* * *
На многих огромное эмоциональное воздействие оказывает музыка. Она охватывает область подсознательного, иррационального. П. И. Чайковский, восторгаясь гением Пушкина, говорил, что Пушкин из ограниченной области поэзии проникает в бесконечную область музыки. Особую силу музыка приобретает в пении, где сознательное сливается с подсознательным, рациональное - с иррациональным, выраженное словами - с невыразимым.
Музыка способна расширить и очистить душу, успокаивать и тревожить ее, призывать к молитве и звать в бой, музыка способна возвышать человека к горнему, говорить о гармонии мира, но может звать и манить человека ко греху. Д. И. Шостакович как-то с горечью отметил, что музыка у нас порою сливается с физиологией. Она может помогать человеку идти к Богу и идти к сатане. Поэтому к музыке, к музыкальному воспитанию, к музыкальной среде, в которой растут дети, надо относится с повышенной осторожностью и большим вниманием. Музыкальное воспитание начинается с тех звуков, которые слышит грудной младенец, лежа в кроватке, а может быть, с тех напевов, которые доносятся до него еще во чреве матери, - слышит ли он церковные песнопения, гармонии Моцарта и Чайковского, разгульные цыганские песни или оглушительные звуки рок-музыки.
Самый прекрасный и сложный инструмент - это хор в руках мудрого регента [68]. Смысл слов в нем должен сливаться с музыкальными мотивами, это обязательное требование к церковному пению. Его напевы должны соответствовать словам молитвы, помогать молитве и быть самой молитвой. Церковная музыка - это музыка серьезная, обращенная от Церкви к глубинам души человеческой, к ее святая святых. Эти напевы, как и слова молитвы, выражают скорбь о грехах, печаль об умерших, радость души, обращенной к Богу, души, сознающей свое бессмертие, радость и торжество творений, радость Воскресения и гимны славословий. Они выражают все многообразие чистых человеческих чувств. Им чужда страстность мира сего и плотская чувственность. В них отражается соборность Церкви.
Церковные напевы складывались в христианских катакомбах первых веков, в монастырях и храмах духовно опытными и музыкально одаренными подвижниками, такими, как преп. Роман Сладкопевец (V-VI век, пам. 1 сент.), преп. Иоанн Дамаскин (VII-VIII век, пам. 4 дек.), творения которого положены в основу современного осьмогласного пения, и др. С течением веков эти напевы несколько изменялись, отражая характер других народов и звуковой характер их речи, особенности областей и отдаленных монастырей. Так появилось знаменное пение [69], киевский и другие распевы. Опытный слух уловит различие напевов и их музыкальной акцентировки в разных областях, городах и монастырях.
Дух Петровской эпохи и десятилетий его преемников, связанных своими корнями и окружением с протестантскими странами, отрицательно сказался не только на иконописи - иконопись перестала быть иконописью, а стала в большинстве случаев низкопробной живописью, - но и на церковном пении; в него вошли мирские мотивы, светская страстность; произошел разрыв смысла и настроения молитвенного слова с его песенным выражением. Эта ломка православного богослужения шла от придворных кратких служб, от Петербурга с его сильным немецким, протестантским и католическим влиянием [70].
Большие усилия для восстановления традиций древне-церковного пения прилагал покойный Патриарх Алексий I (Симанский). В одном из посланий он писал: "Зачем нам гоняться за безвкусным подражанием светскому пению, когда у нас есть изумительные образцы пения строго церковного, освященного временем и традициями церковными". Молитвенное пение в храме (с хорошей дикцией) - это проповедь христианства и православия.
На отпевании регента Патриаршего собора Василия Степановича Комарова 29 декабря 1974 г. протопресвитер Виталий Боровой говорил: "В условиях, когда наша Церковь молится, свидетельствует и проповедует Христа только в храмах, только за богослужением, когда мы не пользуемся средствами массового воздействия, когда мы не имеем доступа к тем, кто не приходит сюда, в церковь, - в этих условиях прекрасное, чудесное, проникновенное, впечатляющее церковное пение гораздо сильнее, чем все остальное, что люди видят и слышат в храмах. Я говорю о тех, кто приходит, может быть, только поинтересоваться, посмотреть и послушать. Они уходят с большим эстетическим радостным чувством, с ощущением такой радости, которая потом их зовет и опять приводит в церковь. Регентские служения Василия Степановича были как бы великим свидетельством, великим миссионерством о Христе".
