Семья была полифункциональна, но ядром широкого круга выполняемых ею функций оставалось обеспечение воспроизводства населения.
Основные черты семейного образа жизни при феодализме:
1)семья и экономика были неразделимыми понятиями, производственные отношения существовали в форме семейных, демографических отношений, семейные проблемы были "продолжением" вопросов собственности и труда.
2)доминантой общественной жизни была власть родства.
3)преобладающей была крестьянская семья, чья жизнь была неразрывно связана с землей. Земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой на которой держалась вся жизнь семьи.
4)семья - многодетная.
5)мощная власть межпоколенных связей. Возраст - основной агент соц. контроля.
Семья и индустриализация. Разрушение системы социальных норм многодетности.
Прежняя роль семьи как посредника во взаимосвязи общества и личности, как основной производственной и социальной ячейки общества, способной к поддержанию норм многодетности и развитию многообразных стимулов к рождению большого числа детей, стала приходить в упадок под влиянием индустриализации и промышленного производства, вытягивающего всех членов из лона семейного производства в сферу наемного труда.
Рождение большого количества детей постепенно теряет свое экономическое значение. Удлинение периода социализации детей и изменение социальной роли ребенка усиливают экономическую зависимость детей от родителей и ослабляют репродуктивную мотивацию.
Разрушается запрет на вмешательство в репродуктивный цикл.
Факторы, вызывающие снижение смертности, ведут к ослаблению той роли, которую выполняла семья по сочетанию интересов личности и общества. В свою очередь это развивает ценностные ориентации членов семьи на личные достижения во внесемейных сферах деятельности, что ведет к перевесу этих ориентаций над ценностью укрепления домашнего очага, наличия нескольких детей в семье.
Отличительные черты традиционных и современных моделей семьи. (В связи с переходом от доиндустриальных обществ к индустриальным).
1) Для «традиционализма», фамилизма характерен родственно-семейный принцип организации жизни, тогда как в «современной семье» родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида.
2) Аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, современная модель семьи связана с разделением дома и работы.
3) Незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными общностями при «традиционализме» контрастирует с резким размежеванием дома и внесемейного мира, в условиях «модернизации».
4) Социальная и географическая мобильность, при «традиционализме» связанные с тем, что сыновья наследуют соц. статус и профессиональную специализацию отца, отличается от внесемейной мобильности сыновей и дочерей на стадии индустриализации.
5) Система ценностей фамилизма, таких благ, как долг, семейная ответственность, ценность детей как вкладов в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, по мере «модернизации» становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений.
6) Происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы к децентрализованным нуклеарным семьям.
7) Переход от развода по инициативе мужа к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.
8) Переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга.
9) Переход от культуры многодетности к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл.