Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Народные движения в Сасанидском государстве, их характер и особенности




 

1. Маздакитское восстание. 528-529. Маздак – иранец, из жреческого сословия.

· Причины. Недовольство народа выделением глав сословий и общинной верхушки, засильем старой родовой аристократии и зороастрийского жречества. С другой строны – желание обинной верхушки (дехкане) занять место старой родовой аристократии.

· Лозунги. Сословное и имущественное равенство. Возвращение к древним общинным порядкам. Ведущая роль – дехкане (хотят занять место родовой знати).

· Движущие силы. Сложны и полиэтничны. Вытекают из лозунгов.

· Ход. Маздак восстал. Движение не очень радикально => учение его принимает шаханшах Кобад. Родовая знать и жречество в ответ – дворцовый переворот. Кобад через пару лет восстановился на престоле => репрессии => радиализация движения => инициативу перехватывает сын Кобада Хосров I (которого реформы). Привлекает на свою сторону духовенство и душит восстание, Маздака закопал живьём.

· Итоги. Переход к поздним Сасанидам. В выигрыше – дерхане (вместо старой родовой аристократии) => предпосылки к феодализации => центробежным стремлениям в противоположность реформам Хосрова I. Формальная неизменность сословий, но на деле их разрушение (кроме духовенства). Централизация власти.

 

Попытки объединения Японии во второй половине XVI-начале XVII в.

 

Три богатыря Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси, Токугава Иэясу.

Объединение. Ода Нобунага известен своей крутой антирелигиозностью (сжёг святыню на горе Хиэй - оплот религиозной оппозиции) и введением рисового налога. Чеканил монету,покупал огнестрельное оружие. Обложил налогами подконтрольные города (чуть ли не полЯпонии). В итоге на него попёрли части из своих же войск вместе с очередными восставшими. В 1582 он самоубился в киотском храме.

Тоётоми Хидэёси (1568). Опять рисовые налоги, лично подконтрольные ему Нагасаки, Осака, Киото. Второй раз прикрепил крестьян к земле. По новой переписи заставил земельных крестьян жить на месте, безземельным разрешил искать себе местечко. Указ 1588 года - охота за мечами, запрет крестьянам носить любое оружие. Установил трёхсословную структуру. Самураи, крестьяне, горожане. Постепенно сворачивается миссионерство (1587 год). Антихристианские указы. Личные купцы поставщики сёгуна - Кониси, Харада, Симай. В 1592ого вторглись в Корею и гнали ускоглазых до самого Сеула. Но - тяготы войны плохо сказались на экономике. После смерти Хидэёси началась реальная борьба за власть между его сыном и Токугава Иэясу. С 1603 – Токугава.

 

 

Билет 21.

Возникновение ислама и образование общеарабского государства.

 

1. Прелюдия. Тесно связаны, поэтому в одном билете. Политическая власть распространяется через власть религиозную и на ней построена: бедуину легче признать власть Аллаха, чем вождя соседнего племени. Связь этатизации с религией. И всё же: каковы критерии государства? Начиная с политического признания (628)? Начиная с реформы Омара (638)?

2. География. Центр будщего гос-ва – в Аравии. Это периферия Сасанидской империи, задворки истории. 3 000 000 км2. Рек нет. Делится на 2 неравные части: Йемен и Хадрамаут (1/8 территории, но 1/2 населения) – муссоны, полный Ташкент => земледельческая civ, остальные 7/8 территории пригодны только для кочевого и полукочевого скотоводства, охоты. Хеджаз – З приморские территории, здесь города. Неджд – пустынная часть, здесь бедуины.

Хронология.

610 первые видения Мухаммеду

614 первая публичная проповедь

622, 24 сент. хиджра – переезд М. в Йасриб (Медину); начало мусульманского летоисчисления

624, 15 мар. победа М. при Бадре; рост авторитета

625, мар. поражение при Ухуде

627, мар. неудачный поход мекканцев на М.