Прошло полтора десятка лет. Как исповедание веры, как проповедь христианства прозвучали со сцены Большого театра на всю страну, на весь мир в дни празднования 1000-летия крещения Руси слова:
"С нами Бог, - разумейте, языцы
...……………………………………
Страха же вашего не убоимся,
Ниже смутимся: Яко с нами Бог" и другие песнопения.
Старанием церковных и светских регентов и музыковедов к нам возвращаются многие древние церковные распевы. Многие композиторы пытались сохранить мелодию и стиль церковных песнопении и гармонизировать их для профессиональных хоров, но иные в течение XVIII и XIX веков вносили в них чуждые православию светские мотивы; не будучи сами молитвенниками, они не сумели в своей музыке передать дух молитвы.
Детей надо приучать прежде всего к каноническому молитвенному церковному пению. Храмы сейчас очень нуждаются в певчих, как профессиональных, так и любителях (для правого и левого клироса). Ведь очень часто, когда священник приходит в дом или оказывается на кладбище, а иногда даже на частных богослужениях в храмах, некому петь ни панихид, ни молебна. Пение в таких случаях - это общая молитва, одновременно произносимая несколькими членами Церкви, пусть даже только домашней.
Мы не отрицаем светскую музыку. Музыкальному человеку, живущему в миру, она необходима для выражения многих его чувств и настроений, но она должна быть возвышенной, расширяющей, очищающей душу, а не загрязняющей ее; так, глубоко религиозно содержание оперы Римского-Корсакова "Град Китеж" и т. д.
Закономерно появление и новых инструментов (два века назад многих шокировал рояль, сменивший старый добрый клавесин) и новых ритмов (некоторые музыковеды считают, что прежде классиков играли медленнее, чем теперь), и даже новых музыкальных рядов. Но всегда возникает вопрос: ради чего это происходит, на что воздействует, как влияет на человека? Ведь иногда даже у великих классиков под чудесным звуковым оформлением открываются весьма сомнительные образы. И классические произведения нуждаются в критической оценке с христианских позиций; некоторые из них, особенно западные, нередко несут сильный отпечаток чувственности ренессанса.
Музыкальные способности следует развивать всеми возможными способами. Полезно иметь дома записи классической и церковной музыки и периодически их прослушивать. Нам только кажется, что вне богослужения не следует слушать песнопения Евхаристического канона.
Более или менее способных к музыке детей следует учить ей "для души", для дома. Выход на сцену - удел для особо одаренных. Многие ученые, врачи и т. д. были прекрасными музыкантами-любителями. На профессиональном уровне играли на скрипке великий Эйнштейн, физик Макс Планк, прекрасно пел и играл на фортепьяно профессор-психиатр Д. Е. Мелихов [71]. Выдающийся химик-органик, профессор Петербургского университета А. П. Бородин получил всемирную известность как композитор, автор оперы "Князь Игорь".
Общий упадок духовной культуры очень явственно сказывается на рисунке и содержании пения и инструментальной музыки.
Оглушительные какофонии притупляют совесть, разум человека и отрицательно сказываются на физиологии слухового аппарата, что подтверждается как медицинскими наблюдениями над людьми, так и специально поставленными экспериментами над подопытными животными. Весь звуковой и красочный облик модной сейчас цветомузыки в дискотеках [72] направлена на разжигание самой грубой чувственности. Этому же подчинена вся ритмика движения, - страшное триединство звука, света и движений, направленное к одной цели.
