Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жанр оды в творчестве Ломоносова и Державина




16. Художественное своеобразие повести Карамзина «Бедная Лиза»

Карамзин – отец русского сентиментализма. Он первый обратился к человеческой душе после века, духовная атмосфера которого была полна догм, правил, интересов общества. Но ведь культурный прогресс и нравственное совершенство всегда состоят в росте терпимости к другим людям, и с этим связано стремление Карамзина изобразить в «Бедной Лизе» заблуждающихся героев. Писателю до такой степени точно удалось передать переживания современной ему юной девушки, страстно полюбившей и столь жестоко покинутой, что по стране прокатилась волна самоубийств – не одна девица того времени увидела себя в главной героине повести и решила последовать ее примеру… В «Бедной Лизе» Карамзин изображает «заблуждающихся» героев, среди них нет резко отрицательных. Эраст воплощает собой сложность и противоречивость человеческой натуры вкупе с субъективными личностными качествами. Его невозможно однозначно осудить, ведь юноша – всего лишь жертва обстоятельств и собственной слабости. Он проявляет малодушие, но в душе его нет неискоренимого порока. Для Карамзина вообще любовь – не порок и не слабость. Писатель приводит в своих произведениях различные типы характеров, никого не осуждая и не вознося. Он одинаково сочувствует и Эрасту, и Лизе. Лиза отличается добротой, смирением – об этом красноречиво говорит ее отношение к больной матери, к Эрасту (даже после разрыва). Она прекрасна своей невольной грешностью и обыкновенностью, ее слабость привлекает. Она тонко чувствует природу, девушка прелестна в своей безыскусственности. Девиз Карамзинских героев: «Я слаб, но я – человек». Счастье человека – в простоте, что наглядно показывает история любви Эраста и Лизы. Их отношения закончились драмой из-за обстоятельств, в которых их поставило общество – ведь неравные браки осуждались. Карамзин же в своем творчестве провозглашал право человека на естественное счастье, ценность духовного мира и «нежной дружбы» двух сердец.

Художественное своеобразие

Сюжет повести заимствован Карамзиным из европейской любовной литературы, однако перенесён на «русскую» почву. Автор намекает, что лично знаком с Эрастом и подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов и Данилов монастыри, Воробьёвы горы, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Однако, несмотря на кажущееся правдоподобие, мир, изображённый в повести, идилличен: крестьянка Лиза и её мать обладают утончённостью чувств и восприятия, их речь грамотна, литературна и ничем не отличается от речи дворянина Эраста. Жизнь бедных поселян напоминает пастораль:.

Повесть стала образцом русской сентиментальной литературы. В противовес классицизму с его культом разума Карамзин утверждал культ чувств, чувствительности, сострадания: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!»[1]. Герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. Сословного конфликта в повести нет: Карамзин в равной степени сочувствует и Эрасту, и Лизе. Кроме того, в отличие от произведений классицизма, «Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности: автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям.

Повесть отличает и «гладкий» язык: Карамзин отказался от старославянизмов, высокопарности, что сделало произведение лёгким для чтения.

17. «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева: проблематика, композиция, герои.

Жанр путешествия давал автору возможность показать российскую действительность как бы со стороны, глазами путешественника.

Книга состояла из глав, названных по наименованиям почтовых станций между Москвой и Петербургом. Книга посвящена другу юности А.Кутузову. Книга обличает одних и сочувствует другим. Любовь к родине, ненависть к крепостничеству, небывало острый показ тяжелого положения народа сделали эту книгу непохожей на другие и опасной для правительства.

В главе «Любань» путешественник рассказывает о крестьянине, пашущем попеременно на двух лошадях, чтобы давать им отдых. А вот самому ему отдыхать некогда: надо отработать барщину, а в воскресенье работать на себя, чтобы кормить семью.!»Мы не господа чтобы и нам гулять», - говорит крестьянин. Путешественник видит и тяжесть, и не продуктивность такого труда и возмущен тем, насколько крестьянин бесправен.

