1. Переводная литература: апокрифы (фольклорные еретические тексты) и хроники\хронографы.
Христианство пришло на Русь из Византии через посредничество югославянских стран, прежде всего Болгарии. Поэтому первыми книгами, которые стали читать русские, были переводы с греческого, часто выполненные болгарскими книжниками. Вначале основной темой была тема мировой истории. Византийские хроники были очень распространены на Руси, среди которых была «Хроника» Георгия Амартола и «Хроника» Иоанна Малалы. Особенностью повествования являлось сочетание династических рядов с занимательными рассказами о судьбах исторических деятелей и событиях прошлого. Шедевром переводческого искусства считают «Историю Иудейской войны» Иосифа Флавия. Это произведение повествует о разрушении Иерусалима от первого лица, т.к. Иосиф был очевидцем этих событий. «История» проникнута чувством переживания, картины войны создаются с апокалипсическим размахом. Помимо исторических хроник в страну проникала и житийная литература, и ораторская проза, и апокрифы, и естественнонаучная лит-ра. Из переводной житийной лит-ры наиболее известны переводы житий Алексия, человека Божия; Андрея Юродивого; Георгия Победоносца и др. Они имели не меньшее хождение на Руси, чем жития православных святых. Очень большим почитанием пользовался на Руси Николай Чудотворец. С его именем было связано много религиозных преданий и легенд, он был любимым героем народной духовной поэзии. Насчитывалось около 40 произведений о нём. Также очень известны были на Руси Индийский патерик (переводы Индии) и Синайский патерик (переводы местности Синай). Патерики содержали не цельные жизнеописания святых, а короткие рассказы о самых ярких эпизодах их подвижнической деятельности.Своеобразной «естественнонаучной энциклопедией» средневековья был переводной «Физиолог». Он содержал сведения о растительном и животном мире подчас экзотического, а нередко и фантастического характера (например, крокодилы плачут, пожирая жертву, львы спят с открытыми глазами, а птица феникс способна возрождаться из пепла). «Физиолог» символически истолковывал повадки и свойства животных, соотнося их с состоянием души человека. Общее представление об устройстве вселенной формировала «Христианская топография», а комментарий рассказа о создании мира за 6 дней содержал «Шестоднев». Устойчивым на Руси был интерес и к апокрифической лит-ре-неканоническим книгам. Они делятся на книги, не противоречащие догматам христианства и спокойно принимающиеся церковью, и на противоречащие каноническим и запрещённые церковью. Насчитывают около 30 апокрифов, связанных с Ветхим Заветом, и столько же связанных с Евангелием. Апокрифы были устными, их принято делить на 3 группы: ветхозаветные (сказание «Как сотворил Бог Адама»-авторы признавали, что в создании человека принял участие и дьявол); новозаветные (апокрифы о жизни Христа и его учеников) и эсхатологические (повествующие о путешествии в загробный мир, например, «Хождение Богородицы по мукам»-Богоматерь хочет увидеть, как живут в аду грешники).
(2 варианта ответа на 2ой вопрос)
2. Церковный раскол.
Патриарх Никон сообразно твердому, но упрямому характеру человека, не обладающего широким кругозором, решил проводить реформы. Первоначально он повелел креститься тремя перстами, повторять возглас «Аллилуйя» три раза, служить литургию на пяти просфорах, писать имя Иисус, а не Исус и др.
Собор 1654 года одобрил новшества и внес изменения в богослужение..
Имея поддержку царя, даровавшего ему титул «великого государя», Никон вел дело торопливо, самовластно и круто, требуя немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Старорусские обряды предавались осмеянию с неуместной запальчивостью и резкостью; грекофильство Никона не знало предела.
Оппозиция Никону сформировалась и при дворе. Один из наиболее «идейных оппозиционеров» Никону стал протопоп Аввакум. Даже когда почти все пришли «с повинной» к Никону, Аввакум остался верен себе и решительно отстаивал старину, за что и поплатился жизнью – в 1682 г. его вместе «со союзники» заживо сожгли в срубе.
Организатор реформы, Никон, недолго пробыл на патриаршем престоле – в декабре 1666 г. его лишили высочайшего духовного сана. Причиной тому являлась крайняя амбициозность Никона.
Личность и судьба протопопа Аввакума.
Протопоп Аввакум-одна из наиболее ярких личностей в истории России. Это был человек огромной силы духа, которая в полной мере проявилась во время гонений на него. Он с детства приучался к аскетизму. Отвращение от всего мирского и стремление к святости он считал настолько естественным для человека, что не мог ужиться ни в одном приходе из-за неустанного преследования им мирских утех и отступления от обычаев веры. Многие считали его святым и чудотворцем.
Протопоп Аввакум был в числе первых противников Никона, и участь его оказалась самой суровой. Еще в 1653 году его отправили в ссылку в Тобольск.В ссылке он пишет свое «Житие".
В начале 1661 года Алексей Михайлович позволил Аввакуму вернуться в Москву, но Алексей Михайлович, охладев к Никону, тем не менее не собирался отказываться от его реформ. Он попытался склонить Аввакума к уступчивости обещанием сперва места царского духовника.Тронутый вниманием государя, Аввакум некоторое время действительно пребывал и умиротворении. Но вскоре Аввакум возобновил свои обличения никонианского духовенства, называя их в своих проповедях и писаниях отщепенцами и униатами.Царь в 1664 году подписал указ о высылке Аввакума в Пустозерский острог.
Аввакум был расстрижен и предан проклятию как еретик и отправлен в ссылку в Пустозерск. Там Аввакум полностью разработал свое расколоучение. Аввакум отправил царю Федору,сыну Алексея Михайловича, послание, в котором фанатично и безрассудно излил все накопившееся за долгие годы раздражение против церкви и духовенства. Царь Федор не питал никакого сочувствия к старообрядцам и воспринял послание Аввакума как угрозу существующей власти, лично самому себе и Аввакума было приказано сжечь вместе с тремя его единоверцами. 14 апреля 1682 года закончилась на костре жизнь этого бесстрашного человека, оставшегося неразгаданной легендой древнерусской духовности.
2. При царе Алексее Михайловиче, деятель церкви Никон становится патриархом и стремится превратить рус церковь в центр мирового православия, начиная реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец берется греч правила и обряды. Это вызывает недовольство народа и протест бояр и иерархии, что эти реформы подорвут авторитет церкви в народе. Происходит раскол. Представитель старообрядцев – протопоп Аввакум. Они спорят, как следует креститься – 2мя, 3мя перстами, как совершать крестный ход – по ходу солнца или против… Предводители старообрядчества были сосланы в Пустоозерск и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были заживо сожжены.
Жанр «Жития» очень сложен. Это исповедь или проповедь. Текст дискуссионный (см. ниже).
Аввакум родился в семье священника, в нижегородском селе (Григорове). В 20 лет становится протопопом (старшим по чину священником) и спустя нек время превращается в яростного противника нововведений Никона. А. сознательно обрекает себя на судьбу, полную страданий. Мученик за старую веру.
Именно в ссылке расцветает его литературный талант, и он пишет в числе многих своих посланий «Житие». Здесь беседы с соузниками, тесное общение с ними на протяжении долгого времени. Автор взволнованно рассказывает о противоречивых чувствах, обуревающих его. «Ж» - не только автобиография. Но и проповедь, зовущая за истинную веру. Потому - то оно все и проникнуто призывами к борьбе против реформ Никона, к долготерпению, стойкости, мужеству перед лицом опасностей.
Билет 7