Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия и наука о развитии природных предпосылок (отражение) и социокультурных факторов становления (язык, коммуникация, общение, совместный труд, практика, культура) сознания




1.В естественных предпосылках материалистическая традиция особо выделяет в живой и неживой природе такое свойство, как отражение. Отражение – это способность материальных систем воспроизводить в процессе взаимодействия особенности других систем. Выделяют три основные формы отражения. Отражение в неживой природе – это элементарная форма, связанная с любыми видами материальных взаимодействий (механическими, физическими, химическими). Простейшие виды отражения (образ в зеркале, след на песке и др.) носят пассивный характер. Отражение в живойприроде определяется характером жизне-деятельности организмов, необходимостью их активной адаптации к условиям существования. К основным биологическим формам отражения относят раздражимость, чувствительность и психику.

Раздражимость – способность всего живого избирательно реагировать на воздействия окружающей среды (цветы, вечером закрывающие лепестки).

Чувствительность – способность отражать отдельные свойства вещей в виде субъективных ощущений, связана с формированием нервной системы.Раздражимость и чувствительность – элементарные формы упорядочения биологической информации. Психическое отражение – способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа ситуации. Основными механизмами психического отражения выступают рефлексы. Социальное отражение связано с возникновением сознания. Сознание – высшая форма психического отражения. В отличие от психики животных, сознание наделяет человека способностью предвидения отдельных последствий своих действий, характера и направленности развития природных и социальных процессов. Основой перестройки психики животных в сознание человека стал труд (человек своей деятельностью регулирует обмен веществ между обществом и природой).

2. Рассмотрение сознания в качестве социальной формы отражения предполагает, что его возникновение является результатом не только длительного процесса психобиологической эволюции, но и социокультурогенеза.Социокультурная эволюция сознания условно включает в себя три этапа: а) Доязыковая стадия (ок. 5 млн. л. н. - 40 тыс. л. н.): это период формирования базовых структур мышления человека,появления отдельных элементов морально-нравственных отношений между первобытными людьми (табу), становления религиозного и художественного сознания на основе ритуального действия и магических практик. Закономерным результатом данного этапа является переход от ритуального действия/образа к слову-символу. б) Языковая стадия, характеризуется возникновением языка и способности отражения мира в знаково-символической форме. Символы и знаки языка становятся заменителями инстинктов. Благодаря способности сознания порождать символы и оперировать ими, становится возможным накапливать и сохранять значимый коллективный опыт.в) Логико-понятийная стадия, на которой осуществляется переход «от мифа к логосу» (8 - 5 вв. до н. э.), связана с кристаллизацией в сознании определенных норм и структур – законов логики, – которые образуют своеобразный каркас правильного мышления. Итак, сознание – социальная форма отражения, интегрирующая все его последовательно возникающие в процессе эволюции природы и общества черты.

27. Сознание и мозг. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. C ознание – это высшая, свойственная только чел-ку и связанная с речью ф-ция мозга, заключ в обобщ и целенаправл отраж. действительности, в предвар. мысленном построении действий и предвидении их результ, в разумном регулиров и самоконтроле поведения человека.

1) Сознание – ед-ная достоверная реальность, а материальн мир – его порождение. Подобная установка, возник. в рамках субъективного идеализма назвается солипсизма. 2) Сознание не существует как качественно специфич реальность. Эта позиция хар-на для физикализма –научно-философского течение, кот отождествл. сознание и физ. процессы в головном мозгу, вкл. в себя: моделирование «искусственного интеллекта», генетич обуслов-сть ряда хар-тик психики чел., связь типов мышления с работой полушарий мозга. Позиция вульгарного материализма (К. Фогт,Я. Молешотт,Л. Бюхнер):рассмотрение сознание как феномен, целиком сводим к физиолог. процессам, происход в мозге чел. Теория интроекции Р. Авенариуса:идея о том, что мозг не является органом мысли, а мысль не является функцией мозга. 3) Диалектико-материалистический подход - сов-сть ид. процессов и явлений, сущ-щих в субъективной психич. сфере чел. и отличающ от своего материальн. носителя. Специфика сознания закл. в том, что оно идеально по своей природе. Идеальное –образ действ-сти в сознании, хар-ет сущностное содерж. сознания как субъективной реальн.разв. мозга- цефализация,его смысл: когда у жив.организмов появл. зачатки нервной системы, идет медл.усовершенств.нервной системы, в частности, гол. мозга. Мозг чел. -сложноорганизованная и саморегулирующ сист, своеобразие кот опред.функцион. специализацией ее обл.: зрение связ. с затылочными долями полушарий мозга, слух – с височным. Единство сознания, мышления и языка: язык – это сист. знаков, обладающ. значением и смыслом, способ выраж. мысли. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выражен в слове. Речь – это сам процесс использ. языка с целью усвоения и передачи социально значимой инфо, обмена мыслями. Значение языка опр-ся след. аспектами:1. Язык явл. не столько транслятором актов сознания, сколько «соавтором» их рождения.2. Язык выступ. как универс.социокульт. среда, обеспеч-щая коммуникацию между людьми через языковые игры и ситуации. 3. Язык – посредник между миром и чел-ом. Осущ-яя речевую дея-сть, чел-ек мыслит, но говор. –не значит мыслить. Два существенных различия между языком и мышлением:1. стр-ра языка не совп. со структурой мышления: законы и формы мышления едины для всех людей, а язык национален. 2.единые нормы мышления осущ. различн. языковыми способами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 583 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.