В главе «Медное» автор рассказывает страшную историю о том, как молодой боярин продает своего бывшего дядьку, который ходил за ним и однажды «спас от утопленья, бросаясь за ними в реку» Продает и бывшую свою кормилицу, и их дочь, обесчещенную им..И это «срамное зрелище» никого не трогает! Оно обычно.

В главе «Чудово» рассказывается о бессердечном начальнике, не пожелавшем сделать что-либо для спасения тонущих в море людей, ибо ему это «в должности не предписано».

Повсюду встречает путешественник несправедливость. В главе «спасская по`лесть» он говорит о купце, получившем орден за то, что привозил высокому начальству устриц. За это и был пожалован начальством – за усердие. В этой же главе, одной из центральных в книге, рассказывается о лести придворных, готовых за одну улыбку царя восхвалять его как «великого государя» Радищев с гневом пишет о «подлом раболепии» чему не раз был свидетелем сам. Сон путешественника, в котором он видит вдруг прозревшего и ужаснувшегося царя, - это всего лишь сон, автор не верит в это, споря с теми, кто еще ждет милостей от «доброго»государя.

В другой главе Радищев показывает, как крепостное право не только губит народ, но и развращает дворян: когда за жестокое издевательство крестьяне убивают помещика и его сыновей, вдова помещика их защищает, лишь бы не лишиться даровой рабочей силы!

Радищев пишет:» Страшись, помещик жесткосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение» «Свободы ожидать должно от самой тяжести порабощения» В этих словах – вера в неизбежность борьбы народа против бесправия. Радищев настаивает на расплате за зло(крепостное право)

18. Идейно-художественное своеобразие повести Крылова «Каиб». Черты сентиментализма.

Главный герой повести - правитель Каиб. События происходят в одной из восточных стран. Об этом свидетельствуют и сераль, евнухи, и государственный совет, носящий название «диван», и многие другие черты «местного» колорита. Но природа деспотизма во всех странах одинакова, что дает возможность автору, под видом безымянного «восточного» государства, изображать деспотический строй в России. Главным средством, поддерживающим деспотические порядки, служит страх. И поэтому Каиб, вынося на диван то или иное предложение, обычно добавлял: «...кто имеет на сие возражение, тот может свободно его объявить: в сию же минуту получит он пятьсот ударов воловьей жилой по пятам, а после мы рассмотрим его голос». Желающих не находилось.

Деспоты не любят правды, боятся споров, возражений и поэтому окружают себя льстецами, трусами и глупцами. «Каиб был расчетлив,- указывает Крылов,- обыкновенно одного мудреца он сажал между десяти дураков; умных людей он сравнивал со свечами, которых умеренное число производит приятный свет, а слишком большое может причинить пожар». В диване Каиба почетное место занимают хитрые и глупые вельможи с колоритными именами Дурсан, Ослошид и Грабилей.

В пространных и льстивых речах, обращенных к Каибу, Крылов тонко пародирует стиль похвальных слов. Вслед за одой и похвальными словами он высмеивает идиллии, авторы которых изображали жизнь крестьян в самых радужных красках. Читая их, Каиб часто завидовал безмятежной участи пастушков и пастушек. Но когда он повстречался с истинным, а не книжным пастухом и увидел перед собой грязное, голодное, одетое в лохмотья существо, то дал себе слово никогда не судить о судьбе подданных по произведениям стихотворцев.

Важное место отведено в повести изображению бесправия народа. Когда Каиб решил на время оставить столицу, он, опасаясь народных волнений, которые могло вызвать его отсутствие, обратился за советом к вельможам. Речи Дурсона, Ослошида и Грабилея исполнены глубокого пренебрежения к народу. Так, Ослошид советует Каибу на виду у всех выехать из города и при этом сказать, что остается в столице. Он уверен, что никто не усомнится в правоте этого объявления, поскольку подданные должны верить словам государя больше, нежели своим собственным глазам.

Демократические симпатии Крылова сказались и в его враждебном отношении к дворянскому сентиментализму. Он высмеивал приукрашивание жизни и чувствительность сентименталистов, подменявших правдивое изображение пасторальной идиллией. В повести «Каиб» Крылов иронизирует над калифом, который отправился познакомиться с «сельскими жителями». Думая увидеть «блаженную жизнь» крестьян, о которой он читал в идиллиях и эклогах, Каиб вместо того встретил «запачканное творение, загорелое от солнца, заметанное грязью». Пастух не только не играл на свирели, но, голодный, размачивал черствую корку, а его жена ушла в город продавать последнюю курицу.

