В древнерусской литературе огромное количество непонятных, путаных жанров. Около 100 жанров.
Название произведения часто обозначает сам жанр. Все жанры делились на «первичные» и «обобщающие».
Первичные жанры - это первичные тексты (слово, житие, поучение, похвала, притча). Обобщающие жанры - это сборник разных произведений (летопись).
Произведения делились на «сакральные» и «не сакральные».
1) Главная книга – Библия;
2) Церковная литература:
-богослужебная - помогала вести службу в храмах (Евангелие);
-сочинение отцов церкви
3) Исторические книги. Зачастую за исторические произведения выдавались фантастические произведения.
"Повесть о Акире Премудром" пришло из Византии.
4) Научная литература. Естественно научного характера.
Пример: "Физиолог". Повествует о разных животных. Составлено из словарных статей, по типу Энциклопедии. Носило символический характер, т.к. каждое животное - символ (христианские символы)
5) Апокрифы - неканонические произведения религиозного характера, не вошедшие в основной канон Библии. Библия исторически складывалась несколько веков.
4 официальных и около 10 апокрифичных Евангелие.
Апокрифы - "ложные" книги.
Индексы "ложных и апокрифичных книг".
Пример: "Сон Богородицы".
Эпический и поэтический варианты, и также в виде заговоров.
"Хождение Богородицы по мукам", "Ведение Еноха".
Жанровая система Древней Руси была функциональной.
4. Жанр летописи. Стиль монументального историзма. «Повесть временных лет».
Летописи — это памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Особенность летописи состоит в том, что все записи в ней велись в хронологической последовательности по годам. Летописи не создавались одним человеком, над ними трудились многие летописцы. Новая летопись непременно опиралась на предыдущие, составители включали в свои тексты материалы других летописцев. Отличительная особенность летописи состояла в том, что она не была сухой и беспристрастной. Летописцы давали событиям свои субъективные оценки, сопровождали различными дополнениями, комментариями. Итак, летопись можно назвать сводом разнородных жанров. В летопись входили тексты погодных записей, воинские повести, материалы из княжеских архивов.
Летописание на Руси началось очень давно: примерно в первой половине XI века. Центрами летописания стали крупные и развитые города — Киев и Новгород. Как правило, летописи писались монахами. Ведь именно монастыри в то время были центрами грамотности. Дело это было государственное, и зачастую летопись составлялась по поручению князя, игумена или епископа. Порой летопись отражала именно те события, которые были угодны князю, и реальное поражение на бумаге превращалось в победу. Но составители летописей, даже выполняя определенный «заказ», нередко проявляли самостоятельность, независимость мысли, а порой подвергали критике действия и поступки князей, если они казались им заслуживающими порицания. Летописец стремился к правдивости.
«Повесть временных лет».
«Повесть временных лет» является выдающимся памятником не только древнерусской литературы, но и истории. Читая его, мы можем проследить историю становления древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, начавшийся процесс феодального дробления.
«Повесть временных лет» была создана в первые десятилетия XII века, но до современного читателя дошла в составе летописных сводов более позднего времени. К самым старшим из них относятся Лаврентьевская и Ипатьевская летописи, а также Первая Новгородская летопись, датированные 1377, 1420, и 1330 годами. Все последующие летописные своды XV-XVI веков непременно включали в себя «Повесть временных лет», кончено, подвергая ее обработке — как редакционной, так и стилистической.
Летописец, создавший «Повесть временных лет», не известен нам. Ученые лишь могут предполагать, что автором ее был Нестор, монах Киево-Печерского монастыря.
Летопись рассказывает нам о самых важных событиях в истории страны: создании славянской азбуки Кириллом и Мефодием, призвании варягов, походе на Византию, завоевании Киева Олегом, его жизни и смерти, о княжении Ольги. Большую роль в «Повести временных лет» играет такая тема, как крещение Руси. Ведь с приходом христианства на Русь жизнь наших предков сильно изменилась.
Немалое место в «Повести...» отводиться различным преданиям и сказаниям, созданным народом. Они не только обогащают летопись как художественное произведение, но и выражают точку зрения простых людей на историю нашей страны. «Повесть временных лет» проникнута патриотической идеей объединения русской земли против внешних врагов и осуждением братоубийственных усобиц. Этим объясняется введение в летопись исторических свидетельств княжеских преступлений.
Стиль монументального историзма.
Если летописным рассказам, восходящим к фольклорным преданиям, был присущ особый эпический стиль, то преобладающим и всеохватывающим стилем в летописании XI—XII вв., а также и во всей литературе этого периода является стиль монументального историзма.
В этом стиле проявляется стремление древнерусских книжников судить обо всем с точки зрения общего смысла и целей человеческого существования. Поэтому авторы XI—XIII вв. стремятся изображать только самое крупное и значительное. Стиль монументального историзма характеризуется прежде стремлением рассматривать предмет изображения с больших дистанций: пространственных, временных, иерархических. Тот стиль, в пределах которого все наиболее значительное и красивое представляется монументальным, величественным, но принимается как бы с высоты птичьего полета.
