Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Художественный язык жития, его специфика




Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев) - протопоп города Юрьевца-Повольского, противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века; духовный писатель.

Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.

Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца.

О жанре

Житие Аввакума напоминает монолог.

«Житие протопопа Аввакума им самим написанное» лучшее творение Аввакума, созданное в 1672-1673 гг. Это первое в истории русской литературы произведение автобиографического жанра, в котором выразились тенденции к реализму. Эти тенденции нашли отражение в бытовых сценах “Жития”, в пейзажных описаниях, в диалогах героев, а также в языке произведения с его просторечиями и диалектизмами.

Ранее в житиях описывались только святые, признанные таковыми, разумеется, только после смерти. При большой начитанности Аввакум умел при случае мастерски пользоваться шаблоном житийного повествования. Тем труднее было втиснуть в узкие рамки привычного шаблона такое новшество, как личная повесть, повесть о себе.

Предположительно, принадлежит к жанру духовных завещаний, который все еще остается малоизученным в древнерусской литературе. Духовное завещание всегда включало в себя такую композиционную единицу, как исповедание веры. Этому посвящено вступление Жития Аввакума. Далее пишущий духовное завещание о себе “творил известие”, чин духовного завещания соответствовал духу исповеди.Исповедь обязательно включала рассказ о себе, о своей жизни. Таким образом, закономерна связь духовного завещания с житием. Но в духовных завещаниях исповедь всегда имела дидактическую направленность, совмещалась с проповедью, обращенной к духовным детям, в процессе передачи духовного опыта от учителя к ученику.

Итак, можно сказать, что Житие Аввакума, изначально задуманное как духовное завещание, соединяло в себе черты исповеди и проповеди в христианском значении. Постепенно оно превратилось в символический сакральный текст, который способствовал просвещению христиан, разъяснял смыслы и значения различных явлений жизни с христианской точки зрения.

Начинается "Житие" по-старому – от рождения. Но далее порядок описываемых событий и порядок рассказа не совпадают. Аввакум как бы смотрит на свое житие из определённой точки настоящего. Настоящее в "Житии" вершит суд над прошлым. Вся жизнь – один подвиг, и он ещё не кончился. Поэтому все рассказываемые эпизоды упираются в настоящее.

По существу, "Житие" – это проповедь, а проповедь ведётся в настоящем времени. Хотя, конечно, сводить "Житие" к проповеди нельзя, оно гораздо сложнее. Характер проповеди определяет и свободное расположение эпизодов. Все они имеют нравоучительный характер, поэтому не важен строгий хронологический порядок.

О тематике (см. также вопрос 10 – основные темы и проблема Жития)

Главным делом своей жизни Аввакум считал борьбу с реформами Никона, и большая часть жития посвящена именно этому. Рассказывая о своей жизни, он стремился воодушевить единомышленников на борьбу "за дело Божие

Основу «жития» составляют те беды и неприятности, которые испытали на себе Аввакум и его семейство, отвергшие реформу патриарха Никона. В «житии» Аввакум предстаёт несгибаемым старовером. Он будет терпеть до конца скитания, тюремное заключение, голодание, смерть детей. Он повсюду надеется на Бога, и везде обличает «блудную еретическую», даже гонители покоряются силе духа протопопа.

О художественном языке

Главное своеобразие “Жития” Аввакума в его языке и стиле. грубый язык, нарочитая простота. В произведении не отражены литературные каноны и нормы. Аввакум положил начало автобиографии, до него она практически не существовала.

Брань, восклицания, мольбы пересыщают его речь. Ни один из писателей русского средневековья не писал столько о своих переживаниях, как Аввакум.

Для стиля “Жития” характерно сочетание сказовой формы с проповедью, что привело к тесному переплетению разговорно-просторечных элементов языка с церковно-книжными. В столкновении церковно-книжных и разговорных форм рождалось новое стилистическое единство, которое сам он характеризует как “просторечье”. В стиле жития протопоп использует форму сказа - неторопливого рассказа от первого лица, обращенного к старцу Епифанию, но в то же время подразумевающего и более широкую аудиторию своих единомышленников. Для стиля Аввакума характерно отсутствие спокойного эпического повествования.

Круг тем и настроений в сочинениях Аввакума ничем не ограничен: от богословских рассуждений до откровенного описания физиологических отправлений человеческого организма. Но к каждой теме он подходит с неизменным эгоцентризмом.

Его житие состоит из ряда искусно нарисованных правдивых драматических сцен, построенных всегда на острых конфликтах: социального, религиозного или этического порядка. Эти драматические сцены соединены между собой лирическими и публицистическими отступлениями. Аввакум либо скорбит, либо негодует, либо иронизирует над противниками и самим собой, либо горячо сочувствует единомышленникам и печалится об их судьбе. “Житие” проникнуто духом борьбы. Автор страстно отстаивает свои убеждения, обличает врагов.

10. Основные темы и проблема «Жития протопопа Аввакума». Образ главного героя произведения.

Идея староверия, за которую шла борьба, с одной стороны, и сам борец (Аввакум) со всеми превратностями его бурной жизни – две доминирующие темы.

Они тесно переплетается с темой изображения жестокости и произвола “начальников”- воевод, обличения “шиша антихристова” Никона и его приспешников, утверждавших новую веру “кнутом и виселицами”.

Вся полемика Аввакума в защиту старых обрядов против никониан насквозь пронизана одной идеей – жизненной нерасторжимости этих обрядов не только с вероисповедными догматами, но и с национальным бытом, со всей совокупностью веками выработанного русского уклада семейной, хозяйственной и личной жизни.

Характер Аввакума раскрывается в житии как в семейно-бытовом плане, так и в плане его общественных связей. Аввакум проявляет себя и в отношениях к “робяткам” и верной спутнице жизни, преданной и стойкой Анастасии Марковне, и в отношении к патриарху, царю, и простому народу, к своим единомышленникам, соратникам по борьбе.

Говоря о самом себе, Аввакум часто дает очень высокие оценки, называет себя пророком, сравнивает с мучениками и святителями, ставя себя в один ряд с ними: «...яко Лазаря во гною у вратех богатого пси облизаху гной его, отраду ему чинили, так и я».

Но часто Аввакум говорит о себе в совершенно других тонах, называя себя недостойным, невежественным, грешным: «...простите, господа ради! Кто есмь аз? умерый пес!»

Столь противоположные самооценки, сосуществующие в Житии, на первый взгляд противоречивы, взаимоисключают друг друга. Из-за этого создается впечатление раздвоенности, противоречивости образа героя. Однако это противоречие объяснимо. В древнерусской житийной литературе традиционным было идеализированное изображение героя, себя же автор называл неученым, неразумным. В Житии протопопа Аввакума сталкиваются эти два стремления: стремление возвысить героя и умалить

заслуги автора.

Аввакум по-разному оценивает себя в зависимости от того, рассматривает ли он себя как автора жития или как героя, поэтому в тех случаях, когда Авваккум-автор хочет выразить сочувствие к Аввакуму-герою или восхищение им, он зачастую говорит о себе в третьем лице: «...протопопа Аввакума, беднова горемыку, в то время с прочими... остригли»





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2387 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2294 - | 1982 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.