 

19. Жанровое своеобразие пьесы Фонвизина «Недоросль». Черты классицизма и сентиментализма в ней.

Комедия «Недоросль» содержит в сбе черты классицизма и ростки будщего реализма. Классицизм: деление героев на положительных и отрицательных, говорящие имена, соблюдение правил трех единств (единство места, времени и действия), наличие единой сюжетной линии, не осложненный побочными сюжетными линиями, отвлекающими внимание, зрителей и читателей.
Пьеса: соц-полит комедия без любовной интриги, любовная интрига сознательно выводится на переферию сцен действия. Любовные притязания Митрофанушки и Скотинина лишены всякого смысла, так как они Софью не любят: один хочет завести свиней на её наследство, а второй просто не хочется учиться.

Что касается Милона, то его отношение с Софьей определены еще до начала сцен действия.

Герои положительно-идеальные как полагается в классицизме. Речь положительных героев литературная.

Реалистическое новаторство связано с отрицательными персонажами. Они ближе к быту, к реальности. Так, например, об образе Простаковой можно сказать, что это попытка содать многоплановым образ. Простакова может властной, но так же она жестокая помещица и любящая мать, которая на всё готова ради своего сына. И эта многоплановость образа проявляется в речи героини. Она может говорить и на языке, приближающемся к книжному. Так она разговаривает с Софьей, когда ей нужно узнать, что за письмо у неё в руках. А может использовать разговорную речь и даже грубое просторечие.

20. Проблематика пьесы Фонвизина «Недоросль». Система персонажей

Начинается активный интерес к общественной проблематике. Главные герои – дворяне

Проблемы:

· Проблема недоросли, заявлена в названии. С произведением Фонвизина слово приобретает негативный оттенок. Проблема воспитания

· Тема дворянства

Общество разделено на 2 лагеря: Простакова, Простаков, Скотинин с одной стороны, Стародум и Правдин с другой.

Как такового сюжета нет (специфика Фонвизина). Перед нами быт обычной семьи

Тема воспитания:

Фонвизин критикует Митрофанушку как продукт плохого воспитания. Рядом с ним всегда фигурирует его мать. Простаков – безвольный тюфяк без собственного мнения.

Митрофан – грубое, неотёсанное существо, довольно жестокое. Это проявляется через плохое отношение к няне Еремеевне, второй матери. В ответ на заботу она получает лишь тычки и грубые фразы. Грубая, бранная лексика, чтобы показать, каким языком говорит дворянство в этой семье.

Митрофан – единственный персонаж, который показан через бытовые сценки. Как сатирик, автор использует говорящие фамилии.

Мечта митрофана – жениться на Софье. Эта мысль вложена матерью. «не хочу учиться, хочу жениться!»

Гиперопера митрофана со стороны матери. При появлении Правдина и Стародума Простакова теряет контроль над окружающими. За жестокость она расплачивается презрением со стороны ребёнка и потерей имущества. Скотинин и простакова – дублёры друг друга.

Фонвизин показал взаимоотношения не только одной семьи, но и общую тенденцию в процессе образования того времени. Проблема: упадок образования и интереса к нему.

Правдин и Софья – герои аморфные, не участвуют в сюжете, мало о чём говорят.

Стародум появляется только в середине действия. Герой – резонёр, выражает авторскую мысль. Идейный центр произведения. Появляется ни от куда. Считался мёртвым. Его появление озадачивает госпожу простакову. Ведёт умные разговоры о правилах бытия. Любит разговаривать притчами. Перед Стародумом распахивается жизнь во всём её неприглядном виде. Стародум – урок госпоже простаковой. В уста Стародума автор вкладывает свою семейную концепцию

Представлено 2 типа дворянства:

  • Образованные, живут для других. Тех, кто стоит ниже, не третируют, а принимают их труды
  • Необразованные, живут для себя




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1782 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2220 - | 1964 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.