Летописцы (так же как и авторы житий или похвальных слов и поучений) смотрят на мир как бы с большого удаления. Этот период развито панорамное зрение, стремление сопрягать изложении различные удаленные друг от друга географические пункты. В летописях действие перебрасывается из одного места в другое, находящееся на противоположном конце Русской земли. Рассказ о событиях в Новгороде сменяется рассказом о событиях во Владимире или Киеве, далее упоминаются события в Смоленске или Галиче и т. д. Такая особенность летописного повествования объясняется не только тем, что в летописи обычно соединяются различные источники, написанные порой в различных пунктах Русской земли. Особенность эта соответствует духу повествования того времени. Она присуща не только летописи, но и «Поучению» Владимира Мономаха, и Киево-Печерскому патерику, и житию Бориса и Глеба, и «словам» или поучениям.
Вместе с тем монументализм XI—XIII вв. имеет одну резко своеобразную черту, отличающую его от наших современных представлений о монументальном как инертном, тяжелом, неподвижном. Монументализм в древнерусской литературе был связан с совершенно противоположными качествами, в частности с быстротой передвижения на больших географических пространствах. Герои произведения совершают переходы, перемещаются со своими дружинами из одного города в другой, из одного княжества в соседнее.
Историзм монументального стиля выражался в особом пристрастии к исторической теме. Древнерусские писатели стремились писать не о вымышленном, а об исторически бывшем, и когда описывали что-либо фантастическое (например, чудеса), то и сами по большей части верили в них и стремились внушить читателям, что те или иные события происходили в действительности. Литература того времени не знает (или точнее сказать: считает, что не знает) ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий.
Кроме того, книжники пытались всякое историческое событие или действующее лицо связать с другими, столь же историческими событиями или лицами — напомнить о предках князя, его «отцах» и «дедах», сравнить героя или событие с подобными героями или событиями, известными им из византийских хроник или библейских книг, искать и находить аналогии всему, что происходило в этом огромном и едином по своим основным закономерностям мире.
5. Жанровое и композиционно своеобразие «Слова о полку Игореве»
Жанр «Слова о полку Игореве». «Слово» - эмоциональное, субъективное произведение, устно произносимое (спетое) автором. Примеры этого жанра: «Слово о законе и благодати», «Слово о погибели русской земли». В нём присутствуют обращения, повторы. Слово связано с ораторским искусством, поэтому для него характерны многие ораторские приёмы. Однако в тексте есть и некоторые элементы, которые не очень характерны для этого жанра (например, подробные описания событий). Важно, что сам автор называл своё произведение то словом, то повестью («начнём же трудную повесть»), то песнью. В этом древнем тексте объединилось 5 разных жанров, поэтому можно говорить о своеобразном жанровом синтезе, причиной которого стало то, что «Слово…» возникло на стыке двух жанровых систем – фольклорной и литературной. Есть версия, что раньше «Слово» не читали, а пели два человека. До сих пор неизвестно, прозой или стихами написано «Слово», поскольку не знаем чётко всех нюансов ударения XII века. Слово – жанр заимствованный.
Плач Ярославны – элементы похоронного причитания. Причитание – это всегда восхваление того, кому оно посвящалось.
Также автор определяет произведение как воинскую повесть – среднее произведение небольшого объёма, посвящённое военному походу
8. Композиция «Слова». Композиционно «Слово о полку Игореве» делится на три части:
Часть 1: (а) Вступление, сборы в поход Игоря, его войска и родственников. (б) Продвижение по половецкой степи. Зловещее предзнаменование – солнечное затмение. (в) первый удачный бой, случайная победа. (г) Сокрушительное поражение Игоря, его плен. (д) Трагико-лирические размышления автора.
Часть 2: (а) Лирическое отступление (похвала Святославу Киевскому, который разгромил половцев), (б) Вещий сон Святослава, (в) Авторское обращение к князьям.
Часть 3: (а) Плач Ярославны, (б) Побег Игоря из плена, (в) Слава князьям. Лирические размышления автора.
6. Образная система и художественное своеобразие «Слова о полку Игореве». Образ Руси в «Слове»
Образ автора в «Слове о полку Игореве». Мы не знаем его имя, но, читая «Слово о полку Игореве», мы можем понять то, каков был его характер. Автор «Слова» предстаёт как человек, который очень личностно, эмоционально воспринимает происходящее, он не просто описывает поход Игоря, но и даёт походу оценку. Автор говорит о настоящем, постоянно вспоминая прошлое, он часто обращается к читателям («братия»), вводит в круг воображаемых читателей людей прошлого. Он взывает к героям своего произведения («Яр тур Всеволод!»). Также автор вспоминает некоего сказителя Бояна, «соловья старого времени». Он противопоставляет свою речь речи Бояна. Боян говорил витиевато, «растекался мыслею по древу». Автор же, отталкиваясь от этой традиции и не стараясь подражать Баяну, желает рассказывать, руководствуясь другими поэтическими приёмами.