Постоянная шумная, взвинчивающая музыка, - вернее, не музыка, а оглушающий, наркотически воздействующий на психику набор звуков, - нужна князю мира сего для пленения человеков (а кое-кому - и для наполнения собственных карманов), ибо когда шум и грохот захватывают человека - совесть спит. В 20-х-30-х годах у входов в церкви устанавливались громкоговорители. Это был один из видов антирелигиозной деятельности "воинствующих безбожников". Многие наши современники нуждаются в этом шуме, в какофонии звуков; они привыкли к ним, им чужда благоговейная тишина. Она страшна им, ибо вводит человека в глубину самого себя и поднимает над дольним. Их не трогает пение птиц, стрекот кузнечиков, шум соснового бора: в лес, на природу они направляются с ревущими магнитофонами и приемниками. Современная оглушающая поп- и рок-музыка не только бездуховна, но и противоестественна, о чем говорит отношение к ней животных. Любящие скрипку змеи уползают от рок-музыки. Чтобы избавиться от слонов, ночами топчущих угодья одной индийской деревни, жители поставили по краям этих угодий громкоговорители с рок-музыкой, и слоны, не выдержав ее, ушли [73].
Названия рок-групп, исполняемых ими песен однозначно раскрывают их содержание: Black Sabbath - "Черный шабаш"- так определяют себя молодчики из всемирно известной в определенных кругах группы. В европейских языках слово шабаш обычно означает непотребный праздник ведьм и чертей. Что же поет этот "Черный шабаш?" - "Шабаш, кровавый шабаш", "Обезглавленный крест", "Черная Луна", "Врата ада", "Злой мир", "Паранойя" - это только несколько характерных для рок-группы песен. "Мы... старались греметь как можно громче", - вспоминал один из членов этой группы. Если верить книге рекордов Гиннеса, эта группа долгое время была самой громкой группой мира.
Осенью 1987 г. в Москву приезжала и давала концерты группа, называющая себя "Коррозией металла". В зале, как свидетельствует девушка-журналист - очевидец, была в основном молодежь в возрасте от 14 до 25 лет, присутствовали младшие подростки. Исполнение сопровождалось экзальтацией всего зала. Слушатели выбрасывали вверх руки, сжатые в кулак, с двумя торчащими, как рога, крайними пальцами. "Наш царь Вельзевул" - пели артисты. "Сатана!" "Сатана!" - кричал в восторге зал, поднимая над головами свои рогатые руки. Молодежь постарше, имевшая уже некоторую материальную независимость от родителей, была одета в черные кожаные и псевдокожаные куртки с множеством металлических украшений. У некоторых как поругание в одном ухе серьгой висел маленький крест.
В 1989 г. в Москве проходил международный фестиваль рок-музыки. Ежедневно в Лужниках на нем присутствовало около 70 тысяч человек. Зрители входили в экстаз, раздевались, бросали на сцену свои вещи. Одного абсолютно нагого молодого человека, не знавшего, где его белье и другая одежда, пришлось выводить с концерта, завернув в брезент. Буйства продолжались и после концертов. Этот фестиваль доставил немало забот столичной милиции.
Рок-музыка - это не просто музыкальная форма, музыкальное течение, - это определенное мироощущение и мировоззрение. Одна струя в нем смыкается с сатанизмом, другие - с некоторыми мистическими течениями Востока, третьи - с откровенной порнографией.
Иногда они прикрываются крикливой фразеологией и пытаются участвовать в актах милосердия. Создается приманка: "хоть мы и поем "Наш царь Вельзевул", но мы добрые. Идите к нам!"
Не надо говорить о безопасных формах рока, - все познается своим концом. Важно завлечь невинного мальчика и девочку маленькими шуточками, а затем втянуть их в свальный грех - и поклонение сатане. Блюдите како опасно ходите.
Вот что говорится в некоторых рок-песнях:
"Мама, посмотри на меня,
Я стою на дороге в землю обетованную,
Я иду в ад.
Не пытайся удержать меня, мама"
или
"Я должен жить для Сатаны. Я не боюсь его.
Я хочу, чтобы на колени перед ним упал сам Господь".
От таких песен и шагу не остается до кровавых "черных месс" сатанинских сект. Неизбежны насилия, убийства, чудовищные формы разврата.