628 хаджж М. Признание политической власти М. мекканцами

631 триумфальное шествие ислама по Аравии; хадж девятого года хиджры и новое откровение (ультиматум); присоединение Йемена; почти вся Аравия под мсульмананами

632 последний хаджж М., установление садаки и связанные с этим восстания

632, 8 июня смерть М.

4. Политический вакуум в Аравии к началу VII в., возвышение Мекки и связанные с этим предпосылки к образованию новой религии. Власть Сасанидских наместников и Византии в Аравии формальна => 80% территории (в осн Ц и С Аравия) – вне крупных политических образований => в начале VII в. – возвышение Мекки (на месте древнего святилища Каабы). Поломники => торговля – махровым цветом, господствующее племя курайшитов договаривается о крыше с бедуинами => всякое расслоение и разложение => старая уже не объясняет усложнившейся жизни, христианство слишком сложно для восприятия, хотя местами проникает (пророки).

5. Арабское язычество. Сведений мало. Центр – в Мекке (святилище Каабы, оракул, священный колодец Замзам, два холма с идолами, долина Мина и др.) => предпосылки к её развитию. Верховное божество – Аллах. Также почитаются триада женских божеств, небесные светила, земные объекты, духи (шайтаны), семейные и племенные идолы. Загробной жисти нету. Сложная система священных мест, посвящений и жертвоприношений.

6. Первые проповеди Мухаммеда. К 610 – 40 лет, сирота, курейшит из знатного рода Хашим, погонщик. Глюки. Их трактовка в духе христанства (знакомо). Отвращение к стяжательству и прочей грязи, связанной с цветущей торговлей. Против многобожия и идолопоклонничества. Страшный суд, воскрешение, воздаяние. К 614 – около 40 последователей, публичная проповедь. Последователей называют мусульманами («вручившими себя богу»). Гонения (Мухаммед против идолопоклонства, что грозит Мекке потерей поломников => упадком торговли) вплоть до переселения части мусульман в Эфиопию, хотя сам М. – в Мекке. В спорах вырабатывается догма.

7. Формирование ислама. Формируется постепенно. Ислам – «покорность» (Аллаху). Много христиано-иудейских заимствований, но главное отличие: не ждут мессию – всё уже сделано и записано в Коране. Постепенно – рост агрессивности: ислам – единственно верное откровение, остальных давайте замочим или заставим платить джизью.

7.1. Догматы. Аллах единственен, вечен, не рождён, ему никто не равен. Сотворил мир на благо людей, но они нечестивы => посылает пророков (Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммед) для того, чтобы всех на пусть истинный, но никто не слушается => наказания (библейские + местные фольклорные).

7.2. Обряды. Молитва сначала 4 раза в день, потом 5. Ориентация сперва на Иерусалим, затем на Каабу. Праздничный день – пятница. Рамадан (в светлое время суток воздерживаться от еды и питья). Вино низя. Свинину низя.

7.3. Шариат. Исламское право. Законы формулируются в проповедях => имеют божественную природу. Кади – судья.

8. Борьба Курайшитов против Мухаммеда и Хашимитов. Хашимиты не в восторге от ислама, но своего не предали => огребают. 616-619 – бойкот Хашимитов со стороны Курайшитов.

9. Хиджра. М. активно ищет паству. Заинтересовал паломников из Йасриба (Медины): измучены междоусобицами арабских и иудейских племён => потенцальные адепты. Через год – предложение переехать в Йасриб, где все в восторге от М. 622, 24 сентября – собственно переезд вместе с другом Абу Бакром и приверженцами, т.е. хиджра. Начало мусульм. летоисчисления. Приехавшие с М. – мухаджиры. Местные мусульмане – ансары. Вскоре построена первая мечеть.

10. Политическая деятельность Мухаммеда. Началась после хиджры, т.к. в Йасрибе на него – большие надежды. Теперь основные противники М. – местные евреи (3 рода) и мекканцы.

