Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тематический тренинг: культура и духовная жизнь Руси в XIV – XVI вв

1. Литературное произведение, повествующие о вос­стании в Твери в 1327 г.:

а) «Притча о человеческой душе» 6) «Повесть о Шевкале»

в) «Слово о погибели Русской земли» г) «Слово о тверских князьях» д) «Задонщина»

2. Литературное произведение, повествующее о по­беде русских войск на Куликовом поле:

а) «Притча о человеческой душе» б) «Повесть о Шевкале» в) «Слово о погибели Русской земли»

г) «Слово о тверских князьях», д) «Задонщина»

3. Укажите литературные произведения, которые относятся к XIII—XV вв.:

а) «Хождение за три моря» б) «Задонщина» в) «Слово о полку Игореве»

г) «Слово о Законе и Благодати» д) «Слово Серапиона Владимирского»

е) «Житие Александра Невского»

4. Назовите жанр литературы, к которому относится «Повесть о разорении Рязани Батыем»:

а) житийная литература б) поучения отцов церкви в) хождения

г) летописные повести д) былинный

5. Литературное произведение, в котором рассказы­вается о первом посещении русским Индии:

а) «Хождение за три моря» б) «Задонщина» в) «Слово о полку Игореве»

г) «Слово о Законе и Благодати» д) «Слово Серапиона Владимирского»

6. Литературное произведение XIII—XV вв., посвя­щенное истории любви князя и простой крестьян­ской девушки:

а) «Повесть об Авдотье Рязаночке» б) «Сказание о граде Китеже» в) «Сказание о Мамаевом побоище» г) «Житие Петра и Февронии Муромских» д) «Слово Серапиона Владимирского»

7. Укажите литературные произведения, посвящен­ные победе на Куликовом поле:

а) «Задонщина» б) «Сказание о граде Китеже» в) «Слово о житии московского князя Дмитрия Ивановича» г) «Сказание о Мамаевом побоище» д) «Повесть о Шевкале» е) «Послание на Угру»

8. В этом литературном произведении высказаны идеи смирения и покаяния перед ордынским игом, восприятие ига как кары Божьей за грехи:

а) «Повесть об Авдотье Рязаночке» б) «Сказание о граде Китеже» в) «Сказание о Мамаевом побоище» г) «Житие Петра и Февронии Муромских» д) «Слово Серапиона Владимирского»

9. Впервые сформулировал идею «Москва— третий Рим»:

а) Афанасий Никитин г) Феодосии Косой

б) монах Филофей д) Максим Грек

в) Вассиан Рыло

10. Писатель, совершивший путешествие в Индию, «за три моря»:

а) Афанасий Никитин г) Феодосии Косой

б) монах Филофей д) Максим Грек

в) Вассиан Рыло

11. Автор «Послания на Угру» к Ивану III, в котором он высказал идею независимости Руси от Орды:

а) Афанасий Никитин г) Феодосии Косой

б) монах Филофей д) Максим Грек

в) Вассиан Рыло

12. «Волхвы на конях», «Троица», «Макарий Египет­ский», фрески церкви Спаса на Ильине — это ра­боты:

а) Феофана Грека г) Алимпия Печерского

б) Дионисия д) Даниила Черного

в) Прохора с Городца

13. «Троица», росписи Спасского собора Андроникова монастыря, фрески Успенского собора во Влади­мире, росписи собора Успения на Городке — это работы:

а) Андрея Рублева б) Феофана Грека в) Алимпия Печерского г) Дионисия

д) мастеров строгановской школы

14. Характерные черты живописи Андрея Рублева:

а) светлые, полупрозрачные краски

б) темные, мрачные краски красно-коричневой гаммы

в) умиротворенные, спокойные лица святых

г) подчеркнутое внутреннее напряжение и экс­прессивность образов святых

д) золотистый ирреальный фон

е) подчеркнутый аскетизм и суровость ликов свя­тых

15. Назовите характерные черты живописи Феофана Грека: *

а) светлые, полупрозрачные краски б) темные, мрачные краски красно-коричневой гаммы

