Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


VI. Образование, наука, искусство 5 страница




Телевизор

 

Злой, умный и хитрый дух сказал: "Из всех искусств для нас в конечном счете важнейшим является кино". В те годы, когда было произнесено это изречение, в мире еще не существовал телевизор. Он важнее кино: "хлеба и зрелищ", - кричала римская толпа, а телевизор зрелища ввел в дом. Раз заплатил за ящик - и будешь иметь ежедневно бесплатные зрелища. Он не требует мысли, а заполняет время человека картинами, навязанными ему другими. Он разжигает в человеке постоянную жажду смены впечатлений и вытравляет ею ростки внутренней сосредоточенности. Вспоминаются слова Рене Декарта: "Ум ненасытного любознайки болен более, чем тело больного водянкой". Князю мира сего эта болезнь нужна.
Старушка ходила в церковь, а теперь сидит у телевизора и боится пропустить интересную передачу. Другая сокрушается: "Сломался телевизор, - прямо не знаю как жить: только к концу недели исправят". Девушка поверила в Бога, крестилась и стала читать духовные книги, - неверующая мать занимает денег и покупает телевизор, чтобы отвлечь любимое чадо от чтения, молитв и размышления.
"Зрелища", не требующие мыслей о жизни и ее духовных основах, о глубинном смысле происходящих событий и не тревожащие их - вот в чем ценность телевизора. Он уводит человека от него самого и от Бога: в сутолоке мира, которую телевизор вбрасывает в квартиры, совесть спит. Чтобы она проснулась, человеку нужно уйти в свою внутреннюю келью. Н. К. Крупская даже на кино и радио смотрела как на "могучее средство отвлечения от церкви и религии [14]. Телевизор мощнее!
По словам писателя Бориса Викторовича Шергина, "есть совсем "простые сердца", потребностей кроме того как попить, поесть да поспать никаких. Эти "простые сердца" даже кино не интересуются: ведь там ничего не дают. Есть, опять, сорт голов пустых, но которым требуется чем-то заполнить эту врожденную пустоту. Поверхностная щекотка нервов в местах общественного пользования вроде всезаполняющего кино их не удовлетворяет. Публика поцивилизованнее, интеллигенты, - этим нужен театр, лекция о научной сенсации и т. п. Эта интеллигенция всерьез, но без разбору, интересуется литературой, поэзией. Какой бы хлам ни выбросил рынок, эта "культурная публика" живет этими "новинками". У всех у них пустые сердца, пустые умы. Но они чем-то непременно должны заполняться, заполняться извне, - книжонкой, газетой, киношкой, папироской <...> Иначе - невыносимая, нестерпимая пустота, скука, тоска <...>
Есть люди тонкой психической организации, они любят музыку. Они знатоки и ценители ее <...> Но где-нибудь в лесу, в хижине они не могут долго пробыть. Нужны внешние возбудители.
А между тем у человека должно быть сокровище внутри себя, должна быть внутренняя сила, собственное богатство. Человек должен светить из себя..." [15].
Беспрерывное мелькание телевизионного экрана не может не глушить этого внутреннего света и духовной, и умственной жизни. Оно воспитывает с детских лет потребность легкого внешнего щекотания зрительных и слуховых нервов.
Телевизор пропагандирует спортивные зрелища, особенно - хоккей и футбол, подобно тому, как владыки Рима вводили бои гладиаторов и пиршества зверей на аренах цирков. Мы, конечно, поднялись, но лишь на несколько ступенек от кровавых зрелищ развратного Рима. На много ли? А убийства в телефильмах?
Всепоглощающий спорт страшен своей бездуховностью. Проигрывает команда хоккеистов, а ее болельщик-старик умирает от огорчения перед экраном телевизора, схваченный инфарктом, ибо "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф 6:21). Проиграла любимая команда на футбольном чемпионате мира - болельщик кончает жизнь самоубийством.
Книга, чтобы быть прочитанной, требует усилия, а иногда - довольно большого. Она приучает к размышлению (хотя и не всякая). Ее можно раскрыть, вникнуть в смысл ее слов, к поразившей мысли вернуться снова и снова. Книгу мы выбираем в соответствии с собственным вкусом и взглядами и с помощью ее их формируем. Телевизор же не требует усилий. Мальчика пытались учить читать. Он упорно сопротивлялся, на все уговоры взрослых отвечал: "Это я видел по телевизору. Это когда-нибудь покажут по телевизору. Зачем мне учиться читать?" И действительно, школьники почти не читают. О произведениях мировой литературы нередко судят по телевизионным постановкам и кино, - о "Войне и мире" судить по кино!!!
Бум на книжном рынке не должен нас обманывать. Покупать книги стало престижным, как несколько лет назад - ковры и серванты. Книги стали капиталом, способным приносить проценты. Они стоят в шкафах как свидетели вещевого благополучия дома, а хозяева их смотрят телевизор.
Мы не против телевизора как такового; бывают и неплохие передачи. Детям полезно иногда смотреть "В мире животных", "Клуб кинопутешествий"; подчас только прямой репортаж с места событий позволяет уяснить их смысл и т. д. Бывают чудесные церковно-религиозные передачи. Но недопустимо сидение перед эротическими телефильмами и кинобоевиками. Они крадут время, разлагают душу, возбуждают греховные помыслы. Всегда надо спрашивать себя, что мы и дети теряем и что приобретаем, сидя у телевизионного экрана. В большинстве случаев ответ будет не в пользу последнего. Нельзя по-христиански воспитывать детей и самим расти духовно у его неконтролируемого экрана. Многие семьи от телевизора вообще отказываются.

