Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Золотой век Русской культуры




Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII — первой половины XIX в.
Эклектика (от греч. eklektikos — выбирающий) — механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.; в архитектуре и изобразительном искусстве — сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение.

Первая половина XIX в. была одной из наиболее значительных эпох в истории русской культуры. Образование, наука, литература, живопись, архитектура, музыка, театр — все они переживали подъем, являли стране и миру выдающиеся достижения и открытия.
Первая половина XIX в. действительно являлась золотым веком русской культуры. Связь достижений культуры с историческими событиями того времени.

 

В первой половине XIX в. в России формируется само­бытная культура (во всех ее сферах), ставшая вровень с культурой наиболее куль­турно развитых стран Европы. Это видно по великолепным достижениям русских писателей, художников, ученых. В это время русская культура перестает быть уче­нической, как это во многом было в предыдущем столетии. Унаследован господствующий в архитектуре XVIII в. кющийедованлассицизм. Классицизм в архитектуре и ли­тературе ориентировался на античное искусство, мифологию, литературу. В архитектуре господствовал принцип уравновешенности, гармоничности пропорции, симметрии. Столицей русского классицизма, несомненно стал Санкт-Петербург. В это время в городе создаются большие ансамбли зданий и скульптур, связанных друг с другом. Традиционным для России цветом зданий являлся желтый - целые улицы состояли из домов, выкрашенных в желтый цвет - современники называли его «унылым». Колонны были выкрашены в

белый цвет.

В Санкт-Петербурге:

1806-1823 гг. - новое здание Адмиралтейства (проект А. Д. Захарова) - напом­ните, что шпиль Адмиралтейства воспет в стихах, а кораблик на его конце стал сим­волом Санкт-Петербурга;

Начало XIX в, - здание Биржи на стрелке Васильевского о-ва (Тома де Томон и А. Д. Захаров);

1801-1811 гг. - здание Казанского собора (А. Н. Воронихин) - здание построено по образцу собора св. Петра в Риме авторства Микеланджело;

Памятники Кутузову и Барклаю де Толли перед зданием Казанского собора (Б. И. Орловский);

40-50-е гг. ~ бронзовые скульптуры «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге (П. К. Клодт);

Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади (Петербург, П. К. Клодт);

1818-1858 гг. - Исаакиевский собор (О. Монферран);

1829-1834 гг. - колонна - памятник Александру I на Дворцовой площади (О. Монферран);

Здание Генерального штаба (и арка этого здания) (К. И. Росси);

Здание Александрийского театра, Михайловского дворца (Русского музея) (все - К. И. Росси).

К счастью, величественный образ Санкт-Петербурга, соз­данный талантливыми скульпторами и архитекторами XVIII-XIX в. дошел до наших дней почти нетронутым. Москва имела особый колорит. На ее кривых и узких ули­цах сосуществовали здания разных эпох, много было деревянной застройке. Даже пожар 1812 г. не внес единообразия в московскую архитектуру. В Москве меньше, чем в Петербурге выдающихся зданий в стиле классицизма, к тому же, как правило, они не образуют ансамблей, но все же в Москве творили талантливые архитекторы. В Москве сохранилось множество небольших уютных особняков (усадеб) в класси­ческом стиле.

В Москве и провинции:

Здание Большого театра (О. И. Бове);

Здание Манежа (О. И. Бове, инженер А. А. Бетанкур);

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (И. П. Мартос).

По возможности покажите репродукции с изображениями провинциальных па­мятников классицизма: в Арзамасе - Арзамасский собор (М. П. Коринфский), «Бе­лый дом» в Иркутске, Никольский собор в Омске.

С 30-х гг. в крупных городах начинают строить доходные до­ма, квартиры которых сдавали жильцам внаем. Эти дома отличаются простотой фаса­да, они уже не могли соответствовать канонам классицизма хотя бы потому, что в них не было быть одного входа, расположенного по центру здания. Начинается упадок классической архитектуры. Вкусы публики и архитекторов начинают уставать от по­хожих друг на друга зданий в классическом стиле - наступает период эклектики (по­являются элементы готики, венецианской архитектуры) и смешения стилей.

Популярны становятся работы архитектора К. А. Тона, пытавшегося возродить элементы древнерусской и византийской архитектуры. Он строил пятиглавые церк­ви, в оформлении зданий использовал русский и византийский декор. Этот стиль получил название русско-византийского. Главная работа Тона - храм Христа Спаси­теля в Москве в неовизантийском стиле. Он был заложен в 1839 г. на берегу Москвы-реки в память об избавлении от наполеоновского нашествия. Однако строитель­ство храма затянулось и продолжалось до 1883 г. В 1931 г. храм был взорван, и вос­становлен лишь относительно недавно. Ныне он является одним из символов Моск­вы.

В русской живописи первой половины столетия господ­ствует академизм (Карл Брюллов и Александр Иванов). Академизм - классицизм в живописи. Брюллов отдал дань также и романтизму - в этом стиле написана, к примеру, его картина «Всадница».