Существуют разбойные банды, гордо именующие себя "Ангелами ада". Они одеты в черные кожаные куртки с металлическими украшениями, татуированы, разъезжают на мотоциклах, совершают дерзкие грабежи, разбои и насилия с особой утонченностью и жестокостью. Сначала были песни, а потом появились и дела. Они торгуют наркотиками, устраивают массовые праздники. А что такое наши упомянутые выше рок-и секс-шоу с их последствиями?
Таким образом, с музыкой надо быть очень осторожными, выбирать из нее, как и из литературы, доброе, прекрасное, возвышающее душу, очищающее наши чувства, и решительно отворачиваться от всего разжигающего плоть, возбуждающего злобу и страсть разрушения, приводящего человека в состояние бездумного буйства. В нашу эпоху, когда в музыке загремели, зарычали и стали привлекать к себе молодежь сатанинские звуки, необходимо особенно внимательно относиться к музыкальному воспитанию детей, приучая их к музыке классической, национальной и к церковным напевам. Для этого родителям не надо иметь музыкального образования, - надо лишь давать детям с младенческого возраста слушать хорошую музыку, музыку добра и гармонии. Предохранять от дурного можно лишь противопоставляя ему прекрасное. Приобщение к прекрасному в музыке возможно на концертах в консерваториях, филармониях и т. д. Оно возможно и в домашних условиях при наличии коллекции пластинок и магнитофонных записей. Оно начинается с колыбельных песен [74].
Сейчас нужна пропаганда классической и старой, доброй народной музыки, которая вдохновляла наших выдающихся композиторов. К сожалению, не она звучит теперь обычно в общественных местах.
В годы революции, как рассказывали музыканты, "простой народ" с удовольствием слушал концерты с классическим репертуаром. Он был воспитан на народных песнях и церковном пении. А теперь сплошь и рядом приходится встречаться с невосприятием классики молодежью. Это проблема не столько музыкального или другого образования, сколько нравственного уклада, стиля жизни и мироощущения. Учащиеся музыкальных училищ идут работать в эстрадные и ресторанные оркестры: на классике не заработаешь, она не соответствует духовному миру самих исполнителей и чужда посетителям эстрады и ресторанов.
Классическая музыка требует к тому же огромного ежедневного труда исполнителя. На ней трудно сорвать лавры оригинального музыканта.
Далеко не однозначна и классическая музыка, и в ней встречаются нехристианские мотивы. Приступая к ней, надо делать выбор в меру своего духовного развития и эстетических вкусов. Но это особый разговор. И разным людям надо давать разные советы об отношении к театру, концертам и к музыке вообще.
В христианских семьях должна существовать нравственная оценка всех видов искусства, в том числе и музыки.
Закончить настоящую главу хочется словами М. М. Бахтина [75]: "Личность должна стать ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но проникать друг в друга в единстве вины и ответственности.
И нечего для оправдания безответственности ссылаться на вдохновение. Вдохновение, которое игнорируется жизнью, не вдохновение, а одержание. Правильный, не самозванный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении искусства и жизни, чистом искусстве и красоте, истинный пафос только в том, что искусство и жизнь хотят облегчить свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством.
Искусство и жизнь не одно, но должно стать во мне единым в единстве моей ответственности".
Родители ответственны за то, каким искусством они воспитывают своих детей.
Примечание
[1] См. Неспелое В. К. О цели образования // Православный вестник. 1898, ее. 586-612, где дан интересный общий обзор истории образования в России; Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Сочинения. Т. I. СПб., 1900. Эти авторы различают образование как накопление знаний и образованность и культуру как моральное состояние человека. Д. С. Лихачев в своих выступлениях в печати и по телевидению различает интеллигентность и образовательный ценз по диплому.
[2] Свт. Василий Великий. К юношам о том, как получить пользу от языческих сочинений // Творения. Т. II. СПб., 1911, сс. 255 -266.
[3] Творения святого отца нашего Кирилла Александрийского. Изд. 2. Ч. III. Сергиев Посад, 1906. - Творения святых отцов в русском переводе. Т. 51.
[4] См.: Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина. Точное изложение Православной веры. М.-Ростов-на-Дону, 1992.
[5] Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979, сс. 155-156.
[6] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. IV. М., 1889, с. 50.
[7] Там же.
