Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к социальным конфликтам.
Социальный конфликт – это борьба между противоположными сторонами из-за дефицитных ресурсов и за достижение вознаграждения,которая включает в себя попытки подчинить, нейтрализовать, причинить вред, устранить и уничтожить противника.
Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни и представляют собой осознанное столкновение противоположно направленных потребностей, интересов, желаний двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, общностей, государств и др.). П. Сорокин считал, что источник конфликтов лежит в проблеме удовлетворения или подавления базовых потребностей людей. Если у субъекта (индивида или группы) появляется какая-то потребность, то субъект предпринимает действия по ее удовлетворению. Однако если кто-то или что-то мешает удовлетворению потребности, возникает ситуация, называемая блокадой. В этих условиях субъект пытается преодолеть блокаду, найти новые средства для достижения своей цели. Следует отметить, что конфликты – явление социальное, они свойственны людям,но не животным. В животном мире нет конфликтов, а есть лишь бессознательные инстинктивные столкновения особей, стремящихся к выживанию.
В современной социологии сложилось две точки зрения на социальный конфликт.
Функционализм (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс) рассматривает конфликт как социальную болезнь. Эта трактовка вытекает из общих постулатов функционализма о том, что в основе общественной жизни лежит взаимодействие, согласие и сотрудничество, социальные взаимосвязи основаны на принципе солидарности, а социальные системы стремятся к устойчивости. В таком случае конфликт – это расстройство, травма, аномалия в общественной жизни, выражение дисфункции социального организма.
Вторая точка зрения, теория конфликта, рассматривает конфликт не как патологию, а как норму социальной действительности. Конфликты – естественное социальное явление, более того, они могут приносить общественную пользу. К наиболее ярким представителям теории конфликта относят Г. Зиммеля, К. Маркса, Р. Дарендорфа, Л. Козера.
Г. Зиммель утверждал, что конфликты в обществе неизбежны, т. к. они обусловлены биологической природой людей, их инстинктивной враждебностью. Чем больше будет в обществе конфликтов, тем лучше, ведь многочисленные конфликтные ситуации, пересекаясь, друг с другом, препятствуют разделению людей на два противоборствующих лагеря.
К. Маркс видел причину социальных конфликтов в экономической организации общества, в неравном распределении собственности, которое порождает эксплуатацию одного класса другим, социальную поляризацию. До тех пор, пока в обществе будут существовать классы-антагонисты, система будет продуцировать социальные конфликты в огромном количестве. Чем сильнее социальная поляризация, тем более насильственным будет гиперконфликт (революция) и тем больше он вызовет изменений в обществе. Последний из таких гиперконфликтов, социалистическая революция, создаст в конечном итоге систему, основанную на гармоничных социальных отношениях, в результате чего исчезнет возможность для социально-классовых конфликтов.
Р. Дарендорф, один из наиболее ярких представителей современной теории конфликта, полагал, что основу социальных конфликтов составляют политические факторы – борьба за власть, престиж. Конфликты функциональны (полезны), т. к. усиливают адаптивность системы, способствуют появлению новых норм и механизмов социальной стабилизации. Игнорировать конфликт, тем более подавлять его – контрпродуктивно, поскольку это усиливает потенциальную злокачественность конфликта, дает новый толчок усилению его энергии.
Л. Козер подчеркивал, что конфликт выполняет позитивные функции в обществе:
· образование новых групп;
· установление и поддержание относительно стабильной структуры групп;
· социализация как индивидов, так и самих групп;
· создание и поддержание баланса власти;
· получение объективной информации об окружающей среде;
· стимулирование творчества и новых форм социального контроля;
· стимулирование создания новых социальных институтов.
Вопрос 17