Выдающиеся русские портретисты - О. А. Кипренский, В. А. Тропинин.

В этот период появляется и сатирическое направление в русской живописи. В творчестве художника П. А. Федотова о себе заявляет уже реа­лизм - новый стиль, стремившийся отобразить все многообразие и красочность ре­альной жизни, с ее радостями и недостатками.

В 1852 г. для широкой аудитории был открыт Эрмитаж с его огромными запасами художественных ценностей. Это стало важнейшим событием культурной жизни России.

Русский театр, как вы помните, начинает развиваться еще начиная со времени Алексея Михайловича. В XVIII в. продолжается его становле­ние. К XIX в. по-прежнему большую роль играют зарубежные театральные труппы - французские и итальянские. Существовал и русский театр - это были крепостные театры. Новое явление, набиравшее силу - это появление театральных антрепрене­ров (предпринимателей), преимущественно из помещиков. Они зарабатывали на театральных представлениях. В их труппах выступали как крепостные, так и воль­нонаемные актеры. Многие талантливые русские актеры вышли из крепостных - М. С. Щепкин, П. С. Мочалов.

Кроме ставших уже классическими пьес ставятся и современные. Между про­чим, на подмостках центральных театров был поставлен «Ревизор» Гоголя - благо­даря личному разрешению Николая I. В эти же годы была поставлена и первая рус­ская опера - «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М. И. Глинки. Опера пользовалась огромным успехом у публики. Его творчество высоко оценивали такие признанные европейские композиторы, как Г. Берлиоз, Ф. Лист.

Золотой век русской литературы – в это время творили Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

Русская журналистика. В первой половине XIX в. количество читающей публики значительно увеличивается, значительно вырастает и объем выпускаемых периодических изданий, их тиражи (хотя по сравнению с современными они все же малы). Следует понимать, что тогдашние журналы являлись едва ли не единствен­ными трансляторами новинок художественной культуры в провинцию. Люди иначе относились к журналам - их с нетерпением ждали, берегли, составляли подшивки..

Увеличился и выпуск газет. Официальной по-прежнему были «Санкт-Петербургские ведомости». С 1838 г. в каждой губернии стали издаваться свои «Гу­бернские ведомости».

Известный петербургский журналист Ф. Булгарин издавал популярную газету «Северная пчела». Образ этого литератора и журналиста скорее негативен. В курсе литературы он предстает прежде всего в качестве литературного врага Пушкина. Однако он действительно был талантливым и удачливым журналистом.

В первые десятилетия наиболее популярным журналом являлся «Вестник Евро­пы» Н. М. Карамзина, основанный в 1802 г. Он отличался респектабельностью, взвешенностью суждений, хорошим подбором материалов.

Ярким событием было издание А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым литератур­ного альманаха «Полярная звезда». В нем печатались ведущие русские поэты, вклю­чая и Пушкина. Однако успели появиться всего 3 книги. После восстания декабристов по понятным причинам альманах был закрыт.

В эпоху николаевского правления в журналистике преобладало консервативное направление.

Однако существовали и журналы либерального направления. Не стоит только забывать, что либеральными любые издание в эпоху Николая I могут быть названы лишь условно, поскольку господствовала жесткая цензура. Из либеральных журна­лов назовем «Московский телеграф» писателя и историка Н. А. Полевого, «Теле­скоп» - в нем сотрудничал В. Г. Белинский. Оба журнала впоследствии были закры­ты. Их эстафета перешла к известным журналам «Современник», основанный А. С. Пушкиным незадолго перед смертью, и «Отечественные записки», которые издавал А. А. Краевский. В этих журналах печатались наиболее видные отечествен­ные литераторы: Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Ф. М. Досто­евский, М. Ю. Лермонтов, А. И. Герцен. Особой популярностью пользовались кри­тические статьи Белинского в «Отечественных записках». Однако после его ухода в 1846 г., журнал теряет популярность.

Широкой популярностью пользовались и журналы консервативного направле­ния, например «Москвитянин», издававшийся в 40-50-е гг. литератором и истори­ком М. П. Погодиным. Этот журнал задумывался с целью популяризирования тео­рии «официальной народности». Погодин на страницах своего журнала вел полеми­ку с западниками, с писателями-реалистами. Его ценность повышали публикуемые в нем источники по истории, фольклору, быту русского народа, статьи в защиту сла­вянских народов Европы. В этом же журнале сотрудничали и некоторые славянофи­лы, не разделяя, впрочем, многих взглядов Погодина.

Первая половина XIX в. - время культурного подъема в России. Отечественная война дала сильный импульс развитию русского национального самосознания, про­исходит поворот образованного общества к народу - как его проблемам, так и его живому духовному наследию. В значительной степени культура приобретает выра­женную национальную окрашенность, делается именно «русской».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 728 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2450 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.