Здоровье исторически всегда признавалось одной из важнейших жизненных ценностей. И всегда стояла проблема обеспечения его высокого уровня. Причем, постоянно активно проявлялись и проявляются сейчас четыре аспекта этой проблемы:
1) личностно-индивидуальное стремление к хорошему здоровью;
2) общественная значимость состояния здоровья каждого индивида и населения в целом;
3) формирование действенных систем обеспечения здоровья (укрепления, сохранения, восстановления);
4) самоподготовка и государственная подготовка «строителей» здоровья.
Личностно-индивидуальное стремление к хорошему здоровью связано с потребностью человека к самоутверждению и самовыражению. Вряд ли есть хоть один человек, который хотел бы быть слабее другого. Но превосходство может иметь и положительную и отрицательную окраску. Поэтому сила тела и духа всегда оценивалась и оценивается с социальной точки зрения, с позиции морали общества. Поэтому телесное, психическое и интеллектуальное совершенство в единстве составляют здоровое благополучие человека как личности и как части общества. Поэтому личные и общественные интересы в решении проблем обеспечения здоровья изначально смыкаются.
В решении задач оздоровления «все средства хороши». Но благодаря огромному арсеналу этих средств и форм их использования исторически главенствующая роль принадлежит гимнастике. Той гимнастике, которая несет в себе широкий смысл как система физического упражнения.
К этому необходимо добавить, что всегда гимнастика занимала и занимает ведущие позиции в разработке общетеоретических концепций и частных методик разных видов упражнений и их методологических обобщений.
Весьма важно, что, имея огромные возрастные и квалификационные полигоны для исследований, гимнастика постоянно обосновывает принципиально новые воззрения на проблему психофизического совершенствования в соответствии с особенностями состояния физической культуры, спорта, науки, культуры в целом – на данном этапе и в связи с тенденциями их развития. А они, в свою очередь, оказывают существенное влияние на положения общей теории физического воспитания.
Так, например, обстояло дело с так называемой ранней спортивной специализацией, повсеместно осуждавшейся теоретиками и не очень понимавшими ее практиками старого образца, но в конце концов благодаря научным разработкам и опыту гимнастики признанной основополагающей в достижении высшего спортивного мастерства.
Но ранняя специализация это – не просто более раннее по сравнению с прошлым опытом начало специализированных занятий, сдвиг их с 13-15 лет на 7-10. Это – особая теория и методология спорта. И не только. Она открыла новые методы обучения и физического совершенствования, более эффективные режимы психофизических нагрузок и их согласования с опять же новыми и более совершенными методами восстановления; она изменила представления о возрастной динамике функционального развития организма, показала новые, несравненно более высокие уровни психофизического развития, которые предопределяют разработку соответствующих целевых установок и моделей, по которым строится процесс совершенствования не только в спорте и оздоровительно-развивающей физической культуре, но и в восстанавливающей – реабилитационной. Вот и получается, что решение казалось узкоспециализированной спортивной проблемы имеет естественную связь с определенными областями и значительно большую социальную выраженность и значимость.
Без особых оговорок должно быть ясно, что все вышеозначенное достигается в согласии с совершенно конкретными методами воспитания и образования, опять-таки окрашенными в тона общественной значимости, т. е. с помощью социальной оценки.
Вообще занятия физическими упражнениями преследуют некую идеализированную цель – достижение психофизического совершенства. Естественно, в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, состояния здоровья, физического развития, двигательных задатков и способностей, подготовленности, мотивации, условий для занятий и т.д. – эта цель конкретизируется, однако при сохранении главного смысла занятий – стремления к улучшению своих психофизических кондиций и умений их реализовать.
В связи с этим возможны два, казалось бы, принципиально разных направления этого совершенствования:
первое: обеспечение такой психофизической дееспособности, которая гарантировала бы человеку осуществление бытовых и профессиональных видов деятельности;
второе: достижение высших уровней развития качеств, в совокупности образующих психофизическое совершенство, которое можно реализовать в специализированных (особо трудных и сложных) условиях. При этом достаточно велика вероятность, что могут произойти произвольные проявления специализированных способностей в условиях бытовой и профессиональной деятельности, т.е. произойдет некий положительный перенос результативности из специфической деятельности, подвергавшейся совершенствующим воздействиям, в деятельность, которая такими воздействиями не охвачена.
