движения, начавшегося в ХVI веке в Германии и направленного на преобразование христианского вероучения и Церкви, наступает Контрреформация и усиление позиций Церкви, которая стремится вернуть былое влияние и укрепить свои позиции.
В «эпоху Рационализма» парадигма развития искусства соответствовала философским принципам Рене Декарта, изложенным в его «Рассуждении о методе» (1637). В этом труде Декарт сформулировал четыре закона познания: 1) допускать в качестве истинных лишь те положения, которые представляются ясными, отчетливыми и не могут вызывать никаких сомнений в их истинности; 2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы или задачи; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; 4) не допускать никаких логических пропусков в исследовании. Эти идеи были реализованы в архитектуре и живописи, а также в литературе – в сложных по своей конструкции романных формах, драматургии, судьбах героев и т.д.
Искусство в эпоху Нового времени становится одним их мощных средств распространения новых идеалов и культурных ценностей. Великие европейские монархии возлагают на художника задачу создания грандиозного, роскошного и убедительного образа королевской власти и государственного могущества. Но при этом в живописи, наряду с классическим парадным портретом, подчеркивающим достоинство королей и вельмож, появляются и изображения людей труда, искусства и науки. Примером этому могут служить работы голландского живописца Яна Вермеера Делфтского – «Кружевница», «Географ».
Основные художественные стили, рожденные европейской культурой Нового времени (ХVII-ХIХ вв.) – это классицизм и барокко. Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – стиль и направление в литературе и искусстве ХVII – нач. ХIХ вв., обратившееся к античному наследию как художественно – эстетической норме и идеальному образцу. Барокко (от итальянского barocco, буквально – странный, причудливый) – основное стилевое направление Европы и Америки конца ХVII – середины ХVIII столетия.
Основными признаками барокко в искусстве являются преображение естественного объекта, искажение классических пропорций, эффекты расширения и сжатия пространства, оптический обман. Приемы эти нацелены на усиление эмоционального воздействия искусства, призванного восхитить зрителя, сделать осязаемым даже то, что далеко от повседневности.
Художники стремятся к уходящей в бесконечность нерасчлененности внешнего и внутреннего пространства архитектуры и живописи, неразделенности рукотворного и естественного, так что природные стихии (вода и свет) используются в художественном творчестве, а взаимопроникновение разных видов искусств делает наблюдателя одновременно зрителем и актером. Быстро развивается техника, ибо в ней заложена мощная сила экспрессивного воздействия.
В эпоху барокко европейские города приобретают правильную структуру, основу которой составляет сеть легко проходимых улиц, соединяющих важнейшие центры, городские ворота, церкви и дворцы. Монументальные постройкиукрашают прекрасно выполненные фасады. Один из первых проектов такой перепланировки города был осуществлен в Риме при папе Сиксте V (1585-1590) под руководством архитектора Доменико Фонтана (1543-1607).
Облик современного Рима в целом сложился на протяжении ХVII века при папе Иннокентии Х (1644-1655) благодаря усилиям Джан Лоренцо Бернини (1598-1680) и Франческо Кастелли по прозванию Барромини (1599- 1667).
Многое изменил ХVII век и в облике Парижа, который стал приобретать современные очертания при Генрихе IV (1598-1610), когда была создана королевская площадь правильной геометрической формы с одинаковыми жилыми домами по периметру со статуей монарха в центре.
При Ришелье и Людовике ХIII (1617-1643) разворачиваются большие работы по обустройству и расширению Лувра, но лишь с окончательным утверждением абсолютной монархии при Людовике ХIV (1661-1715) Париж, развитие которого было возложено на Кольбера, приобретает облик великой столицы.
Символ абсолютизма и образец для всех королевских дворцов, строительство которых в этот период времени до ХVIII в. становится знаменательным, - это, конечно, Версаль, который воплотил дух и вкусы эпохи Людовика ХIV. Внутреннее убранство Версаля и прежде всего его зеркальная галерея, спланированная Мансаром в 1678-1684 гг., блистательно проявили экспрессивные возможности живописи французского барокко.
Основы живописи барокко были заложены в Риме в последнее десятилетие ХVI века. В ней проявились две тенденции: классическая, связанная с именем Аннибале Каррачи (1566-1609), и реалистическая, выраженная в творчестве Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610). Между этими направлениями проявило себя стилистическое новаторство европейских художников, стремившихся к взаимопроникновению разных видов искусства и поиску новых выразительных средств, связанных с повседневной реальностью и натуральностью изображения.