Праздники

 

В семье должны отмечаться православные праздники и семейные памятные дни. Участие в первых крепит связь с Церковью, создает ритм и настрой внутренней жизни, вторые укрепляют семейные отношения и дружеские связи. Для детей это прежде всего внешняя радость, которую им необходимо доставлять. Праздник должен чувствоваться во всем: в обстановке и чистоте дома, в праздничном обеде или ужине, в одежде, в содержании молитв, а прежде всего и самое главное - в посещении Церкви. Должно быть сознание и чувство, что празднуется церковный праздник и радость исходит от него, а не так, что церковный праздник используется как повод для вкусного стола или, того хуже, винных возлияний. Перед едой в эти дни следует читать не обычные молитвословия, а праздничный тропарь и кондак. На Рождество и Пасху хорошо бы пропеть всей семьей тропарь и кондак Празднику.
На ветхозаветной Пасхе старший в доме рассказывал об установлении Пасхи и о том, что значил для евреев исход из Египта. Важно, чтобы в православной семье Пасха и Рождество, а если возможно, и другие праздники отмечались не только праздничным столом, но и соответствующим словом, беседой или чтением каких-либо выдержек из религиозной литературы. Это важно не только для детей, но и для самого говорящего или читающего: он формирует и продумывает, то есть осознает свое отношение к празднику и связанному с ним событию.
Праздники должны переживаться духовно.
Христос единожды родился, в определенный год и день, Он единожды умер, единожды воскрес, но родился, умер и воскрес для спасения и для жизни в вечности каждого человека, пришедшего в мир. Поэтому события христианских праздников воспринимаются нами снова и снова как вновь происходящие. Вот почему мы поем: "Христос рождается - славите, Христос с небес - срящите. Христос на земли - возноситеся", и "Дева днесь Пресущественного раждает и земля вертеп Неприступному приносит".
Исторические события с течением веков теряют свой смысл и забываются, оставаясь лишь в памяти у специалистов-историков. События, празднично воспоминаемые Церковью, имеют вечное значение для каждого ее члена и даже для стоящих вне ее стен.
Елку следует устраивать на Рождество, как это было в России и сейчас происходит во всех христианских странах, а не на Новый год, в дни Рождественского поста. Рождество - это самый детский из всех христианских праздников. В последние годы появилась возможность устраивать приходские рождественские елки.
Общесемейное празднование дней Ангела и дней рождения каждого из членов семьи повышает ее духовный настрой и укрепляет деятельную любовь между ее членами. Дети ревниво относятся к таким дням, готовят подарки друг другу или родителям. Желательно, чтобы подарки родителей детям имели и религиозно-церковное содержание. Очень приятно, когда пожилые люди говорят: "Это Евангелие (или молитвенник, икону и т. д.) мне подарила в день Ангела мама (или подарил папа)". Именинникам в дни своего тезоименитства следует исповедываться и причащаться. Каждому православному нужно быть знакомым с жизнью, деятельностью и подвигами своих небесных покровителей. Святой будет тогда близок и дорог ребенку, когда он близок и созвучен его родителям.
Итак, переживайте праздники Святой Церкви, думайте о них и радуйтесь, возносите Богу благодарение и славу в ваших домашних церквах. Дайте Празднику место в вашей жизни.

