Церковь никогда не считала, что полное единообразие в обрядах и молитвах является непременным условием единства. Поэтому и нет единого устава Православной церкви, о чем часто забывают "строгие" уставщики. Два основных варианта "Типикона" - книги, регламентирующей наше богослужение, называются по месту своего происхождения: "Уставом Лавры св. Саввы" и "Уставом Великой церкви". Первый еще называется "Изображением последования во Иерусалиме святой Лавры" или сокращенно "Иерусалимским уставом", а также "Славянским", ибо получил распространение в славянских землях. Второй представляет собой слегка видоизмененный устав Студийского монастыря и применялся в храме св. Софии; иногда он называется греческим.
Уставы закрепили общую структуру и идею богослужений. Они детализировали эту структуру согласно. условиям того или иного монастыря. Стремление соблюдать во всех деталях устав приводило ко многим нестроениям богослужебной практики средневековой Руси.
В полной форме уставы Студийский и Иерусалимский нигде сейчас практически не исполняются. Однажды, еще перед революцией, когда в Киевской духовной академии собрались служить всенощную полно по уставу, то пришлось готовиться к этому год, а сама служба заняла 7.5 часов.
Мы не можем здесь останавливаться на истории богослужебных уставов и правил [3]. Важно подчеркнуть, что основной строй (закон) церковного богослужения составляет святое церковное Предание. Оно преемственно идет к нам от первых веков, и его никто не волен отменять. "Вся же благообразно и по чину да бывает" (1 Кор 14:40).
Богослужебных книг много: Служебник, Чиновник, Часослов, Октоих, Минея месячная (в 12 томах), Минея Праздничная, Минея Общая, Триодь Постная, Триодь Цветная, Ирмологион, Типикон, Требник и др. Многие из них частично повторяют друг друга. Так, из Миней месячных извлечены молитвословия непереходящих Праздников, так что Минею Праздничную составляют молитвословия непереходящих двунадесятых праздников, Богородичных празднииков и служб наиболее чтимым святым. Минея Общая рассчитана на случай, если нет службы тому или иному святому или нет Минеи месячной. Поэтому службы в ней приводятся не конкретному святому, а общие святым, например, "Служба апостолу", "Служба мученику", "Служба мученикам" и т. д. Минеи Праздничная и Общая составлялись для храмов, не имеющих месячной Минеи.
Чиновник предназначен только для архиерейского богослужения, Служебник и Требник - только для священнослужителей: иереев и диаконов.
Даже не имея ни одной из перечисленных книг, не надо отказываться от желания совершать домашнее богослужение. Имеется много изданий отдельных церковных служб, богослужебных сборников и т. д. Многие церковные песнопения приведены в различных молитвенниках, в частности в "Православном молитвослове", изданном Московской Патриархией, и в церковных календарях. Как пособие, годное и для домашнего богослужения, можно использовать 1-й том "Настольной книги священнослужителя", из которого можно сделать необходимые выписки. Для мирянина удобнее и доступнее сборник "Всенощное бдение. Литургия", неоднократно переиздававшийся в ряде епархий.
На основании имеющихся и полученных на время книг следует создавать личные или семейные богослужебные пособия.
Для домашнего богослужения можно выработать несколько схем, более полных и более кратких, основанных на сложившейся в настоящее время богослужебной практике приходских храмов. Эти схемы отражают постепенность вхождения мирянина в богослужение, наличие у него тех или иных книг, пособий, условий и времени и т. д.
На примере начала всенощного бдения покажем, как может соотноситься строй церковного и домашнего богослужения.
Существо праздника и воскресного дня сильнее всего выражается во всенощной, или, говоря на языке церковного устава, во Всенощном бдении - службе, весьма изменчивой по составу своих молитвословий, а потому и наиболее трудной для отправления при слабом знакомстве с богослужением.
Она состоит из двух частей: вечерни и утрени, объединенных общим начальным возгласом священника: "Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельной Троице всегда, ныне и присно и во веки веков".
Мирянин же, равно как и диакон, любое богослужение и молитвословие начинает прошением: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас".
После начального возгласа или начального прошения поется "Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему".
Это пение "Приидите поклонимся" напоминает, что мы пришли к Богу, пришли молиться Ему, пришли славословить Его, у Него ищем защиты в наших напастях и силы для нашего жизненного подвига, а сейчас, в начале богослужения, - и подвига молитвенного.
Молитва - это личное усилие человека и дар Божий. В одной из тайных священнических молитв в начале утрени говорится: "Помолитися, якоже подобает, не вемы, аще не Ты, Господи, Святым Твоим Духом наставиши ны".
