· Культурология как наука и учебная дисциплина
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, которые отражают активную творческую деятельность людей в освоении мира в ходе исторического развития человеческого общества.
Культурология – система знаний о сущности, закономерностях культуры, о механизмах функционирования культурных форм, явлений.
Функции культурологии – воспитательная, аксеологическая (ценностная), мирровозренческая, регулятивная, прогностическая, методологическая, теоретико-познавательная.
Культурология как наука стала формироваться в сфере гуманитарного знания в 20 веке, хотя, еще в 19 веке английский религиовед и антрополог Э.Б. Тайлор выдвинул идею создния особой “Науки о культуре”. Впервые термин культурология как название особой науки, предметом исследования которой была бы культура, предложен немецким химиком и философом Вильгельмом Оствальдом в 1909 году. Широко использоваться термин культурология стал благодаря американскому антропологу Л.А. Уайту. Именно он в 1939 году стал рассматривать кутурологию как принципиально новый путь изучения культуры.
Культурология как наука формируется, четко ли определены её предмет, структура, понятийный аппарат, но с 1987 года она преподается как учебная дисциплина в вузах России.
Значения культурологического знания для современного человека:
1. Облегчает вхождение человека в общество, в определенную систему его норм и ценностей.
2. Влияет на уровень профессионального образования и профессиональной работы, инженерной культуры, позволяет уменьшить количество ошибок при принятии решений в профессиональной сфере.
· Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология.
Компоненты предмета культурология:
1. морфология культуры – рассматривает структуру и функции культуры
2. онтология кльтуры – предусматривает многообразие определений и ракурсов познания культуры, изучает её социальные функции и параметры
3. гносеология культуры – процесс познания культуры
4. культурная семантика – дает представление о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры
5. антропология культуры – изучает личностные параметры культуры, рассматривает человека как производителя и потребителя культуры
6. социология культуры – рассматривает социальную стратификацию и пространственно временную дифференцированность культур
7. социальная динамика культуры – дает представление об основных типах социокультурных процессах, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем
8. историческая динамика культуры – дает представление об эволюции форм социокультурной оганизации
9. прикладные аспекты культурологии – дают представление о культурной политике, функциях культурных институтов
Культурология как наука делится на фундаментальную (теоретическую) и прикладную.
Фундаментальная культурология изучает теоретические проблемы культурологии, разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования.
Прикладная культурология занимается исследованием результатов реальной культурной деятельности человека на протяжении всей его исторической линии жизни. Опираясь на теоретические знания ставит своей целью прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов.
· Методы культурологических исследований.
Методами изучения культуры и культурологии являются:
1. Диахронический – рассматривает в хронологической последовательности возникновение, развитие, проявление фактов, явлений, событий мировой и отечественной культуры
2. Синхронический – предусматривает совокупный анализ двух или нескольких культур на протяжении времени их развития с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий
3. Семиотический – изучает культуру как знаковую систему
4. Психологический – изучает психологические особенности национальной культуры – и её носителя
5. Биографический – включает анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, отраженного в его культурной деятельности
6. Моделирования – предусматривает создание модели определенного периода в развитии культуры. Для выявления его наиболее существенных черт
7. Сравнительно-исторический – использует сравнение как средство для сопоставления исторических срезов ряда явлений культурного комплекса и проникновение в их сущности
8. Структурно- функциональный – раскладывает исследуемый объект культуры на составные части и выявляет их внутренние связи, обусловленности взаимоотношений. На базе данного метода была разработана методология исследования культурно-генетических процессов, получившая название – герменевтика – учение и искусство истолкования текстов.