в) умиротворенные, спокойные лица святых г) подчеркнутое внутреннее напряжение и экс­прессивность образов святых д) золотистый ирреальный фон е) подчеркнутый аскетизм и суровость ликов свя­тых

16.Назовите идеи, которые проповедовали сторонни­ки исихазма:

а) крайний аскетизм б) отрешение от всего мирского как греховного в) оправдание земных грехов

г) церковь должна занимать воинствующую пози­цию, требуя духовных подвигов

д) церковники должны жить в роскоши и не тру­диться

е) церковь должна полностью подчиниться свет­ской власти

17.Черты, характерные для новгородской школы иконописи:

а) контрастные краски — зеленые, синие, белые, красные б) неканоническая экспрессивная манера письма в) нравственный идеал — пассивность и созерца­тельность

г) светлые, полупрозрачные краски д) реалистичность изображения

е) бесплотность и аскетизм образов святых

18.Черты, характерные для московской школы ико­нописи:

а) контрастные краски — зеленые, синие, белые, красные б) неканоническая экспрессивная манера письма в) нравственный идеал — пассивность и созерца­тельность г) светлые, полупрозрачные краски д) реалистичность изображения е) бесплотность и аскетизм образов святых

19.Укажите памятники раннего московского зодче­ства конца XIV — начала XV в.:

а) Спасский собор Андроникова монастыря б) церковь Успения на Городке

в) церковь Спаса на Ильине улице г) церковь Спаса на Нередице д) Троицкая церковь в Сергиевом посаде е) храм Покрова на Рву

20.Назовите памятники, составляющие ансамбль Со­борной площади Московского Кремля:

а) Георгиевский собор Юрьева монастыря б) Успенский собор в) церковь Ризоположения

г) Архангельский собор д) храм Покрова на Рву е) Благовещенский собор

21.Крепости, выстроенные Федором Конем:

а) Белокаменный кремль б) Кремль из красного кирпича в) Китай-город г) Белый город

д) Смоленский кремль е) Архангельский кремль

22.Укажите положения, отстаиваемые стяжателями:

а) церковь должна сосредоточить в своих руках значительные богатства

б) церковь должна активно участвовать в государ­ственных делах

в) служители церкви не должны иметь собствен­ности и жить подаянием и своим трудом

г) над церковью нет господина кроме Бога, она не­зависима от светской власти

д) еретиков следует осудить и предать сожжению

е) с ересями следует бороться только смирением, терпением и словом Божьим

23.Укажите положения, отстаиваемые нестяжате­лями:

а) церковь должна сосредоточить в своих руках значительные богатства

б) церковь должна активно участвовать в государ­ственных делах

в) служители церкви не должны иметь собствен­ности и жить подаянием и своим трудом

г) над церковью нет господина кроме Бога, она не зависима от светской власти

д) еретиков следует осудить и предать сожжению

е) с ересями следует бороться только смирением, терпением и словом Божьим

24. Назовите представителя нестяжательства:

а) митрополит Алексий г) Федор Курицын

б) Иосиф Волоцкий д) Иван Патрикеев

в) Нил Сорский

25. Назовите представителя стяжательства:

а) митрополит Алексий г) Федор Курицын

б) Иосиф Волоцкий д) Иван Патрикеев

в) Нил Сорский

26. Укажите представителя жидовствующих ерети­ков:

а) митрополит Алексий г) Федор Курицын

б) Иосиф Волоцкий д) Иван Патрикеев

в) Нил Сорский

27. Укажите сторонника исихазма и идеи воинствую­щей церкви:

а) митрополит Алексий б) митрополит Киприан в) митрополит Даниил

г) митрополит Афанасий д) патриарх Иов

28. Соотнесите понятия и определения:

а) ксилография г) исихазм

б) стяжатели д) пустынь

в) нестяжатели

1) течение в Русской православной церкви, осуж­дающее накопление земель и богатств церков­никами

2) гравюра по дереву, возникшая в XVI в.