После "Приидите, поклонимся" читается предначинательный псалом 103. Он называется так, ибо с него, по существу, начинаются молитвословия Всенощного бдения. В нем прославляется Бог - Творец вселенной. Лейтмотив этого псалма в словах: "Вся Премудростию сотворил еси. Слава Ти (Тебе), Господи, сотворившему вся". Он заканчивается словами на древнееврейском языке: Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, тут же переводимыми на русский язык - "Слава Тебе, Боже". От этого "аллилуйя", которое пели еще Авраам, Моисей и царь Давид, веет библейской и первохристианской древностью.
Светильничные молитвы, приводимые в календаре и в некоторых богослужебных книгах, миряне не читают. Это молитвы священника, которые он читает про себя во время пения Предначинательного псалма.
В современной церковно-приходской практике Предначинательный псалом на бдении поется в сокращении, но его полезно читать полностью.
Следующая за Предначинательным псалмом Великая ектения при домашнем богослужении без священника опускается или может заменяться молитвами, подобными следующей:
"Молимся Тебе, Господу Богу нашему, Вседержителю, Творцу великих и далеких галактик и звезд, мельчайших пылинок Вселенной и душ человеческих и просим: даруй нам дар молитвы и ниспошли мир душам нашим".
"Сохрани, Господи, Церковь Твою Святую и нас в чадах ее соблюди. Патриархам спомоществуй, архиереи и иереи укрепи, а нас спаси по молитвам их. Даруй изобилие плодов земных и времена мирны, с плавающими сплавай, с путешествующими спутешествуй, с летающими слетай, болящих исцели; и заблудших вразуми, избави нас от всякие скорби, гнева и нужды, сохрани нас Твоею благодатью от всякого греха и научи нас творити волю Твою".
"Господи помилуй (3 раза). Слава, и ныне".
В этой молитве кратко изложено содержание Великой ектений. Она состоит из 4 частей и может либо вообще опускаться, либо читаться лишь отдельными частями. Первая из них связывает настоящую молитву с содержанием Предначинательного псалма и просит о даре молитвы в начале богослужения.
На Всенощном бдении поется обычно "Блажен муж", в Уставе именуемое антифоном 1-й кафизмы и состоящее из отдельных избранных стихов псалмов, образующих первую кафизму с припевом аллилуйя. Антифон - значит "противоголосие"; так в богослужении называются песнопения, избранные из текстов священных книг (обычно псалмов) и поемые по Уставу попеременно левым и правым клиросом (см. "Православный календарь на 1977 г."). Антифон 1-й кафизмы можно в крайности заменить чтением или пением 1-го псалма.
После антифона диакон произносит малую ектению, которую при домашнем богослужении рекомендуется заменить трехкратным произнесением Иисусовой молитвы, завершаемой молитвенным прошением "Господи, даруй нам дар молитвы и помилуй нас" или вместо всего этого три раза прочитать или пропеть "Господи, помилуй". Иисусова молитва, периодически произносимая про себя стоящим в храме, способна поддерживать всякую другую молитву и молитвословие.
В обычные дни вместо торжественного пения "Блажен муж" кафизмы читаются. В домашней обстановке любое песнопение можно заменить чтением.
По приведенному примеру начала Всенощного бдения (вечерни) может быть приспособлена к домашнему богослужению любая последовательность служб, кроме Литургии. Литургия при домашнем богослужении заменяется "Изобразительными", в церковном обиходе, да и в некоторых книгах иногда называемыми "Обедницей".
Примечание
[1] Протопресвитер Александр Шмеман. Введение в литургическое богословие. М., 1996, ее. 37-38.
[2] Так, например, о. Всеволод (Коломацкии, позже архимандрит Андрей) тайно совершал в доме своего духовного сына литургию и необходимые требы (см. ЖМП. 1977, № 3).
[3] Об истории развития богослужебной практики и о религиозном смысле отдельных богослужений написано много книг, в настоящее время, как правило, труднодоступных для мирян. Поэтому они здесь не приводятся.
[4] Богослужебные таблицы имеются в "Пособии к изучению устава богослужения Православной Церкви" К. Т. Никольского (СПб., 1865, репринт: М., 1995), в "Церковном уставе в таблицах, показывающих весь порядок служб рядовых и все особенности праздничных служб в течении времени года" А. Неаполитанского (Владимир, 1913; репринт: М., 1994) и др. Очень хорошая книга - "Общедоступные беседы о богослужении Православной Церкви" свящ. Г. Дьяченко (М., 1898).