Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Школа как канал вертикальной циркуляции




Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни обретали, во все века были средствами вертикальной социальной циркуляции. В обществах, где школы доступны всем его членам, школь­ная система представляет собой "социальный лифт", движущийся с са­мого низа общества до самых верхов. В обществах, где привилегирован­ные школы доступны только высшим слоям населения, школьная систе­ма представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального здания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Однако даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоев все-таки удавалось проникнуть в этот школьный лифт и благодаря ему возвыситься. В качестве примера обществ, в которых школьная система представляет собой лифт, движущийся вверх и вниз с самых низов социального конуса до его верха, возьмем китайское общество и современные европейские страны.

В Китае приток людей в высшие социальные и политические слои происходил в основном посредством школьного "механизма". Этот факт, может быть, известен немногим, но иктенно он дает основание определять китайский политический режим как "систему образователь­ных выборов" или "систему образовательной селекции". Школы были открыты для всех классов. Лучшие ученики вне зависимости от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты; из университетов они попадали на высокие правительст­венные позиции, а самые талантливые — в высшие социальные ранги. Таким образом китайская школа постоянно повышала людей простого происхождения до высших рангов и препятствовала продвижению (или даже скорее понижала ранг) людей, происходящих из высших слоев, которые не смогли удовлетворить требованиям школьной селекции.

"По Конфуцию, школа — это не только система образования, но и система выборов, то есть она сочетает политику с образованием. Его политическая доктрина демократична и не предполагает наличия наслед­ственной аристократии... Так как студенты, избираемые из простолю­дин, становятся высокими должностными лицами, то и различные ин­ституты воистину являлись местами, где избираются представители народа. Образовательный тест выполнял роль всеобщего избиратель­ного права... Под влиянием Конфуция китайское правительство стало правительством высшей демократии, ибо у каждого есть шанс стать премьер-министром"'.

Китайское правительство мандаринов было, возможно, в большей степени, чем любое другое, правительством китайских интеллектуалов, набранных и возвеличенных благодаря школьному "механизму". Нечто подобное существовало в Турции в некоторые периоды, особенно во время правления Сулеймана Великолепного (1520—1566). Аристократия султанов, их гвардия и высокопоставленные государственные чиновники набирались из корпуса янычар. Этот корпус набирался из всех социа­льных слоев. Для этого специальные государственные служащие путеше­ствовали по всей территории империи, отбирая самых лучших детей из всех слоев общества, но в особенности из низших классов. После отбора детей помещали в специальные школы, и они получали специальное образование. Таким образом они поднимались все выше и выше, до­стигая тем самым самых высоких социальных позиций в империи.

В современном западном обществе школы представляют один из наиболее важных каналов вертикальной циркуляции, причем это прояв­ляется в самых разнообразных формах. Не окончив университета или колледжа, фактически нельзя (а в некоторых европейских странах запре­щено даже юридически) достичь какого-либо заметного положения сре­ди высоких правительственных рангов и во многих других областях, и наоборот, выпускник с отличным университетским дипломом легко продвигается и занимает ответственные правительственные посты вне зависимости от его происхождения и его семьи. Многие социальные сферы и ряд профессий практически закрыты для человека без соответ­ствующего диплома2..Т-руд выпускников высших учебных заведений оплачивается выше. Социальное продвижение многих именитых людей в современных демократиях осуществлялось благодаря школьному "ме­ханизму". Относительная легкость продвижения благодаря школе пони­мается сейчас многими. Этим и объясняется происходящий в наше время большой наплыв студентов в университеты и колледжи. Роль канала, которую исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, они взяли на себя функции, ранее выполняемые церковью, семьей и некоторыми другими институтами. Все возрастающая социа­льная значимость школ открывает для них возможность либо приносить большую общественную пользу — в случае хорошей организации, либо, в противном случае, огромный вред.

1 Chen Huan Chang. The Economic Principles of Confucius. Vol. 1. P 87—94.

2 В качестве иллюстрации всему вышесказанному составим таблицу. где будут приведены данные о связи профессий и образование построенной на основании выборки из 24 442 трудоустроенных юношей Нью-Йорка (см.: Burdge Н. G. Our Boys. N. Y., 1921. P. 339).

 

В качестве примера общества, в котором школа функционирует как канал циркуляции только в верхних слоях, упомянем индийское кастовое общество. По крайней мере таковым оно предстает в религиозных и юридических источниках. Возможно, что ни в каком другом обществе ученость и знания так высоко не ценились, как в Индии. В священных книгах, начиная с "Упанишад" и кончая кодексами типа "Узаконения Вишну", "Законы Ману", "Гаутама", "Брихаспати", "Нарада", "Апа-стамба" и другими, знание провозглашается силой, которая сохраняет порядок в мире и правит вселенной. Просвещение и обучение объ­являлись вторым рождением, которое значительно важнее факта физического рождения. Так как "отец и мать создают только тело ребенка", а учитель помогает ученику родиться во второй раз, передавая ему священные знания, то поэтому второе рождение самое главное1. "Это — реальность, неподвластная ни возрасту, ни смерти"2.

 

Последняя ступень Настоящие профессии (в %)  
законченного        
образования специалисты клерки бизнесмены рабочие
5-й класс школы 1.1 13.4 3.0 22.4
6-й класс школы 1.4 13.3 4.7 19.0
7-й класс школы 1.6 18.5 4.8 13.0
8-й к пасс школы 2.4 35.2 6.9 8.5
1 -й курс вуза 3.2 46.0 6.6 6.9
2-й курс вуза 4.9 49.2 9.5 4.3
3-й курс вуза 6.1 51.6 11.1 3.6
4-й курс вуза 9.2 59.4 10.0 3.4

Благодаря образованию индивид переходит из одного образа жизни в другой — образ жизни студента, домовладельца, аскета, странника, переходит из одной социальной позиции в другую, более высокую. В этом смысле школа здесь, как и везде, выполняет ту же функцию "социального элеватора". Но есть в этом и отличие от обсуждаемого ранее типа: образование запрещено для низших каст. Это видно из кодексов для касты шудра3.

Подобные ситуации наблюдались и в некоторые периоды истории европейских обществ. В Англии при Ричарде II был выпущен следующий декрет: "Ни один крепостной не должен отправлять своих детей в школу, чтобы не дать возможность их детям про­двигаться в жизни". Декрет ясно показывает роль школы как канала вертикальной циркуляции и пытается закрыть его для пред­ставителей низших слоев. И поскольку вход в "лифт" был для них запрещен, то, естественно, этот путь социального продвижения был недоступен для членов низших классов и каст. Им приходилось прибегать к другим каналам для своего восходящего социального продвижения.

1 Апастамба. I, 1, 14—17; I, 1, 5—6.

2 Законы Ману. II, 148.

3 Там же.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 284 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2189 - | 2073 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.