Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Билет № 22 теория архетипов юнга




Юнг в книге"Инстинкт и бессознательное" ввел понят.архетип.

Понят.архетипа одно из важнейш.в феноменологии культуры.

“коллективн.бессознат-ое”, кот.присуще всем людям, передается по наслед-ву и явл.корнем индивд.психики. коллективн.бессознат.это система установок и типичных реакций, незаметно опред-щих жизнь ч-ка. Под влияением врожденных программ и универсадьных образцов наход-ся не только элементарн.поведенч.реакции, но и восприятие, мышлен,воображен-е. эти образы или прообразы получ.название архетипов коллект-го бессознат-го. Сам архетип не входит в сознание, он всегда соед-ся с к-то представл-ями и подверг-ся обработке сознания. Ближе всего к самому архетипу наход-ся архитипч.образы, данные в опыте сновидений, галлюц-ий,мистич.видений, когда сознат.обработка мин-на.

Архетипич.образы всегда сопровожд.ч-ка, они явл-ся ситоком мифологии, религии,и-ва.

По мнению Ю.бессознат-ое вырабатывает опр-ые формы или идеи, носящие схематич.хар-р и сост-щие осн-ву всех представлений ч-ка. Эти формы не имеют внутр.содержания, а явл-ся формальными эл-ми, способ-ми оформится в конкр.представление только тогда, когда они проникают на сознат-ый Ур-нь спихики. Выделенным формальным эл-там психики Ю даёт название –архетипы.,кот.как бы иммнентно присущи всему ч-кому роду.

Архетипы, согласно Ю, предст-ют формальные образы поведения или символические образы, на основе кот-х оформляются конкретные наполненные содержанием оьразы, соответ-щие в реал.жизни стереотипам сознат-ой деят-ти ч-ка.

Ю в отлич от Фрейда разделил коллективн.бессознат-ое и инд-ое. Именно коллективн.бессознат-ое явл-ся резервуаром, где сконцентрированы все архетипы.

Юнг ввел понятие коллективн.бессознат-ое и архетип чтб рассмотр.природу бессознат-го нп в биологич.плане, а т.зрен.символического обознач-ия и схематич-го оформления структурных представлений человека. но Ю не удалось уйти от биологич-го подхода к бессознат. Как архетипы так и коллективн.бессознат.в конечном счете оказ-ся внутр.продуктами психики ч-ка, представляя наслед-ые формы и идеи всего челов-кого рода.

в отличие от Фрейда Юнг проводит более глубинную дифференциацию уровней развития психики и вводит Наряду с такими инстанциями, как "Я", "инд. бессознательное" и "коллективн. Бессознат-ое":

" Персону " – своеобраз. маску, кот. надев. личность в ответ на требования социального окружения. Если "Я" равно "Персоне", то личность предстает в виде отчужд-го существа, играющего опр-ую соц.роль, навяз-ю обществом;

" Аниму " – абстрактн. образ, предс-щий женский "архетип" в мужчине.с пом.него достиг-ся взаимопоним. м/у полами;

" Анимус " – абстрактн.образ, представ-ий мужск. "архетип" в женщ. Посредством него достиг. Взаимопоним. м/у полами;

" Тень " - "архетип", сост-ий из животных инстин-ов и явл-ся средоточием темных, низменных сторон личности. Агрессивн. и антисоц-ые устремления "Тени" могут не проявл-я в открытой форме, т.к. они скрыв-я под маской "Персоны" или вытесняются в "индивидуал. бессознательное";

" Самость " – центр-ый "архетип" личности, вокруг которого концентрир. все психические св-ва человека. Сфера "Самости" - нечто среднее между сознат.и бессознат-м, центр тотальной лич-и.

В отлич.от Фрейда Ю идет по пути дифференциации фрейдовского “оно”. У Фрейда оно- биологич,природ-ое. У Ю же бессознат-ое включает социал.моменты., и архетипы бессознат-го носят наслед-ый хар-р. Все архетипы: от аниме до тени, от инд-го до коллектив-го остаются непосред-мы данностями ч-кой психики,кот.имеют право на сущ-ие лишь в лоне природ-ти и естест-ти ч-кого организма. Не сулч-но Ю принижает знач-е сознат-ой д-ти ч-ка и в большей сере обращается к анализу бессознат-ых архетипов,чем к сознат-му Я.

БИЛЕТ № 23. ПРЕКРАСНОЕ И БЕЗОБРАЗНОЕ КАК ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТГОРИИ. Из книги Виктора Бычкова «Эстетика». Прекрасное. Одной из главных модификаций эстет-го в классической эстетике является категория пр-ного. Она наиболее полно хар-ет традиционные эстет. ценности, вызывает в субъекте эстет. наслаждение. Наряду с благом и истиной пр-ное – одно из древн. понятий культуры, богословия, философской мысли.

С древн. времен термины «пр-ное» и «красота» употреблялись как синонимы, хотя термин «пр-ное» чаще использовался в качестве широкой оценочной категории, а «красота» – для обозначения совершенства Универсума.

Сегодня можно понятия пр-ного и красоты. Если пр-ное – одна из сущностных модификаций эстет-го, т.е. харак-ка субъект-объектных отношений, то красота– категория, входящая в смысловое поле пр-ного и являющаяся хар-кой только эстет. объекта. С ее помощью фактически с античности стремились обозначить ту трудноуловимую совокупность свойств объекта (природного, предметного, произведения искусства), которая приводит к генерации чувства пр-ного, к неутилитарному наслаждению.

Когда все необходимые условия конкретной эстет. ситуации оказываются в наличии, реализуется событие пр-ного. Оно хар-ся полным отсутствием какой-либо утилитарной цели и корысти, свободной игрой душевно-духовных сил, воспарением духа, где он погружается в состояние покойного блаженства, сопровождающегося ощущением предельной комфортности жизненной самореализации, полного соответствия частностей общему, реального мира идеальному. И все это выражается в конечном счете в неописуемом духовном (эстет-м) наслаждении, кот. он только и может обозначить как «пр-ное».

Безобразное. Категория без-ного возникла в эст-ке как оппозиционная категории пр-ного. Ею обозначают ту область неутилитарных субъект-объектных отношений, которая связана с негатив. эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т.п. Наиболее активно разрабатывалась в сфере эст-ки с древ. времен и осмысливалась в двух аспектах: без-ное в действительности и без-ное в искусстве.

Розенкранц выделяет три осн. вида без-ного: бесформенность (аморфность, асимметрия, дисгармония); неправильность (вообще, в стиле, в отдельных видах искусства) и, как «генетическая основа» любого без-ного, уродство.

Т. Адорно «Эстетической теории»: Для него без-ное – базовая негативная категория эст-ки; оно первично по отношению к пр-ному. Исторически понятие без-ного возникло в процессе развития культуры (и искусства) на этапе, для которого были хар-ны кровавые культы, человеч. жертвоприношения, каннибализм, табуированные культурой и обозначенные как без-ное – символ «несвободы» ч-ка от мифического ужаса. Особо Адорно подчеркивает роль соц. зла и несправедливости в возникновении без-ного, в том числе и в искусстве. Пр-ное и основанное на нем искусство возникли через отрицание, снятие без-ного.

БИЛЕТ № 24 Понятие стиля (С). Границы, сущность, типология.

Сущ-ет неск-ко подходов к опр-ию понятия «С»: 1. описательный подход: С – совок-сть осн. черт и признаков направления в творчестве данного времени. Недостатки: описывая тот или иной стиль, мы остаемся на уровне перечисления и не приближаемся к сути; описания разных стилей выглядят оч. похоже, это запутывает. 2. формально-содержательный: единство подходов здесь не просматривается, в одном случае главенствующая роль отдается содержат-ой стороне, в др- форме.

Исследователи, кот. подчеркивают относительную независимость формы, придерживаются мнения, что С – категория формальная. С – форма, в кот. реализуется опред-ое содержание. Эта форма самостоятельна: при определении стиля, измеряются прежде всего элементы формы. С выражается в том, что мы м. потрогать, а не в том, что мы м. себе представить.

Часть определений настаивает на главной роли содерж-ной стороны: иногда С отождествляют с худ-ым методом, иногда – с творч-кой манерой художника. Это чересчур расширенное понимание стиля. Авторы данного направления связывают понятие «стиль эпохи» с худ. методом: каждой эпохе сущ-ют различн. худ. методы, а в рамках этих методов развиваются различн. стили, кот. включают в себя художников разн. творческих манер. Здесь наличие метода предшествует формир-нию стиля, а значит, самосознанию художника отводится решающая роль в стилеобразовании. Такое определение неправомерно расширяет значение осознания в творческом процессе. Отталкиваясь от подобного определения, невозможно перейти на более общий уровень изучения стиля (туда, где идейная сторона представлена в миним-ой дозе, напр., стиля исполнения спорт. эл-та, стиль научного мышления).