Пост

 

О значении поста много написано святыми угодниками. Самое главное в нем - это внутреннее духовное трезвление, молитвенная собранность, покаяние о своих грехах. "Будем поститься телесно, будем поститься и духовно", - читается в преддверии Великого поста. Важен не пост сам по себе как неядение чего-либо или лишение каких-либо удовольствий; все это - лишь испытанный способ духовного возрастания. Пост - это укрепление воли, которой очень многим не хватает и которую надо воспитывать в детях. Пост - это навыкание управления своим телом и желаниями путем их ограничения. Пост - это более сосредоточенная борьба с грехом, особо напряженная молитва; пост - это покаяние.
В пост следует усилить молитвенное правило, дополнив его хотя бы молитвой Ефрема Сирина ("Господи и Владыко живота моего..."), ограничить посещение кино, театра, сидение перед телевизором. Когда одной женщине, живущей в непостящейся семье, духовник разрешил есть все, но запретил смотреть телевизор, она по наступлении Пасхи сказала:
"Вот это действительно был пост!".
Пост надо очень осторожно вводить для детей, - он не должен вызывать у них протеста или уныния. Для каждого члена семьи в меру его возраста, здоровья, физических нагрузок и духовного состояния должна быть своя мера поста. Во многих семьях полностью отказываются от мяса, но некоторые их члены едят молочные и рыбные продукты. Самое важное - чтобы к посту было сознательное, волевое отношение. Для духовной жизни не полезно его полное игнорирование. Члены Церкви должны жить в ритме ее годовых богослужебных кругов. Меру поста надо согласовать с духовником. Завершением поста или его части является говение и причащение Святых Даров.
В православной церкви установлены посты: Рождественский, Великий, Петровский, Успенский. Кроме того, постными днями являются все среды и пятницы, за исключением нескольких сплошных седмиц, и некоторые другие дни.
Великий пост предваряется Прощеным воскресением, когда все родные и знакомые друг у друга, пастыри церкви у своих чад, а прихожане у своих священников просят прощения за нанесенные обиды и проступки. Это бывает вечером в канун первой постной седмицы. Вернувшись после вечерни домой, в семье хорошо бы прочитать вечернее правило вместе с молитвой Ефрема Сирина ("Господи и Владыко живота моего..."), а затем всем членам семьи попросить с целованием прощения друг у друга.
В посте проявляется сокровенная сущность человека: у одних возрастает теплота молитвы и становятся зримыми ранее не замечаемые грехи, у других растет раздражительность и злость. Раздражительность свидетельствует об отсутствии или формальности молитвы или о чисто телесном соблюдении поста; у детей раздражительность и уныние может быть и от чрезмерности его для них.

Примечание

[1] Иеромонах Софроний (Сахаров). Об основах православного подвижничества. Изд. автора, 1953, с. 6.

[2] Стремление к частому причащению младенцев не должно приводить к тому, что сами родители перестают бывать на полных литургиях, а только носят детей в храм. Во всяком деле нужна благоразумная мерность.

[3] Добротолюбие. Т. V. М., 1900, с. 374.

[4] Служебник. 7-я утренняя молитва священника во время шестопсалмия.

[5] Митрополит Антоний Сурожский. Беседа о молитве // ЖМП. 1968, № 1, сс. 73-74.

[6] На вопрос, что читать о молитве, можно отвечать так: статьи митрополита Антония, опубликованные в ЖМП за 1968 г. №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7; есть и другие публикации. - Авт.; издательство "Зачатьевский монастырь" готовит к публикации новый перевод книги митрополита Антония "Учитесь молиться".- Изд.

[7] Умное делание. О молитве Иисусовой. Составитель игумен Харитон. Издание Валаамского монастыря. В 2-х тт. 1936.

[8] Фудель С. И. Путь отцов, гл. VI (машинопись).

[9] Добротолюбие. Т. III. М., 1900, с. 129. 152.

[10] Еп. Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. I.

[11] Добротолюбие. Т. V, ее. 431, 463.

[12] Митрополит Антоний Сурожский. Молитва и жизнь // ЖМП. 1968. №, с. 69.

[13] Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии, слова подвижнические. М., 1911. - Творения святых отцов в русском переводе. Т. 23 (совр. изд. (сокр.): Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижническия. М., 1993).

[14] Цит по: Атеистическое воспитание. М., 1983, с. 82.

[15] Цит. по: Галкин Ю. Борис Шергин. М., 1982, с. 87.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 477 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2264 - | 2037 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.