11. Битва при Бадре. 15 марта 624. М. напал на мекканский караван, с меньшими силами его раздолбал => подтверждение правильности его учения + богатая добыча => рост авторитета.

12. Изгнание иудейского племени кайнука. Рост авторитета М. Предложил принять ислам, отказались, осадили, изгнали, разграбили.

13. Битва при Ухуде. Март 625. Ответный удар мекканцев по Йасрибу. Встретились севернее, у горы Ухуд. Опять мекканцев в 3 раза больше, снова М. чуть не победил, но подвела жадность: начали грабить лагерь, тут ударила конница, очнулся – гипс. Но автоитет не пострадал: виноваты неверные. На волне возмущения –

14. Изгнание иудейского племени ан-надир. Та же схема.

15. Неудачный поход мекканцев. Март 627. Собрали коалицию, 10 000. М. укрепил Йасриб рвом => конница отдыхает, на протяжении 2 недель – мелкие вялые стычки у этого рва. М. подговаривает взбунтоваться союзников мекканцев, те – последний, 3-й род евреев Йасриба. Мекканцам надоело, уехали. М. опять взялся за евреев.

16. Изгнание иудейского племени курайза. За переговоры с врагом. Мужчин казнили, женщин и детей – в рабство.

17. Первый хаджж Мухаммеда и признание его политической власти. 628. Мекканцы наложили в штаны, но М. с мирными намерениями, переговоры, договор о ненападении. Признание политчиеской власти М. => уже государство. В следующем году – ещё более грандиозный хаджж, рассылка пафосных писем византийскому императору и сасанидскому царю. На волне понта – захват Хайбара.

18. Захват Мухаммедом Мекки. Январь 630. Союзное курайшитам племя в дек. 629 атаковало Йасриб, нарушив тем самым перемирие => ответный визит. Мекканцы снова на очке. Ал-Аббас (дядя М.) и Абу Суфйан (глава курайшитов) принимают ислам. 12 января М. входит в Мекку. Незначительное сопротивление, крушение идолов, проповедь. Основной тезис – главное не родовитость, а благочестивость. Милостиво обошёлся с завоёванными. Присяга. С завоеванием Мекки М. наследует всю сложившуюся вокруг неё сеть связей, объединяющих Аравию.

19. Победа над племенами хавазин и сакиф. Январь 630, на СВ от Мекки. Опять их больше, но М. победил. Богатая добыча.

Неудачная осада Таифа.

Возвращение в Йасриб.

22. Захват Табука и первая джизья. Жители оазиса сохраняют свою веру в обмен на уплату джизьи – подушной подати для неверных. То же и с другими племенами С Аравии.

23. Активное распространение ислама в Аравии. 631. Много добровольцев. Новое откровение: кто не с нами, тот не с нами и об этом пожалеет.

24. Присоедниение Йемена. 631. Наджрана, затем Сана. К концу года – вся Аравия, кроме малой её части на СВ – под мусульманами.

25. Установление садаки. 632. Садака – благотворительный налог, уплачиваемый правоверным. Восстания.

26. Смерть Мухаммеда и наследники. 8 июня 632. Сразу отпадение всех союзников. Кто будет халифом? На момент смерти имамом (руководителем молитвы) был Абу Бакр – ставленник мухаджиров. Ансары: нечестно, давайте из нас выберем. На них плюнули, избрали Абу Бакра. Он лишь к 633 собрал государство М. в прежних границах.

ислам – новая монотеистическая религия, сложившаяся на местной арабской основе под сильным влиянием со стороны иудаизма и христианства.

Идея новой монотеистической религии у жителей Мекки, активно общавшихся с окружавшими их иудеями (большая иудейская колония обращенных в иудаизм арабов была в Ятрибе, будущей Медине) и христианами, уже тогда почитался едва ли не первым среди всех арабских святилищ. Отсюда, в сущности, был лишь шаг до того, чтобы прийти к единобожию по примеру иудеев и христиан, а затем и отождествить единого великого бога с властелином Каабы, что вполне должно было устроить в конечном счете всех мекканцев.