Целесообразно, на мой взгляд, представлять С с т.з единства формального и содержательного моментов. С - совок-сть образа, ср-в худ выразительности, творческих приемов, обусловленную единством идейно-творческого содержания (из словаря). Вообще, под С можно понимать стилистическую определенность предметно-пространственной среды, кот. формир-ся в опред-ую эпоху. Каждая эпоха хар-ся единством использ-х форм, средств, приемов и эстетического идеала. Но само по себе это единство не служит существенной хар-кой стиля, такими же хар-ми обладают метод, творческий почерк и т.д. Эта возможность приводит к стремлению подчинить стиль к чему-то более общему. Поэтому следует определить С как характерный вид, разновидность чего-нить, выражающаяся в свойствах худ-го оформления.

4. феноменологический: С как выражение/проявление. Во-первых, в данном подходе С не сводит-ся лишь к форме и содержанию, т.к эти хар-ки м.б. отнесены к любому объекту.

Во-вторых, С есть единство внутр-го и внешн-го, это основа, обуславливающая организ-ию формы, С проявляется, это проявление рождает стиль, поэтому отдельную деталь невозможно оценивать без ее связи со всем остальным. В-третьих, это единство задает особую цельность каждого отдельного стилевого проявления. Обобщая сказанное выше, можно определить стиль, как выражение. На мой взгляд, в стиле выражает себя чел-к, точнее его тело. Появившиеся вновь потребности вызваны изменившимися навыками движения, способами держать себя. Эти потребн-сти влияют на изменение предметного мира. Стиль создается чел-ком, кот. создается культурой. Отсюда м. сделать вывод, что кул-ра также выражает себя в стиле. Появление С связано с культурно-экономическими обстоятельствами. Возникнув стиль проявл-ся в различн. сферах кул-ры, стиль не исчезает бесследно, некот. стилевые черты «проходят» через эпохи. При этом кул-ру следует понимать как живой организм, с душой, судьбой, собств-ми законами, а стиль, как выражение души культуры. Картина этой души у каждой кул-ры своя.

Границы стиля опред-ся: 1. субъектом (тот, кто создает и реализует стиль) (говорят: стиль жизни, чел-ка, автора, периода, эпохи) 2. сферой действия стиля: отдельные жанры (стилистика новеллы), отдельн. виды искусства (футуризм в поэзии), нес-ко видов (классицизм в лит-ре, театре, архитектуре), отдельн. сферы культуры (рационализм как стиль мышления), культурно-историч-ие стили (борокко, модерн).

Типология: представляем систему координат, на одной оси – субъекты и носители стиля(могут быть соц. группы, этно), а на др.- эл-ты кул-ры, в кот он проявляется (д-н, декоротивно-прикладное, наука, пол-ка ит.д.). Большой стиль занимает все простанство. Пример, стиль Шанель, стиль модерн, стиль Россини (опера)

 

БИЛЕТ №25. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СТИЛЯ ПО ЛОСЕВУ. Теория худ. стиля интересовала Лосева на протяжении всей его творч. деят-ти. Худ. стиль (ХС) по Лосеву - это принцип конструирования всего потенциала худ. произведения на основе его тех или иных надструктурных и внехудожественных заданностей и его первичных моделей, ощущаемых,2 однако, имманентно самим худ. структурам произведения”. Элементы стиля: Доструктурные черты ХС (это прежде всего цельность – диалектическое единство чувственной образности и отвлеченной идейности, содержании и формы, единичного и общего, эти элементы растворяются др. в друге) + к достр. чертам относятся все органически-жизненные особенности стилей. Структурные части (каждый ХС содержит в себе структурную природу. Худ. структура возможна только там, где она предстовляет собой воплощение той или иной модели, обрзца (модель – это первоисточник, основа стиля). При этом четкую струк-ру стилей вывести невозможно, т.к. стили воплощают разные образы). Эстетические черты ХС (ХС –есть нечто эстетическое, но эстетическое в стиле– есть не только художественное, эстетическое должно быть воплощено в материальном плане, чтобы быть созерцательным и утилитарным). Идеологические черты (стиль – это отражение действительности, стиль- это принцип переделывания действительности, стиль – это слияние личностных, природных и общественных элементов на основе исторической значимости). ВЫВОД: эти 4 стороны ХС – являются для него существенными. Сам ХС есть принцип конструирования, но имеется и само худ. произведение, кот. выражено в своем ХС. поэтому можно сказать что ХС – есть принцип конструирования самого худ. произ-ния во всем его худ. потенциале на основе первичных впечатлений, жизненных ориентировок художника.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 982 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2312 - | 2040 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.