[8] Иоанн Дамаскин. Источник знания // Творения. Т. I. СПб., 1913, с. 50.
[9] См. Бычков В. В. Эстетика поздней античности II-III века. М., 1981, с. 218.
[10] Там же, с. 219.
[11] Там же.
[12] Не приводя первоисточников, частично нами цитируемых, посоветуем читателю познакомиться с работами отечественных исследователей: Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979; Бычков В. В. Эстетика поздней античности; Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
[13] День памяти святых братьев Кирилла и Мефодия является в Болгарии днем национального праздника грамотности и печати. Их имена носит Государственная публичная библиотека в Софии; им же посвящена огромная литература на многих языках.
[14] К его личности и творчеству в последнее время проявляют огромный интерес и богословская, и светская наука, см. Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969; Он же. Максим Грек и итальянское Возрождение // Византийский вестник. Т. 35. М., 1973, ее. 129-133; Он же. Максим Грек как ученый // Богословские труды. Т. 16. М., 1976, ее. 142-187; Громов Г. М. Максим Грек. М., 1983 (дана обширная биография). Поместным Собором Русской Православной Церкви (1988) Максим Грек причислен к лику святых.
[15] Прекрасное описание культурной роли монастырей в древности дает В. Сергеев в книге "Рублев". Мы не приводим множество специальных исследований, посвященных этому вопросу.
[16] Цит. по: Шрейдер Ю. Наука как источник знаний и суеверий // Новый мир. 1969, № 10, с. 216.
[17] Прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937, с. 103, совр. репринтное издание: Вильнюс, 1991.
[18] Очень интересные статьи о религиозности Пушкина с цитатами из его писем были опубликованы в журнале "Вопросы философии", 1988, № 10.
[19] Журнал Московской Патриархии. 1979, № 10.
[20] О своих глубоко религиозных переживаниях во время полета и высадки на Луну Армстронг рассказал в своем слове на собрании в Московской общине "Христиан евангелистов-баптистов".
[21] Соловьев В. С. Три разговора // Сочинения. Т. 10. Изд. 2. СПб., б. г., с. 197. В Евангелии (1 Кор 14:20) - "не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетними". - Изд.
[22] Климент Александрийский. Строматы. Полностью изданы отдельными выпусками в Ярославских епархиальных ведомостях (часть неофициальная), начиная с 1889 г. (г. изд. XXXIII, № 38) по 1892 г. (г. изд. XXXIII, № 30). Современное издание (с сокращениями) см. в: Антология. Отцы и учители Церкви III в. Т. 1. М., 1996.
[23] Ефрем Сирин. Творения. Ч. 111. М., 1852, с. 48.
[24] Эти казусы развития советской науки и советского общества получили широкое освещение не только в специальной, но и в общественно-публицистической (и художественной) литературе, на страницах научно-популярных журналов и газет. Ходовые некогда определения "генетика - продажная девка капитализма", "кибернетика - реакционная лженаука" и утверждения типа "Эйнштейн опозорил имя ученого, отдав свой талант в услужение поповщине вызывают сейчас лишь чувство недоумения и омерзения. Заложенные в этих формулировках философско-политические взгляды на многие годы задержали развитие отечественной науки (подробнее см. Протоиерей Глеб Каледа. Библия и наука о сотворении мира // Альфа и Омега. 1996, № 2/3 (9/10), сс. 16-29).
[25] В данном случае речь идет о формах материализма в понимании XIX столетия и Вл. Соловьева. В настоящее время понятия материализм и идеализм чрезвычайно усложнились и потеряли былую философскую четкость.
[26] Вопросы философии. 1953, № 1, cc. 183-184.
[27] Cм. Протоиерей Глеб Каледа. Библия и наука о сотворении мира.
[28] Подробнее см. Профессор, протоиерей Глеб Каледа. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995. - Изд.
[29] "Nature". Vol. 325. № 6099. 1987, pp. 13, 31-35.
[30] Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1948.
[31] "Теоретические" работы Рериха и членов его семьи никак нельзя рекомендовать для христианского чтения; речь идет только о его живописи, - это еще один пример двойственности в искусстве, когда творчество и личность художника далеко расходятся. Для нас классический пример этого - художественное творчество гениального Льва Толстого и его же религиозные заблуждения.
