Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема детства и воспитания в романах Диккенса




Исследователи английской литературы утверждают, что ни один из английских писателей не пользовался такой славой при жизни, как Чарльз Диккенс. Признание пришло к Диккенсу уже после первого рассказа и не оставляло до последних дней, хотя сам писатель, его взгляды и творчество изменялись. Секрет его популярности у современников в том, что Диккенс остро чувствовал изменения в жизни Англии, был выразителем надежд и стремлений тысяч людей. После смерти писателя его произведения начали поддавать острой критике, и только в XX веке стало полностью очевидным значение творчества Диккенса. Его биография нашла отображение и в сюжетах его романов, и в творческой манере. Отец был бедный служащий и за долги попал в тюрьму. Диккенс с раннего детства самостоятельно зарабатывал деньги, работал на фабрике, клерком, репортером в суде и парламенте. Как репортер он отображает современные события и пытается достичь взаимопонимания в причинах, что их вызывали. Ведущую тему творчества писателя можно определить как тему борьбы добра и зла, она раскрывается в каждом его произведении. Диккенс считал, что отношение общества к ребенку отображает борьбу добра и зла в нем. Поэтому тема детства — одна из главных в его творчестве. Роман «Приключения Оливера Твиста» — первый «роман-воспитание», жанр, к которому Диккенс неоднократно обращается. Структура этих произведений похожа: ребенок, которого бросили на произвол судьбы родители, преследуется родственниками, которые охотятся за наследством и хотят использовать беззащитность ребенка; благодаря странному стечению обстоятельств герой вырывается из оков бедности, получает наследство, а вместе с ней и признание в обществе. В начале творчества, и это отобразилось в «Оливере Твисте», Диккенс считает, что материальная награда, достаток — цель, к которой стоит идти, которая делает человека счастливым. Зло в «Оливере Твисте» имеет двойную природу: это общественное зло, выраженное у «работних домах», где содержатся обездоленные дети; но Диккенс изображает зло, объяснить которое ни писатель, ни читатель не могут, оно олицетворяется в конкретном герое, который ставит себе за цель уничтожить Оливера. Образ Оливера идеального, его характер не изменяется на протяжении романа, он не подвергается влиянию обстоятельств, даже находясь среди плутов. В следующих романах тема детства углубляется. Диккенс осознает связь между характером героя и обстоятельствами, в которых он действует. Почти все романы Диккенса имеют счастливый конец, за что автора немало упрекали и при жизни, а особенно после смерти. Но «счастливые концы» — это одна из черт философии писателя. Он считал, что литература имеет сильное воспитательное значение, влияет на сознание и что счастливый конец утверждает оптимизм, радости жизни, гармонию, дает надежду, что человек никогда не будет одинок. Но как писатель-реалист Диккенс видел, что в жизни «счастливые концы» бывают не всегда, он изменяет свое отношение и к проблеме материальной награды героя, показывая, что достижение определенного материального уровня не обеспечивает человеку счастья. Наиболее характерный в этом отношении роман «Девид Копперфилд». Герой этого произведения, в отличие от Оливера Твиста, проходить длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Девида, дают ему жизненный опыт. Этот роман имеет автобиографичные черты и отбивает не только развитие героя, но и пути, которыми шел сам автор. В этом романе порог между злом и добром не так четок: героев трудно разделить на сугубо позитивных и сугубо негативных, для автора важно, в первую очередь, как духовно обогащается герой. Во многих своих романах Диккенс использует прием смерти персонажей, которая помогает развязать немало конфликтов. В «Девиде Копперфилде» этот прием имеет совсем другое содержание: смерть не решает конфликт, а становится для героя тяжелым испытанием, из которого он приобретает жизненный опыт. Уже взрослый, Девид Копперфилд влюбляется в дочь владельца фирмы, где он учится, Дору, и, когда обстоятельства позволяют, Девид вступает в брак с ней. Но пройдут годы, прежде чем он поймет, что всю жизнь рядом с ним был по-настоящему близкий человек, Агнес. Смерть Доры не просто дает возможность Девиду жениться из Агнес, а заставляет переосмыслить свою жизнь, отношения с людьми, понять, что такое настоящая любовь. Тема детства в творчестве Диккенса раскрывает гуманистическое направление таланта писателя, утверждает добро и справедливость, осуждает безразличие общества в отношении к детям. Ч.