3) течение в Русской православной церкви, высту­пающее за сосредоточение земель и богатств в руках священнослужителей

4) идейное течение, возникшее в XIV в. на Балка­нах, отстаивающее принципы крайнего аске­тизма и воинствующей церкви

29. Укажите позиции, характеризующие взгляды жидовствующих:

а) отрицание божественности Иисуса Христа

б) признание верховенства Нового Завета над Вет­хим

в) признание верховенства Ветхого Завета над Но­вым

г) выступление против поклонения иконам

д) поддержка официальной церкви, ведущих иерархов

е) критика официальной церкви

30. Масштабный свод житий святых, ставший энцик­лопедией русского православия:

а) «Великие Четьи-Минеи» г) «Степенная книга»

б) «Домострой» д) «Изборник»

в) «Задонщина»

31. Труд, повествующий об укладе зажиточного дома в средневековой России:

а) «Великие Четьи-Минеи» г) «Степенная книга»

б) «Домострой» д) «Изборник»

в) «Задонщина»

32. Назовите сочинение, подчеркивающее тесную связь деяний великих князей и государей с де­ятельностью церкви:

а) «Великие Четьи-Минеи» г) «Степенная книга»

б) «Домострой» д) «Изборник»

в) «Задонщина»

33. Соотнесите авторов и произведения:

а) Сильвестр б) А. Курбский в) митрополит Макарий г) Петрок Малый д) Федор Конь

1) Смоленский кремль 2) «Великие Четьи-Минеи» 3) «Домострой»

4) «История о великом князе Московском»

34. Соотнесите авторов и произведения:

а) Петрок Малый б) А. Фиораванти в) А. Рублев г) Феофан Грек д) Дионисий

1) фрески Ферапонтова монастыря 2) Китай-город 3) икона «Троица»

4) фреска «Волхвы на конях»

35. Соотнесите авторов и произведения:

а) И. Пересветов б) митрополит Макарий в) Барма и Постник г) псковские мастера

д) Марк Фрязин

1) храм Покрова на Рву 2) Благовещенский собор Московского Кремля

3) Колокольня Ивана Великого 4) Большая Челобитная Ивану IV

36. Соотнесите даты и события:

а) 1532 г. г) 1551г.

б) 1563 г. д) 1530-е гг.

в) 1561г.

1) построена церковь Вознесения в Коломенском

2) Петроком Малым построена Китайгородская стена

3) основана типография Ивана Федорова и Петра Мстиславца

4) завершено строительство храма Покрова на Рву

37. Восстановите хронологическую последователь­ность создания памятников художественной куль­туры:

а) «Задонщина» б) Троицкий собор Троице-Сергиева посада в) Успенский собор Московского Кремля г) «Житие Александра Невского» д) церковь Покрова на Нерли

38. Восстановите хронологическую последователь­ность создания памятников художественной куль­туры:

а) Десятинная Успенская церковь б) «Слово о погибели Русской земли»

в) храм Покрова на Рву г) икона А.Рублева «Троица»

д) фреска Феофана Грека «Волхвы на конях»

39. Восстановите хронологическую последователь­ность создания памятников художественной куль­туры:

а) церковь Вознесения в Коломенском б) Белый город в) Софийский собор в Киеве

г) фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре д) Успенский собор во Владимире

40. Восстановите хронологическую последователь­ность создания памятников художественной куль­туры:

а) Золотые ворота в Киеве б) «Слово о полку Игореве» в) Смоленский собор Новодевичьего монастыря г) «Хронограф» Пахомия Логофета

д) фрески Феофана Грека в церкви Спаса на Ильи­не улице

41. Назовите имена русских первопечатников:

а) Ф. Косой и М. Башкин б) В. Патрикеев и Максим Грек в) И. Федоров и П. Мстиславец

г) А. Курбский и Иван Грозный д) Петрок Малый и Федор Конь

42. Укажите имена зодчих, строителей крепостей:

а) Ф. Косой и М. Башкин б) В. Патрикеев и Максим Грек в) И. Федоров и П. Мстиславец г) А. Курбский и Иван Грозный

д) Петрок Малый и Федор Конь

43. Назовите русских вольнодумцев-еретиков, крити­ков официальной церкви и власти:

а) Ф. Косой и М. Башкин б) В. Патрикеев и Максим Грек в) И. Федоров и П. Мстиславец