Если иметь в виду рассматриваемый социальный аспект, то важность такого переноса эффективности педагогически направляемого совершенствования – очевидна и не требует комментариев.
В силу названных выше причин гимнастика – надежный инструмент для решения задач, стоящих и перед оздоровительным и перед спортивным направлениями физического воспитания.
Подчеркнем, что размежевание этих двух направлений отнюдь не антагонистично и не фатально; оно лишь этапно в силу необходимости, и напротив: если основываться на идеализированной цели и модели психофизического совершенствования, то оздоровительная и спортивная гимнастика должны дополнять друг друга. Это становится просто и понятно, если иметь в виду истинные объекты воздействия физическими упражнениями, а не какие-то абстрактные категории.
Обратимся к схеме 2.
Объектом физического совершенствования являются люди. Психофизическое состояние части из них не соответствует некоторому стандартизированному уровню, но отставание находится в пределах нормы («А»), другие имеют серьезные нарушения в деятельности функциональных систем организма, патологии, инвалидность («Б»), третьи – «практически здоровы», имеют некоторую базовую подготовленность и могут выполнять без ущерба для здоровья продолжительную и интенсивную работу, связанную со специфическими упражнениями разновидностей спортивной гимнастики («В»); наконец, четвертые отличаются высоким уровнем двигательных способностей, особой одаренностью к деятельности «гимнастического» характера, должной мотивацией («Г»).
В соответствии с этим первому контингенту адресуется такая система упражнений, которая практически без ограничения величин психофизической нагрузки (хотя и с учетом индивидуальных реакций) совершенствует физические качества и телесные формы, формирует жизненно необходимые двигательные умения и навыки, применения которых требуют быт и профессиональная деятельность, и обеспечивает психофизическую готовность к проявлению их на уровне экстремальных потребностей.
Эту систему упражнений, в которую входят самые разнообразные виды оздоровительной гимнастики, условно можно назвать развивающе-формирующей.
Иная система физических упражнений требуется контингенту «Б». Если, например, первой группе в рамках' оздоровления требуется сочетание достаточно нагрузочных занятий и оптимального режима «покрывающего расходы» питания, то во втором случае чаще всего бывает необходимым применение медикаментозных средств, питание диетическое, а гимнастика – лечебная в соответствии с конкретным заболеванием и с учетом общего состояния здоровья и физического состояния, более строгого и детального врачебного контроля.
Второе основное направление в гимнастике – достижение высших психофизических проявлений. Они формируются в гимнастике спортивной. Спорт – это особая социальная форма жизнедеятельности человека, более востребуемой которой попросту не существует. К сожалению, в силу и объективных и субъективных причин, большинство людей «живет» в спорте лишь зрелищными картинками, созерцанием действа. Но всегда при этом (исключения редки) хотели бы быть спортивно активными.
Классные спортсмены становятся кумирами не только мальчишек и девчонок, но и взрослых; своим примером привлекают в спорт; им стараются подражать; их примеры способствуют возникновению и развитию «фамильных» школ гимнастики в России и в зарубежных странах: О. Корбут, Л. Турищевой, Н. Андрианова, Г. Шагиняна... В этих школах от занимающихся «нет отбою» – это ли не одна из величайших социальных заслуг гимнастики?!
Но в связи с вышесказанным возникает вопрос: нужно ли всем, кто выбрал себе кумиром гимнаста-чемпиона, во что бы то ни стало заниматься гимнастикой с целью взойти на Олимп?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ведь сама по себе названная цель – похвальна, ибо это – цель самосовершенствования и самоутверждения; и она оценивается обществом как социально значимая. Однако оправданно ли утверждение такой цели для конкретного человека, есть ли у него для этого хотя бы какие-то способности, не говоря уж о таланте? Не станет ли неудача, изначально предопределенная переоценкой своих возможностей, причиной возникновения неизлечимой неудовлетворенности, ломки психологии, отторжения поистине святого дела самоусовершенствования и перехода к «свободному» образу жизни и асоциальным поступкам (сколько примеров тому мы видим среди молодежи!)...