Одним из наиболее успешно развивающихся жанров ХVII века был натюрморт (от голландского stil leven – неподвижная жизнь или, что точнее – мертвая природа). Распространившийся в Испании и Фландрии, Германии и Франции, в Италии натюрморт достиг новых высот благодаря деятельности Караваджо и его последователей, для которых он был воплощением идеальных ценностей живописи).
Любой великий художник в какой-то мере обладает пророческим даром, но лишь некоторым удается выразить те ощущения, которые распространяются уже после них и всеми теми, кому дорого искусство. К таким художникам, в частности, относился живописец Питер Пауль Рубенс
(1577-1640) – главная фигура во фламандской живописи ХVII века. В его образовании, которое началось в Амстердаме, фундаментальную роль сыграли впечатления, полученные во время учебной поездки в Италию (1600-1608). Он отдавал дань многим живописным жанрам, от религиозной картины до мифологической и аллегорической композиции, от портрета до пейзажа. Рубенс делал модели для скульптур и картоны для гобеленов, разрабатывал архитектурные проекты. Будучи весьма образованным и состоятельным человеком, он выполнял заказы для многих дворов Европы: историко-аллегорический цикл для галереи Люксембургского дворца для Марии Медичи (1621-1635, в настоящее время находится в Лувре); росписи Банкетного зала Лондонского дворца Уайт-холл (1629-1634); цикл на тему «Метаморфоз» Овидия (1636-1638) – Мадрид.
ХVII столетие было эпохой расцвета голландского искусства, особенно тех живописных жанров, которые по формату и сюжету подходили для украшения домов, интерьера, архитектурного вида, натюрморта. В Харлеме наиболее яркой фигурой был Франс Хальс (1581/1585-1666). Выдающийся портретист, он преодолел условности маньеризма, вернув изображению естественность и теплоту, а позам и выражению лиц – непосредственность.
Безусловным лидером в изобразительном искусстве Европы ХVII века был Рембрандт Харменс Ван Рейн (1606-1669), живописец исключительного темперамента, а также рисовальщик и гравер. Художник ведет неустанный поиск более совершенной выразительности, создавая невероятное множество портретов и автопортретов. Рембрандт становится самым знаменитым в бюргерских кругах портретистом: к 1632 г. относится его картина «Урок анатомии доктора Тульпа», а к 1642 г. – быстро ставший знаменитым «Ночной дозор» (Амстердам, Государственный музей) – абсолютно новая интерпретация группового портрета.
ХVII век – это и золотой век испанской живописи. Активно заявляют о себе города Андалузии, особенно Севилья – экономический, культурный и духовный центр Испании. Многие художники стали перебираться в Мадрид, поближе ко двору; многие выполняли заказы Церкви по всему королевству. Среди выдающихся испанских художников необходимо назвать Франсиско де Сурбарана (1598-1664), Диего Веласкеса (1599-т1660) и Алонсо Кано (1601-1667).Уже в юношеских произведениях Веласкесаощущается характерная выразительность художественного языка, связанного с воспроизведением повседневной народной жизни («Старуха, жарящая яичницу»,Эдинбург, Национальная галерея); не менее реалистичны и религиозные образы, свидетельствующие о том, что Веласкес – выдающийся самобытный мастер. Он достигает наивысшего мастерства и благодаря свободной непринужденной манере, использованию мягкого, нежного цвета, гармонии реальности и иллюзии.
Эпоха классицизма и барокко ознаменована замечательными достижениями во всех сферах культуры и искусства Европы. Так, классицизм в скульптуре связан с именами Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, а в музыке – с творчеством Ф.И. Гайдна, В.А. Моцарта, Людвига ван Бетховена, К.В. Глюка. Во время Империи классицизм вырождается в имперский стиль – стиль ампир, который прежде всего проявился в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

Литература

Жанры развития литературы в общем синтезе искусств также отражали характер эпохи Нового времени. Так, в 1674 г. крупнейший теоретик классицизма Николя Буало-Депрео выпустил трактат в стихах «Поэтическое искусство», в котором были указаны основные требования классической поэтики. В основу своей концепции Буало положил культ Разума и соответствующий ему принцип правдоподобия: поэт должен изображать не фантастическое, а природу и общество, при этом он должен облагораживать предмет изображения, воплощая в искусстве эстетический идеал. Этот идеал, с точки зрения классицистов, универсален и неизменен. Литературные жанры были разделены на главные и неглавные, высокие и низкие. Проза в данной системе оказывалась на периферии искусства. При этом развитие в творчестве классицистов получили эпистолярная, полемическая, ораторская, афористическая и мемуарная проза.