Именно это и было сделано одним из жителей Мекки. Правда, успех к нему пришел не сразу. Мухаммед (570–632) был бедняком из рода Хашим племени курейшитов. В юности Мухаммед пас стада. Затем поступил на службу к богатой вдове Хадидже и стал вести ее торговые дела. Вскоре он женился на Хадидже, причем, несмотря на разницу в возрасте (вдова была на 15–16 лет старше), брак был вполне удачным. Именно от него была рождена Фатима – единственная из выживших и оставивших потомство детей Мухаммеда. Ухудшение торговой конъюнктуры вынудило Мухаммеда свернуть торговые дела и способствовало его уходу в религиозные поиски.

В начале VII в. в Аравии было немало ханифов, т.е. пророков-проповедников, пытавшихся найти истину и нового бога. Этому, как упоминалось, содействовала сама историческая эпоха, ситуация оживленного религиозного контакта. Мухаммед стал одним из ханифов. Он общался со своими коллегами, перенимал их тезисы и доктрины, знакомясь с окружавшими их иудеями и христианами, немало заимствуя от этих последних. На основе всей собранной таким образом суммы знаний, представлений, верований, обрядов и т.п. Мухаммед сумел синтезировать нечто новое и достаточно цельное, что и было затем положено им в основу ислама.

Проповедь новой религии, призывавшей отдать себя Аллаху, единому и всемилостивейшему, покориться его воле, а также соблюдать завещанные им нормы жизни, к числу которых принадлежали, в частности, призывы выступать против ростовщичества, за соблюдение честности в торговле и вообще явственные акценты в сторону социальной справедливости, вызвали вначале враждебность курейшитской Мекки. В 622 г. Мухаммед с группой близких последователей вынужден был уйти из Мекки и поселиться в Ятрибе. Жители Ятриба, издревле соперничавшие с мекканцами, не только охотно приняли гонимого пророка, но и решительно встали на сторону новой религии, изменив наименование своего города в честь Мухаммеда (Медина, город пророка). 622-й год, год переселения (хиджры), стал началом нового летосчисления для всех мусульман мира, а группа переселившихся в Медину сторонников Мухаммеда получила почетное наименование мухаджиров, совершивших хиджру. Именно они заняли все ключевые позиции в ранней общине мусульман-единоверцев.

Борьба мусульман-мединцев, к которым вскоре примкнуло немало соседних арабских племен, в том числе и кочевников-бедуинов, с Меккой закончилась довольно быстрым успехом. Курейшиты, учтя силу и влияние Мухаммеда и стремительно распространявшегося нового учения, сочли за благо склониться перед ними, выторговав себе за это привилегированное положение: Мекка с Каабой становилась религиозным центром ислама, а родственные Мухаммеду курейшиты выдвигались на все важнейшие посты в создававшейся на основе новой доктрины социально-политической структуре. В 630 г. Мухаммед торжественно въехал в Мекку, а вскоре после этого умер и был похоронен в Медине.

Смерть пророка, вызвавшая было быстро подавленное недовольство некоторых арабских группировок засильем мусульман, привела к еще большему сплочению его единоверцев, высоко поднявших зеленое знамя ислама и под этим знаменем энергично приступивших к дальнейшему распространению нового учения, к новым завоеваниям. Нелишне напомнить, что экспансия воинственных арабов-мусульман, помимо религиозного фанатизма (роль которого трудно переоценить), стимулировалась и санкционированным самим пророком генеральным принципом распределения военной добычи: 4/5 ее шло воинам, принимавшим участие в сражении, а 1/5 предназначалась для распределения среди нуждающихся, причем это распределение производилось от имени пророка, позже его преемников.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 602 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2257 - | 2144 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.