Диккенс Роман Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд» по жанру близок к так называемому «роману воспитания», который обычно рассказывает о жизни героя от младенчества до зрелости. Перед нами история мальчика, ставшего известным писателем. Ребенок, которого в детстве любили и уважали, гораздо дольше сопротивляется злу и насилию. Поэтому самое важное значение имела для маленького Дэвида недолгая, но веселая и безбедная жизнь с доброй, хоть и легкомысленной матерью и любящей, разумной няней Пеготти. Мир вокруг Дэвида поначалу полон радости и добра. И мальчик растет добрым, открытым и доверчивым. Таким он приходит в дом своих будущих верных друзей, простых рыбаков. Он с удивлением узнает, что живущий в старом баркасе брат няни Пеготти усыновил двоих сирот — Эмили и Хэма, и приютил у себя бедную миссис Гаммидж, муж которой погиб в море. Суровая и опасная жизнь рыбаков не ожесточила их сердец, они готовы помочь и посочувствовать любому, даже мальчику из зажиточной семьи, у которого умерла мать. Очень важно для Дэвида, что первая встреча с другой жизнью оказалась встречей с хорошими людьми и навсегда избавила его от сословного чванства. Но вскоре мальчику пришлось узнать, что мир населяют не только добрые друзья. Мать Дэвида вышла замуж, и в доме появились мистер Мэрдстон и его сестра. Они с холодной жестокостью карали за любое неповиновение Дэвида и его кроткую, безвольную мать. Ему запрещали играть со сверстниками и нагружали дополнительными уроками за ошибки в ответах. Первое унизительное наказание — порка — вызывает у ребенка протест (он кусает Мэрдстона за руку). После этого его ссылают в пансион, в царство злобного и тупого Крикла, где на спину ребенку вешают доску с надписью: «Осторожно! Кусается!» К этому периоду относится его первое общение со сверстниками, двое из которых останутся его друзьями — блестящий самоуверенный Стирфорт и неунывающий добряк Трэдлс. Две модели поведения, два разных характера. В поступках этих юношей можно проследить основу их будущего. Томми Трэдлс, отдающий другу в виде утешения единственное сокровище — подушку, самостоятельно добьется в жизни успеха и безропотно, даже радостно, взвалит на себя заботы о многочисленном семействе своей жены. А Стирфорт, который выдает печальную тайну учителя Мелла (у того мать живет в богадельне) и лишает его куска хлеба, став взрослым, соблазнит и бросит простую девушку Эмили. Дэвид, хотя и привязывается к Стирфорту, смутно понимает всю неблаговидность его поведения в детстве. И у Копперфилда хватает нравственного чутья не следовать ему. Живя в доме юриста Уикфидда, мальчик начинает дружить с его дочерью Агнес. Ее спокойная, разумная доброта не раз служит ему поддержкой в жизненных испытаниях. Но именно в этом милом доме Дэвид видит, как слабость и склонность к спиртному делают мистера Уикфилда орудием в руках Урии Хипа. Отвратительный тип, которого с юности приучили к лицемерию и показному смирению (в этом он схож с Молчалиным), постепенно подчиняет себе Уикфидда и запутывает дела его клиентов. Он хочет добиться успеха, чтобы отплатить всем за прошлые унижения. И особенно ненавидит Урия Дэвида, который живет по другим правилами открыто презирает лицемерие. Дэвид — человек мягкий и незлобивый. Но он понимает, что злу надо противостоять — иначе оно станет неуязвимым, как Мэрдстоны. Поэтому Дэвид не задумываясь дает пощечину Хипу, который хочет подчинить себе не только Уикфилда, но и Агнес. В том, что герой Диккенса вырос порядочным человеком, заслуга не только его самого, но и окружавших его людей — няни Пеготти и ее брата, любящей бабушки, Агнес, доктора Стронгла, учивших его противостоять злу, трудиться и поддерживать других людей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 911 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2257 - | 2182 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.