Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Масова та елітарна культура. Ортега-і-Гассет про кризу культури




Элитарная культура– это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Так, произведения абстракционистов в виде цветовых композиций сложны для восприятия человеком, не знакомым с законами живописи, символическими цветовыми образами. Девиз элитарной культуры “Искусство ради искусства”. В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).

Массовая культура– это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие. В ней много подражательного, стандартизированного, она черпает свои сюжеты в элитарной и народной культуре, но основана на стереотипах. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.

Свой синтез разных философских концепций он назвал “рациовитализмом” (учением о “жизненном” или “историческом разуме”).

Представление о культуре Ортеги-и-Гассета опиралось на его учение об “идеях и верованиях”, согласно которому все системы идей опираются на дорефлективные верования. Идеи принимаются или отвергаются на уровне мышления, тогда как в верованиях они живут, и отказаться от них “как последней инстанции нашей жизни” человек может лишь вместе с трансформацией (т.е. изменением) всего своего существования. Помимо индивидуальных верований существуют также коллективные верования, представляющие собой основу социальной жизни и сердцевину любой существовавшей культуры. Крушение традиционных верований приводит к кризису личности и общества. Излишне разветвленная, ритуализированная и омертвевшая культура уже не может ориентировать человека в мире. Он теряется в идеях и конвенциональных нормах, утрачивает живую веру, сомневается, ищет новых путей и убеждений. Поэтому кризисные периоды в истории человечества наполнены религиозными ересями, философскими доктринами и теориями.

Одновременно с этими процессами происходит “варваризация массы”,в период кризисов культура сама рождает варваров. Современная эпоха демонстрирует кризис во всех областях культуры. В каждый переломный момент истории на политической арене возникали “люди действия”, которые вели за собой порожденных самой культурой варваров.

Проблему “массового общества” и связанной с ним “массовой культуры” он рассмотрел “Восстание масс”, написанной в 1929-1930 гг. В центре внимание философа находилось соотношение “элиты” и “масс”, т.е. активного творческого меньшинства (его аристократии духа), двигающего вперед человеческую культуру, и потребляющего большинства, ничего не создающего, но пользующегося бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями, и благами культуры, созданными творческим меньшинством. Именно поэтому, “массовый человек”, по мнению Ортеги-и-Гассета, является врагом подлинной культуры. Отсюда происходит духовное разобщение “элиты” и “масс”, общая социальная дезориентация и появление “массовой культуры”. Такие представления сформировали его имидж сторонника элитарно-аристократической критики современной культуры буржуазного общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 516 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2212 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.