Заслуживает внимания интересный историко-культурный факт: в 1687г. Шарль Перро прочитал во Французской Академии свою поэму «Век Людовика Великого». В поэме, в точном соответствии с указаниями Буало, действительность преобразована в свете идеала, а царствование Людовика ХIV, пришедшее как раз в это время к упадку, изображалось самым прекрасным и совершенным в истории. Объясняя данный феномен, Перро утверждал, что новое время ничем не хуже античности, «новые» люди не уступают «древним» ни в науках, ни в искусствах, ни в ремеслах. Во главе «новых» встал Перро, а во главе «древних» - Буало. Отвечая на критику со стороны противников, Перро в 1688-1697 гг. выпустил четырехтомный трактат «Сравнение древних и новых в вопросах искусств и наук». В нем утверждается, что в литературе, так же как и в жизни, существует прогресс, поэтому нет необходимости опираться на авторитет древних, на античное искусство, создавая искусство Нового времени. Касаясь во втором томе (1691) античных сказок, Перро пишет знаменитую фразу: «Милетские рассказы так ребячливы, что слишком много чести противопоставлять их нашим сказкам матушки Гусыни или об Ослиной Коже».
И Перро обращается к жанру сказки, чтобы от теории перейти к практическому доказательству своей правоты. Выпуская свои стихотворные сказки, Перро в их предисловии писал, что его сказки стоят выше античных, поскольку, в отличие от последних, они содержат моральные наставлени. Критикуя античные сказки, он отмечал: «Не таковы сказки, сочиненные нашими предками для своих детей, - они рассказывали их не с таким изяществом и украшениями, какими греки и римляне украсили свои мифы; они всегда весьма заботились о том, чтобы сказки их заключали в себе похвальную и поучительную мораль. Везде в них добродетель вознаграждена и порок наказан. Все они стремятся показать, как выгодно быть честным, терпеливым, рассудительным, трудолюбивым, послушным и какое зло постигает тех, кто не таковы».
Сказка «Спящая красавица» (1696) впервые в полной мере воплотила основные черты нового типа сказки. В произведениях Перро любовь идеальна, дружба и преданность предстают как неотъемлемые качества добрых и честных людей. Для Перро характерно связывать веру в человека с детьми (!) (к примеру, сказка «Мальчик-с-пальчик»), с теми, кто беден (хозяин Кота в сапогах), не наделен красотой (Рике-с-хохолком). В «Золушке» Шарль Перро рассказывает чудесную историю о превращении бедной и, казалось бы, ничем не примечательной внешне, но трудолюбивой и смиренной девушки, в прекрасную принцессу. Следует отметить, что для ХVII века это сказочный мотив был весьма демократичным.
Эстетический спор, в котором участвовали и другие теоретики искусства и писатели, закончился в 1700 году, когда Буало признал правоту «новых». Правомерно заключить, что пафос новизны – существенная черта переходных периодов, отмеченных переоценкой ценностей и сменой культурных ориентиров.

Искусство балета

Из комедий-балетов Ж.Б. Мольера и лирических произведений Ж.Б. Люлли на рубеже ХVII-ХVIII веков постепенно оформляется балет как самостоятельный вид искусства. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл работавший с Мольером и Люлли французский балетмейстер Пьер Бошан.
Его «фигурные танцы» отличались более разнообразным, чем раньше, рисунком и более сложной техникой, включающей прыжки и пируэты. Вместе с тем, Бошан, вводя в барочную пышность и вычурность спектаклей логику классицизма, свел жесты танцоров к пяти позициям рук и ног, и в настоящее время составляющих основу балетного танца.
Их отличительная черта – абсолютная искусственность, требующая длительных упражнений. В балете танцуют не так, как на народном празднике: все свидетельствует о благородстве, достоинстве, избранности тех, кто изображен на сцене, и, соответственно, тех, кто находится в зале.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3069 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.