Основные герои произведения: Игорь, Ярославна, бой тур Всеволод, Святослав Киевский, Рюрик, образы из прошлого (Владимир Мономах, Олег Гориславович, князь-оборотень Всеслав Полоцкий, недолго бывший на киевском престол).
Игорь - сложная, противоречивая натура, отважен, храбр, но не отличается дальновидностью (не сообщил Рюрику и Святославу о своём походе, не обратил внимания на солнечное затмение). Автор не идеализирует Игоря, но он ему симпатичен.
Ярославна – образ идеальной русской женщины. Её плач – своеобразное заклинание, обращение к солнцу, Днепру, ветру. Основа плача – народная поэзия. Ярославна – символ самой русской земли, страдающей от войн. Значимо, что Ярославна оплакивает не только своего мужа, но и остальных воинов.
Бой тур Всеволод - брат Игоря, храбр, энергичен, решителен, его действия подобны подвигам былинных богатырей, однако он совершает те же ошибки, что и Игорь.
Олег Гориславович – дед Игоря и Всеволода, смутьян. Во время его правления редко пахали землю, на полях были не колосья, а вороны, клюющие трупы. Олег – князь из прошлого, как и Владимир Мономах.
Владимир Мономах – противник Олега Гориславовича. Когда он слышал о военных походах, «уши закладывал в Чернигове» (закрывал ворота, чтобы Олег не пришёл).
Святослав Всеволодович Киевский – двоюродный брат Игоря, идеальный князь, произносящий «золотое слово». Этому образу автор доверил собственные мысли и чувства. Он – alter ago автора. Святослав показан как князь мудрый, могучий, грозный, сильный и справедливый. Он заботится об интересах всей русской земли. Именно ему снится символический сон. Он горюет из-за событий, произошедших с Игорем, пытается помочь ему.
Всеслав Полоцкий – князь-оборотень. Он ночью, превратившись в волка, преодолевал огромные расстояния.
Образ русской земли. Земля - это мать, Игорь - ее сын, решившийся на трудное дело, ратники Игоря - его братья, тоже дети Земли. В голосе Земли (на протяжении повествования он меняется) сопряжены страдания всех людей. Земля, как мать, гибнет и преображается со своими детьми, верит в них. Образ Ярославны - часть образа Русской земли, матери. Услышав о смерти Игоря, она гибнет.
Художественное своеобразие:
Содержит большое количество гипербол, особенно они часто появляются в связи с образом Святослава Киевского, который, согласно автору, может Волгу расплескать, Дон шлемом вычерпать.
В тексте много сравнений («побежал волком», «полетел соколом»).
«Слово» наполнено разнообразной символикой:
• символика на уровне образов: солнце (солнечное затмение - дурной знак, символ смерти); жемчуг, который видит во сне Святослав (символ слёз, чистоты и истины); земля (символ добра, мира, жизненных сил).
• Цветовая и световая символика (тьма, чернота как воплощение зла противопоставлены свету, белизне как символу счастья, мира, добра, истины, гармонии)
• Звуковая символика. «Слово» обладает невероятной звуковой насыщенностью: слышится стон русской земли, Киева, Чернигова, палач Ярославны, вой волков, лай лисиц, скрип телег, свист и говор птиц. Эти детали ещё раз указывают на то, что «Слово о полку Игореве» было ориентировано на слуховое восприятие, этот текст должен был звучать.
• Восклицания «О», риторические вопросы
• Перечисление с обобщающими словами
• Перифразы
• Приём «чужого слова» (заимствование)
• Амплификация – сюжет крошечный, но автор вводит много художественных средств
7. Воинская повесть: общая характеристика жанра
Воинская повесть жанр древнерусской литературы, распространённый в 11—17 вв. Основу В. п. составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов. Патриотический пафос повествования сочетается с публицистической оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом. Центральный герой В. п. — обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина. Большое место отводится красочному описанию сражений («бысть сеча зла и ужасна»; «стрелы летяху, аки дождь»). Характерные черты В. п. представлены в «Повести временных лет» (начало 12 в.), в сказаниях о княжеских усобицах, о борьбе с печенегами и половцами в Галицко-Волынской летописи (12 в.) и особенно в «Слове о полку Игореве» (12 в.).
Центральной темой оригинальных В. п. 13—14 вв. становится борьба с татаро-монгольскими завоевателями; усиливаются религиозная трактовка событий и воздействие устного народно-поэтического творчества («Повесть о Калкской битве» и «Повесть о разорении Рязани Батыем»).