Именно поэтому педагогика гимнастики (которая изначально и всегда должна скрупулезно точно определять возможности человека, пришедшего в гимнастику, прогнозировать вероятные результаты и в связи с этим терпеливо, не унижая достоинства и не отлучая от гимнастики вообще, формировать у него такую четкую осознанность и личной и социальной значимости совершенствования за счет доступных и адекватных видов гимнастики, при которой занятия оказались бы и интересными, и результативными, и полезными для него самого и для потомства) – важна, попросту неоценима.
При всем этом человека, даже с ошибочным мотивационным решением, трудно (а главное – не нужно) отлучать от занятий спортивной гимнастикой. Нужна лишь поправка на выбор того вида гимнастики и на таком уровне, которые соответствуют изначальным способностям и прогнозируемым результатам.
Для того чтобы определить оправданность выбора вида гимнастики и действительную доступность его в гимнастике, и проводится специальный отбор. Но обязательно: он должен быть не отторгающим, а дифференцирующе уточняющим.
Но еще раз обратимся к схеме 2.
При частичном или полном восстановлении функций организма («А») обязательно возникает задача восстановления и утраченных (или развития отсутствовавших) физических кондиций. Под последними принято понимать опять-таки стандартизированные уровни развития физических качеств и способностей проявлять их хотя бы в условиях быта (т.е. с незначительным смещением показателей в сторону минимально допустимых).
В рассматриваемом социально-педагогическом аспекте оздоровления весьма важно подчеркнуть, что одновременно с началом оздоровительных занятий (а еще лучше «из-за такта») у занимающихся нужно формировать определенную мотивацию, без которой процесс эффективного оздоровления попросту немыслим. А это связано с проявлением совершенно определенных свойств личности. Таким образом, сначала происходит частичное, а затем и все более полное восстановление осознанной психофизической дееспособности человека на уровне бытовых и профессиональных требований.
Примечательно, что еще на этапе частичной реабилитации вполне вероятно и целесообразно использование с целью формирования физических кондиций тех же упражнений (вообще средств), которые применяются контингентом «А». Естественно, нужны соответствующие поправки на режим и дозировку нагрузки. Вышесказанное – первый пример взаимного проникновения разных систем гимнастики и взаимосвязи разных ее направлений и видов.
На схеме выделен блок «массовая гимнастика». Это – тоже область гимнастики спортивной. Но от «олимпийской» массовая гимнастика отличается тем, что занятия ею не требуют особой одаренности и таланта, не лимитируются какими-либо квалификационно-проходными уровнями отбора, не связаны с большими затратами времени и энергии, не замыкаются аскетически на решении специализированных задач в отрыве от многообразия жизни. Но при этом они позволяют совершенствоваться в разных видах гимнастических упражнений – с учетом интересов и индивидуальных способностей.
Важно подчеркнуть, что при этом массовая гимнастика использует, как наиболее совершенные и эффективные, методические основы гимнастики олимпийской, приспосабливая их к решению своих особых задач в обеспечении индивидуально возможных высоких уровней психофизического совершенства.
Особо нужно отметить, что массовая гимнастика оказывается доступной занимающимся уже после реабилитации психофизического статуса, и более того – даже инвалидам, имеющим желание работать на снарядах.
Она оказывается полезной и гимнастам-мастерам, закончившим «олимпийскую гонку», но крайне нуждающимся в сохранении двигательно активного режима, сходного с тем, в котором они жили в течение долгих лет.
Итак, социально-педагогические аспекты гимнастики в целом характеризуются обеспечением педагогически управляемого процесса психофизического совершенствования личности на основе выбора и эффективного использования индивидуально адекватных средств гимнастики и положительной оценки его как значимого вклада в социум.