[32] В связи с этим возрождение храма Христа Спасителя имеет не только религиозное, но и огромное нравственное значение. - Изд.
[33] Арча - дерево, растущее в Средней Азии, где автор систематически бывал в экспедициях. - Изд.
[34] Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих Святые иконы или изображения. СПб., 1893.
[35] Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. М., 1915; см. также Он же. Два мира в древне-русской живописи. М., 1916; Он же. Россия в ее иконе // Русская мысль. Кн. I, II. 1918 (указанные три работы проф. Е. Н. Трубецкого изданы в одной книге в Париже в 1965 г. под общим названием "Умозрение в красках", они же под названием "Три очерка о русской иконе" изданы в Новосибирске в 1991 г. и затем неоднократно переиздавались).
[36] Свящ. Павел Флоренский. Иконостас // Богословские труды. Сб. 9. 1972, сс. 83-148.
[37] Соколова М. Н. О древней иконописи // ЖМП. 1975, № 6, сс. 72-78; Она же. Картина и икона // ЖМП. 1981, № 7, с. 73. Жизни и деятельности М. Н. Соколовой посвящены две статьи в ЖМП (1975, № 5, сс. 25-7; 1981, № 7, сс. 16-19). Их следует дополнить следующим. Первым духовником ее был прозорливый священник-старец о. Алексий Мечев. Она возрастала в его общине на Маросейке, которую после его смерти и возглавил его сын о. Сергий. Эта община представляла монастырь в миру. В ее жизни Маруся Соколова принимала активное участие, занималась реставрацией и иконописью. Какая-то удивительная атмосфера мирности и спокойствия царила в ее скромной квартире на втором этаже старого дома у Андрониевской площади. От Марии Николаевны уже тогда веяло духовной сосредоточенностью и трудолюбием, когда она склонялась над иконописными досками или рисунками, а когда занималась другими делами, казалось, что она любовно и скромно приходит из другого мира.
[38] Богословские труды. Сб. 23. 1981, сс. 3-74. Архиепископ Сергий сам был иконописцем, учился в Московской Духовной Академии, преподавал в ней, был епископом Новгородским, а последние годы проживал на покое в Лавре, продолжая заниматься иконописью. Его дед был ректором Академии.
[39] Кстати, следует следить и за четким произношением читаемых детьми молитв.
[40] В современных русских изданиях эта книга названа "Куда идешь". Автором она названа по-латыни "Qua vadis", поэтому название удачнее переводить на славянский, а не на русский язык.
[41] Прекрасный разбор творчества Н. С. Лескова дал критик Л. А. Аннинский в своей книге "Лесковское ожерелье". Не все в творчестве Н. С. Лескова равнозначно. Его следует давать детям с учетом их возраста и "религиозной прочности", а начинать с легенд и преданий о христианах первых веков, потом давать рассказы и повести о праведниках XVIII и XIX веков, в частности, "Инженеры-бессребренники", где описывается жизненный путь свт. Игнатия Брянчанинова и его товарищей, и роман-хронику "Соборяне". "Мелочи архиерейской жизни" и особенно рассказ "Полунощники" следует исключить или отложить до "церковно-религиозной зрелости". Полезно отметить, что о. Савелий Туберозов, главный герой "Соборян", обрисован автором не столько как священнослужитель, сколько как общественный деятель в рясе, могущий выступать с амвона. Точно так же светским видением описан святитель Игнатий. Однако оба произведения могут быть небезынтересны и полезны для подростков.
[42] Главы романа "Отверженные", посвященные епископу Мириэлю, могут быть использованы как пособие к курсу пастырского богословия в духовных учебных заведениях, "Соборян" Н. С. Лескова также очень полезно знать семинаристам.
