1. Парень один из Крулатского. У него квартира – отпад. А родители живут на даче. Мы там часто тусуемся.
2. Есть карманники – «верхушечники», работающие по верхам с минимальным риском, тянущие то, что плохо лежит. Таким очень помогают модные «чыжие» сумки и еще распахивающиеся сумки – «самосвалы» с магнитными застежками, оттопыривающиеся карманы и … наша традиционная русская беспечность. Другие «спецы» работают с «мойкой» – лезвием отечественного производства.
3. Главной особенностью стало то, что с отечественными разведчиками экстра – класса, т. е. «рэксами», мерялись силами представители элитных подразделений армии Словакии и США.
4. Белыми люблю «сицилианку», а черными предпочитаю защиту Грюнфильда, хотя она не пользуется репутацией надежной защиты.
5. Два года в армии делятся на четыре части. И в каждой для солдата своя кличка. Те, кто служит первые полгода – «духи», кто вторые – «черпаки». Они могут командовать «духами». Тот, у кого служба перевалила на второй год, – «фазаны». Ну, а тем, у кого до ухода в запас 5-6 месяцев – «дедам» или «дембелям» – дозволено все – от мордобоя до сексуального насилия.
6. К выборам «яблочники» собираются подойти с «отработанной экономической и серьезной политической идеологией».
7. Навскидку: только за последний месяц телевидение «цитировала» без ссылки на «Российскую газету» премьера России, министра финансов, министра труда, не говоря уже о том, что авторы эксклюзивной информации газеты сталкиваются с телевизионной отзвучкой своих материалов без ссылки на источники.
8. Отвоевав три месяца, «дикие гуси» с калужской земли убедились, что контракт и обещания – ложь.
9. Если богатым и предприимчивым людям захочется вдруг «раскрутить» звезду, сообщаем необходимые сведения.
Выявите просторечные элементы в приведенных ниже текстах. Какова их роль и как они влияют на развитие русского литературного языка?
С грехом пополам депутаты договорились о проведении в среду тайного голосования аж по четырем проектам решения [Куранты, 1993, № 14]. Логичнее было бы прекратить производство по этому делу, ан нет [Куранты, 1993, № 35]. Ну очень нежный шоколад со склада в Москве [Экстра-М, 1994, № 1]. Эвон, стало быть, где теперь пролегает граница [ЛГ, 1992, № 50]. И не только абы продать, а заключая подобные контракты [АиФ, 1993, № 8]. Теперь, когда демократия пошла вверх, ему бы пахать – работать засучив рукава [Труд, 5. 12. 91.]. Нашлись и такие, кто клюнул на эту злобную фальшивку [Пр., 8. 04. 91]. Таможенники США побрыкались, не сразу приняли новые документы [КП, 18. 04. 91].
В юмореске Л. Н. Гумилева выделите арготическую лексику, слова из сленга, просторечные. За справками обращайтесь к словарям. Попробуйте подобрать синонимы к арготизмам и жаргонизмам. Дайте стилистическую оценку употреблению нелитературной лексики в юмористическом тексте.
История отпадения Нидерландов от Испании.
В 1565 году по всей Голландии пошла параша, что папа – антихрист. Голландцы начали шипеть на папу и раскурочивать монастыри. Римская курия, обиженная на пахана, подначила испанское правительство. Испанцы стали качать права – нахально тащили голландцев на исповедь (совали за святых чурки с глазами). Отказчиков сажали в кандей на трехсотку, отрицаловку пускали налево. По всей стране пошли шмонв и стук. Спешно стряпали липу. Гадильники ломились от случайной хевры. В проповеди свистели об аде и рае, в домах стоял жуткий звон. Граф Эгмонт на пару с графом Горном попали в непонятное: их по запарке замели, пришили дело и дали вышку.
Тогда работяга Вильгельм Оранский поднял в стране шухер. Его поддержали гезы (урки, одетые в третий срок). Мадридская малина послала своим наместником герцога Альбу. Альба был тогда герцогом! Когда он прихилял в Нидерланды, голландцам пришла хана. Альба распотронил Лейден, главный голландский шалман. Остатки гезов кантовались в море, а Вильгельм Оранский припух к своей зоне. Альба был правильный полководец. Солдаты его гужевались от пуцза, в обозе щло тридцать тысяч шалашовок. На этапах он не тянул резины, наступал без показухи и туфты, а если приходилось канать, так все от лордов до попок вкалывали до опупения [Гумилев Л.Н. Язык, который ненавидит. М., 1991, с. 202].