г) А. Курбский и Иван Грозный д) Петрок Малый и Федор Конь

44. Укажите мыслителей, сторонников нестяжатель­ства:

а) Ф. Косой и М. Башкин б) В. Патрикеев и Максим Грек в) И. Федоров и П. Мстиславец

г) А. Курбский и Иван Грозный д) Петрок Малый и Федор Конь

45. Назовите политических мыслителей, выступа­вших с противоположных позиций во взглядах на устройство государства:

а) Ф. Косой и М. Башкин б) В. Патрикеев и Максим Грек в) И. Федоров и П. Мстиславец

г) А. Курбский и Иван Грозный д) Петрок Малый и Федор Конь

46. Назовите решения в области культуры, принятые Стоглавым собором 1551 г.:

а) манера иконописи Феофана Грека была призна­на ведущим каноном русской церковной живо­писи

б) манера иконописи преподобного Андрея Рубле­ва была признана ведущим каноном русской церковной живописи

в) всем лицам духовного звания было предписано заводить у себя на дому школы для учения гра­моте детей

г) всем лицам духовного звания было предписано учить греческому языку служилых людей

д) в качестве канона православного храма был ут­вержден Успенский собор Московского Кремля

е) ряд местночтимых святых приобрели общерус­ское значение

47.В честь присоединения Смоленска к Москве был основан:

а) Смоленский кремль

б) Успенский собор в Смоленске

в) Смоленский собор в Новодевичьем монастыре в Москве

г) церковь Спаса в Андрониковом монастыре

д) церковь Успения на Городке

48.Храм, построенный в честь покорения Казани войском Ивана IV:

а) церковь Рождества Богородицы в Симоновом монастыре б) Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре

в) храм Покрова на Рву г) Смоленский собор Новодевичьего монастыря

д) церковь Вознесения в Коломенском

49.Восстановите последовательность развития рус­ского письменного языка: а)скоропись

б) полуустав в) устав г) современный литературный язык

50.Художник, оформитель иконостаса Успенского собора Московского Кремля:

а) Андрей Рублев г) Прохор с Городца

б) Феофан Грек д) Даниил Черный

в) Дионисий

51. Характерные черты новгородской иконописи:

а) яркость и красочность изображения б) преобладание чистого цвета

в) асимметричность и неустойчивость композиции г) наглядность изображения

д) реалистичность и достоверность изображения

52. В 1532 г. завершено строительство:

а) церкви Вознесения в Коломенском б) Чудова монастыря в) Алексиевского женского монастыря

г) Донского монастыря

53. В 1560 г. завершено строительство:

а) церкви Вознесения в Коломенском б) храма Покрова на Рву в) Алексиевского женского монастыря

г) Донского монастыря

54. Митрополит Алексий инициировал строительст­во:

а) церкви Вознесения в Коломенском б) Чудова монастыря в) Алексиевского женского монастыря

г) Донского монастыря д) Свято-Данилова монастыря

55. «Золотой век» новгородской монументальной жи­вописи:

а) X в. в) XIV в.

б) XI в. г) XVI в.

56. Русский центр, в котором в XIV в. сложились циклы былин о Василии Буслаеве и Садко:

а) Тверь в) Новгород

б) Псков г) Смоленск

57. Изображение двуглавого орла на государственной печати в России появилось при:

а) Василии I в) Иване III

б) Василии II г) Иване IV 58. Мастер, который отлил Царь-пушку, находящую­ся в Московском Кремле:

а) Булгак Новгородец в) Игнатий

б) Яков г) Андрей Чохов

59. Сочинения псковского монаха Филофея:

а) «Домострой» б) «Повесть о зачале Москвы» в) «Повесть о белом клобуке»

г) Письма ко двору Василия III д) «История о великом князе Московском»

60. Иконостас с пятью ярусами сложился на Руси к:

а) X в. в) XV в.

б) XI в. г) XVI в.

61. Митрополит Киприан содействовал основанию на Руси монастырей с уставом:

а) особножительским

б) общинножительским

в) келейножительским

г) пустынножительским



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура классической Греции | Аудит расчетов по оплате труда и исчисления НДФЛ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 615 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2257 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.