[43] Творчеству Ф. М. Достоевского посвящена огромная литература. Отметим работы Д. С. Мережковского "Толстой и Достоевский", где дается яркий сравнительный анализ двух гигантов мировой литературы, В. В. Розанова "Легенда о Великом Инквизиторе", Н. С. Булгакова "Терновый венец". Памяти Ф. М. Достоевского (изд. автора, СПб., 1907, опублик. также в журн. "Свобода и культура", 1906, № 2, ее. 17-36). Выдающийся анализ религиозного значения творчества Ф. М. Достоевского дал С. И. Фудель в труде "Наследство Достоевского" - глубочайшем литературно-богословском исследовании.
[44] Следует воздерживаться от чтения Ги де Мопассана, не все приемлемо и в некоторых произведениях А. И. Куприна, И. А. Бунина и практически всех авторов современных "бульварных романов".
[45] Цит. по книге Н. Е. Пестова "Пути к совершенной радости", ч. 9.
[46] Особо следует выделить труды В. О. Ключевского (1841-1911). Каждый должен знать его "Курс русской истории", который учит не только истории, но и нравственности и хорошему русскому языку, - недаром автор был избран академиком изящной словесности. Ключевский был профессором Московского университета и Духовной Академии, и ряд его работ полезен для культурного и религиозно-нравственного развития.
[47] К ним можно причислить книги из серии "Жизнь замечательных людей"; некоторые из них - научно-популярные работы, другие - романизированные биографии. Отметим книгу о Фарадее "Загадка магнита" Н. Д. Шаховской и М. Н. Шика. Написанная с удивительной ясностью и любовью, она принадлежит перу некогда известного московского священника о. Михаила Шика, расстрелянного в 1937 г., и его жены Наталии Димитриевны, матери пятерых детей, которая написала еще несколько книг ("Последнее путешествие капитана Скотта", книга о В. Короленко и др.); в довоенные годы ими зачитывались мальчишки.
[48] Бахметева А. Н. Рассказы из истории христианской церкви. От I-го века до половины ХI-го. Чтение для детей старшего возраста. СПб., 1883, т. 1, с. 3, переиздано Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем в 1994 г. Следует отметить, что практически в литературе почти нет хороших духовно написанных книг об истории Церкви, о преемственности и стяжании Духа Святого в разных исторических обстоятельствах. С этих позиций для взрослого читателя большой интерес представляют "Очерки по истории церкви" о. Сергия Мансурова (Богословские труды. Сб. 6, 7. 1971).
[49] Скотт, Джемс. Ледниковый щит и люди на нем. 1959.
[50] Амундсен Р. Северо-Западный проход. Плавание на судне "Иоа" // Сочинения. Т. I. М., 1939, с. 435.
[51] Из географических-приключенческих книг можно особо рекомендовать сочинения Владимира Клавдиевича Арсеньева - путешественника, географа, этнографа, писателя. По мнению Горького, он соединил в себе таланты Джека Лондона, Фенимора Купера, Сеттон-Томпсона. В. К. Арсеньев оставил прекрасные художественные описания природы Дальнего Востока, жизни тайги и ее обитателей. Наиболее известная его книга, которую следует рекомендовать читать юношеству, - "Дерсу Узала", книга о человеческой красоте простого охотника. Заслуживает внимания "По уссурийскому краю", "В горах Сихотэ-Алиня", "Сквозь тайгу". Они выдержали много изданий. Рядом с "Дерсу Узала" можно поставить книгу о проводнике-шерпе, первым из людей взошедшем на Эверест, - "Тигр снегов".
[52] Его чудесная книга "Маленькие индейцы" в сокращенном детиздатовском переводе потеряла почти все свое обаяние. Родителям надо следить не только за названиями читаемых детьми книг, но и за качеством их изданий. Очень многие прекрасные книги знаменитых авторов совершенно изуродованы издательскими чиновниками.
[53] Выдающийся естествоиспытатель и писательница - защитник животного мира Джой Адамсон в начале 1980 г. была убита в Кении браконьерами, а спустя девять лет от руки браконьеров погиб ее муж - Джордж Адамсон.
[54] Н. И. Пирогову посвящена огромная научная и популярная беллетристическая литература (см. ЖЗЛ). Ему посвящен рассказ А. И. Куприна "Добрый доктор". Перу самого Н. И. Пирогова принадлежат, кроме научных специальных, работы, посвященные воспитанию ("Вопросы жизни" и др.).