Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Церковь как канал вертикальной циркуляции




Вторым, из числа основных, каналом вертикальной социальной цир­куляции была и есть церковь. Но церковь выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. | В периоды упадка или в начале существования той или иной конфессии ее роль как канала социальной стратификации малозначима и несущественна. В пе­риоды наиболее интенсивного роста эта роль также уменьшается из-за тенденции к социальной эзотеричности высших церковных страт и из-за мощного притока знати в эти слои вследствие легкости данного пути для дальнейшего продвижения по социальной лестнице. История христианс­кой церкви подтверждает эти утверждения.

После легализации христианства церковь начинает выполнять фу­нкцию той лестницы, по которой стали подниматься рабы и крепостные, причем иногда до самых высших и наиболее влиятельных позиций. Последователями христианской веротерпимости на начальных этапах были в основном выходцы из низших социальных слоев. После ле­гализации христианства двери церкви и проходы к ее высшим рангам были еще открыты для простых людей. Рабы и зависимое крестьянство, люди простого происхождения, которые становились служителями культа, получали благодаря церкви свободу и достигали высоких по­зиций в обществе.

При Меровингах и Каролингах мы видим, что многие из наиболее влиятельных епископов и государственных деятелей происходят из ра­бов, слуг, зависимого крестьянства, ремесленников. Этот процесс, правда, продолжался и позднее. Если принять во внимание, что в средние века епископ был не только главой епархии, но и крупным лендлордом, занимающим высокое положение в иерархии знати, а следовательно, и феодальным князем и очень часто богатым человеком1, то легко понять огромную роль церкви как лестницы для социального продвиже­ния или социальной деградации. Те, кто становились папами, кардина­лами, нунциями, патриархами или другими высшими церковными авто­ритетами, одновременно достигали высшей или одной из высших социа­льных позиций в средневековом обществе. Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое количество людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом; папа Григорий VII — сын плотника; могущественный архиепи­скоп Парижа Морис Саллийский — сын крестьянина. Все они — всего лишь некоторые примеры тех, кто возвысился благодаря церковной лестнице.

Мое изучение римских католических пап показало, что из 144 пап, по которым имеются достаточные сведения, 28 были простого происхожде­ния, 27 вышли из средних классов2. В Англии, пишет Р. Греттон, "в старые времена устойчивой стратификации единственным способом про­движения из низших слоев общества в высшие была церковь. Ставшие великими религиозными авторитетами и поэтому влиятельными поли­тиками бедняки вышли в основном из крестьянства, из среды фермеров и квалифицированных работников"3.

Таким образом, многие представители низших слоев становились мировыми правителями, способными свергать и назначать королей (вспомним Григория VII и Генриха IV), возвышать тысячи людей про­стого и благородного происхождения. Институт целибата, распрост­раненный в римско-католической церкви, еще более облегчил выполне­ние этой функции. Ее авторитеты, по крайней мере юридически, не могли иметь детей, а потому после их смерти освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми, и вновь частично из низших слоев. Это вызывало к жизни перманентные восходящие течения в средневековом обществе. В период наивысшего господства римско-католической церк­ви, особенно в XII—XV веках, произошел большой приток дворян в высшие церковные слои (до ранга пап и кардиналов). Приток из таких семейств, как Висконти, Орсини, Сеньи, Гаетани, Борджия, Гвидони, Колонна, Медичи, Савелли, а также приток в менее высокие ранги не столь именитых семей несколько ослабил интенсивность и всеобщность циркуляции через церковный канал. Но тем не менее мобильность продолжалась и в достаточном объеме.

Будучи каналом для восходящего движения, церковь была одновре­менно и средством для движения нисходящего. Достаточно указать на тысячи еретиков, язычников, врагов церкви, преступников, смещенных церковными агентами, отданных под суд, замученных, униженных, разо­ренных и уничтоженных. Хорошо известно, что среди этих "разжалован­ных" было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов — словом, всех, кто занимал высокое социаль­ное положение.

1 De la Tour I. Les elections episcopates dans l'eglise de France du XI au XII siccles. P. 219 ff.; Guizot F. The History of Civilization. Vol. 1. P. 115 ft'.; Luchaire A. Social France at tine time of Philip Augustus. Ch. 2, 7; Kolabinska M. Circulation des elites... P. 16—17,22—23, 57—61.

2 Sorokin P. The Monarchs and the Rulers.

3 Gretton R. The English Middle Class. P. 151.

 

В течение последних нескольких веков, когда социальная значимость церкви постепенно начала сокращаться, ее роль как средства циркуляции также начала сокращаться. Движение вниз и вверх внутри церковных рангов, естественно, продолжается, но оно уже не имеет былого значе­ния. Вертикальные течения внутри церковной стратификации не затраги­вают другие социальные течения, как это было раньше. Это и логичес­кий результат ослабления социальной роли церкви за последнюю пару столетий.

Все, что было сказано о христианской церкви, можно отнести и на счет других религиозных организаций. Буддизм, мусульманство, да­осизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм, несмотря на замкнуто-касто­вый характер, играли роль каналов вертикальной циркуляции в соответ­ствующих обществах. В периоды роста и наивысшего влияния они возвеличивали своих адептов не только внутри своих организаций, но и внутри общественных рангов в целом. Многие из них, будучи откры­тыми на ранних ступенях своей истории и принимавшие своих последо­вателей из любых социальных слоев, а в особенности из низших, давали людям простого происхождения возможность подняться до высоких социальных позиций. Жизненный путь, к примеру, Мухаммеда и его первых последователей — прекрасная тому иллюстрация. История буд­дизма и конфуцианства в Китае также дает множество подтверждений этому тезису. Хотя, возвеличивая одних, эти организации одновременно понижали других. Как и в истории христианской церкви, роль их была относительно большой в период расцвета; столь же резко она умень­шалась в периоды упадка или ослабления.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 381 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2230 - | 2116 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.