Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Письмо Мономаха к Олегу Святославичу




Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещен его двоюродным братом, Олегом Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына, который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мертвых уже не воротишь и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

2 вариант.

Владимир Всеволодович Мономах (1053— 1125)— внук Ярослава Мудрого, князь черниговский, переяславский, а с 1113 г. — великий киевский князь; автор и герой «Поучения».

Владимир Мономах начал «Поучение» с обращения к своим детям: если кому-то из них не понравится то, что он написал, то пусть скажут, что перед смертью «безлепицу молвил». В. М. рассказывает, как однажды к нему приходили послы от братьев и предлагали вступить с ними в союз против другого князя. В. М. отказался, а затем взял Псалтырь и начал читать в том месте, где она открылась. Вот и сейчас, приведя много цитат из Псалтыри, В. М. комментирует это, обращаясь к детям. Он призывает их не лениться, верить в Господа Иисуса Христа, говорит, что и малым делом можно получить милость Божию. В числе поучений князя — не забывать об убогих и нищих, не давать сильным погубить человека, не убивать ни правого, ни виноватого, чтить епископов и игуменов, уважать старых и заботиться о молодых. В. М. советует детям не надеяться на воевод, не злоупотреблять в питье и еде, любить жену, но не давать ей волю над собой, постоянно учиться. Превыше всего, по мнению В. М., страх Божий, и о нем надо всегда помнить.

Рассказ Мономаха о своей жизни начинается с того, что он вспоминает: в разъездах и на охотах был с тринадцати лет. В. М. подробно рассказывает о военных походах, в которых участвовал, об отношениях с другими князьями: «А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших». Уделяет В. М. место в своем рассказе и охоте. Он ловил своими руками диких коней, его бодал олень, топтал лось, вепрь оторвал меч с бедра, а медведь однажды укусил потник его лошади. В. М. заключает свой рассказ тем, что Бог сохранил его невредимым. Опять возвращаясь к советам, В. М. приводит собственный опыт: он никогда не полагался на посадников, делал все вместе со своими дружинниками, сам устанавливал распорядок для слуг. В этом он видит залог счастливого и разумного правления.

Основой третьей части — письма к Олегу Святославичу — является мысль о любви к ближнему, к «брату» своему. Укоряя Олега за то, что он убил его сына, но не на войне, а предательски, Мономах замечает, что все можно было бы решить миром. В конце «Поучения» В. М. говорит о Страшном суде: «На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю». Таким образом, можно и рассматривать этот памятник как собственно поучение и видеть в нем «отчет» князя о своей земной жизни перед Высшей Властью. Но, несмотря на совмещение покаянной темы с поучением, В. М. — автор создает образ В. М. — главного героя как воплощение идеального князя — идеального христианского правителя.

2.

«Хождение» рассказывает простой человек, тверской купец Афанасий Никитин. Он делиться с нами своими впечатлениями, случаями, произошедшими с ним за это время. Своими внешними чертами этот памятник отчасти напоминает «хождения» (описание путешествий паломников) по святым землям. Но тут – это поездка по торговым делам в далекую Индию по личной инициативе Никитина, поэтому оно не могло рассматриваться как акт благочестия. Пройдя через многие испытания, вернувшись домой, единственно, что осталось у него – его записки.

Это неофициальный памятник: он лишен традиционных черт, хар-х для церковной или светской лит-ры. С «хождениями» или «паломниками» предыдущих веков его связывает только перечисление географических пунктов с указанием расстояний между ними и богатством той или иной страны. В целом же, это путевой дневник Н. с его приключениями, рассказывая о которых автор понятия не имел, как они кончатся. Опасаясь недружественных глаз своих соотечественников, рискованные мыли он записывал на по-русски.

Автобиографичность и лиричность «Хождения», передающего душевные переживания и настроения автора, были новыми чертами для 15 века в др. рус. лит-ре. Много зарубежного для него было в новинку, поэтому все ему казалось проявлением местных обычаев. Но там, где он опирался на собственные наблюдения. А не на мнение собеседника, взгляд его оказывается более трезвым и верным. Он много думает об обычаях Индии, разбирается в различиях между «бесерменами» - завоевателями и «гундустанцами» - основным населением. Но несмотря, ни на что, Н. на чужбине было тоскливо и одиноко. Главная беда, угнетавшая Никитина – это отдаление от родного языка, от родной земли, от веры, кот. была для него не только привычным бытом. При возвращении на родину, он умирает.

Это произведение перекликается с величайшим памятником древнерусской лит-ры, написанным 2 века спустя - «Житием протопопа Аввакума».

 

Билет 4





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1033 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.