Представление о неклассической научной рациональности возникло в силу того, что в ходе развития науки в сферу её внимания оказались принципиально новые объекты и явления, поведение которых было невозможно описать с точки зрения стандартов классической научной рациональности. Неклассическая научная рациональность является философско-методологическим обобщением основных положений теории относительности и квантовой механики.
А. Эйнштейн изложил теорию, которая впоследствии получила название специальной теории относительности. В основу этой теории Эйнштейн положил два постулата: специальный принцип относительности и принцип постоянства скорости света.
Согласно первому постулату, в любых инерциальных системах отсчета все физические процессы протекают одинаково. Вторым постулатом Эйнштейна является утверждение о постоянстве скорости света.
Из постулатов Эйнштейна вытекают выводы о том, что понятия одновременности событий, длительности временного промежутка и длины отрезка перестают носить абсолютный характер, становясь зависимыми от выбора системы отсчета, из которой ведется наблюдение. Из этих постулатов, в частности, следует эффект замедления времени. То есть с точки зрения наблюдателя, движущегося относительно рассматриваемой системы, все интервалы времени, характеризующие процессы в этой системе увеличиваются по сравнению с интервалами, наблюдаемыми в самой системе, то есть наблюдателю кажется, что время «течет замедленно».
Выводы, следующие из специальной теории относительности, противоречат методологическим предпосылкам классической рациональности, согласно которым изучаемый объект не зависит от условий познания и в принципе возможно получение абсолютно объективного знания.
Основными принципами квантовой механики являются принцип неопределенности В. Гейзенберга и принцип дополнительности Н. Бора. Согласно принципу неопределенности, невозможно одновременно точно определить местоположение частицы и ее импульс. Чем точнее определяется местоположение или координата частицы, тем более неопределенным становится ее импульс. И наоборот, чем точнее определен импульс, тем более неопределенным остается ее местоположение.
Философско-методологическое значение принципа неопределенности состоит в том, что принципы и законы классической механики Ньютона не могут использоваться для описания процессов с участием микрообъектов. По существу, этот принцип означает отказ от детерминированности в Лапласовом смысле и признание принципиальной роли случайности в процессах с участием микрообъектов.
В классическом описании понятие случайности используется для описания поведения элементов статистических ансамблей и является лишь сознательной жертвой полноты описания во имя упрощения решения задачи. В микромире же точный прогноз поведения объектов, дающий значения его традиционных для классического описания параметров, вообще невозможен. По этому поводу до сих пор ведутся оживленные дискуссии: приверженцы классического детерминизма, не отрицая возможности использования уравнений квантовой механики для практических расчетов, видят в учитываемой ими случайности результат неполного понимания законов управляющих пока непредсказуемым для нас поведением микрообъектов. Приверженцем такого подхода был Эйнштейн. Являясь основоположником современного естествознания, отважившимся на пересмотр казавшихся незыблемыми позиций классического подхода, он не счел возможным отказаться от принципа детерминизма в естествознании. Позиция Эйнштейна и его сторонников по данному вопросу может быть сформулирована в хорошо известном и весьма образном высказывании о том, что очень трудно поверить в существовании Бога, каждый раз бросающего кости для принятия решения о поведении микрообъектов. Однако до настоящего времени не обнаружено никаких экспериментальных фактов, указывающих на существование внутренних механизмов, управляющих «случайным» поведением микрообъектов.
Следует подчеркнуть, что принцип неопределенности не связан с какими-то недостатками в конструировании измерительных приборов. Принципиально невозможно создать прибор, который одинаково точно измерил бы координату и импульс микрочастицы. Принцип неопределенности является проявлением корпускулярно-волнового дуализма природы.
Из принципа неопределенности также следует, что в квантовой механике отвергаются постулируемая в классическом естествознании принципиальная возможность выполнения измерений и наблюдений объектов и происходящих с ними процессов, не влияющих на эволюцию изучаемой системы.
Принцип неопределенности является частным случаем более общего принципа дополнительности, введенный в физику Н. Бором в 1928г. Предложенный для объяснения физики микромира, этот принцип стал основой общего подхода и в философии, и в науке в формировании образа окружающего нас ренального мира. Из принципа дополнительности следует, что если в каком-либо эксперименте мы можем наблюдать одну сторону физического явления, то одновременно, мы лишены возможности наблюдать дополнительную к первой сторону явления.
Дополнительными свойствами, которые проявляются только в разных опытах, проведенных при взаимно исключающих условиях, могут быть положение и импульс частицы, волновой и корпускулярный характер вещества. Таким образом, принцип дополнительности заключается в том, что более точное определение одной из дополняющих друг друга характеристик описания объекта приводит к уменьшению точности других.
Этот принцип применяется практически во всех методах и науках, изучающих неживую и живую природу, человека, общество. Поэтом универсальный принцип дополнительности следует считать одним из важнейших достижений науки, и его понимание и использование необходимо для научного представления действительности.
Неклассическая рациональность основывается на следующих методологических предпосылках:
- признание объективного существования физического мира, т.е. его существования до и независимо от человека и его сознания;
- характер причинной связи в микромире отличен от механистического детерминизма Лапласа. В области микроявлений причинность реализуется через многообразие случайностей, поэтому микропроцессам свойственны не динамические, а статистические закономерности;
- основа познания – эксперимент, непосредственное материальное взаимодействие между средствами исследования субъекта и объектом;
- кардинальные изменения в методологии неклассической физики по сравнению с классической физикой связаны с зависимостью описания поведения физических объектов от условий познания. В релятивистской физике – это учет состояния движения систем отсчета при признании постоянства скорости света. В квантовой физике – фундаментальная роль взаимодействия между микрообъектом и измерительным устройством. Неклассическая физика характеризуется, по сути, изменением познавательного отношения субъекта и объекта;
- если в классической физике все свойства объекта могут определятся одновременно, то в квантовой физике существуют принципиальные ограничения, выражаемые принципом неопределенности;
- неклассические способы описания позволяют получить объективное описание природы. Но объективность знания не должна отождествляться с наглядностью. Создание наглядной модели вовсе не синоним адекватного объяснения исследуемого явления.
Методологические принципы неклассического естествознания, которые первоначально возникли в связи с интерпретацией некоторых физических эффектов, в настоящее время стремятся использовать для описания самых разных процессов и явлений. В частности, существуют попытки применения принципов неопределенности и дополнительности для описания нейрофизиологических и социальных процессов. Следует, однако, заметить, что вопрос о целесообразности и эффективности таких попыток в настоящее время является открытым.
Из появления принципов неклассической рациональности вовсе не следует ложность методологии классической рациональности. Дело в том, что любое понятие или суждения, любая теория всегда имеют некоторое конкретное содержание или область определения. Поэтому появление неклассической рациональности вовсе не отменяет, а только сужает ту область значений, в которой принципы классической рациональности являются истинными.