Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Принятие тезиса о несоизмеримости конкурирующих теорий – важный шаг на пути к анархистской методологии




Много усилий Фейерабенд приложил для того, что бы показать, что реальная наука и её история всегда богаче любой методологической реконструкции. Согласно его представлениям, история науки представляет собой хаотическое переплетение самых разнообразных идей, ошибок, заблуждений, интерпретаций фактов, открытий, эмоций ученых, социальных влияний и т.п. Господствующая в науке концепция выделяет в этом хаосе лишь те элементы, которые важны с её точки зрения. Она определяет свою область, искусственно задает логику этой области, формирует специальный язык и создает свои «факты». Все, что не укладывается в рамки господствующей системы, безжалостно отсекается и оттесняется в область «псевдонауки». Так создается устойчивая научная традиция. Философски осмысливая эту традицию, методологи формулируют в явном виде ее основные принципы и методы, объявляя их «универсальными» и «единственно научными». Научное образование приспосабливается к господствующей традиции и навязывает каждому индивиду ее жесткие стандарты, ее логику и ее «факты». Все, что может привести к размыванию установленных границ, все, что выходит за рамки господствующих в данное время в науке схем, подавляется и искореняется.

Фейерабенд считает, что безраздельное господство одной традиции чрезвычайно обедняет науку, лишая ее множества форм и способов деятельности, не попавших в русло этой парадигмы. История науки в глазах сторонников господствующих представлений обедняется и искажается: от нее остается лишь бледный образ прямолинейного прогресса. Поэтому для более адекватного понимания науки и ее истории необходимо подняться выше существующих признанных схем и постараться охватить все богатство исторического процесса развития научного мышления. Но это означает, что нельзя заранее ограничиваться какими-либо жесткими критериями и принципами. По мнению Фейерабенда, существует лишь один принцип, который можно защищать и которым стоит руководствоваться при всех обстоятельствах, в том числе и в связи проблемой развития научного знания. Это принцип – anything goes (все дозволено).

Таким образом, из своего анализа методологических правил и рассмотрения их отношения к реальной истории науки Фейерабенд делает вывод, что нет и не может быть ни одного методологического правила, применение которого можно было бы рекомендовать во всех обстоятельствах. Но если таких правил нет, на деятельность ученого не накладывается никаких ограничений. Это и есть центральная идея методологического анархизма.

С точки зрения методологии, анархизм является следствием двух принципов: принципа пролиферации и принципа несоизмеримости. Согласно принципу пролиферации, нужно изобретать и разрабатывать теории и концепции, несовместимые с существующими и признанными теориями. Это означает, что каждый ученый может изобретать свою собственную концепцию и разрабатывать ее, сколь бы абсурдной и дикой она не казалась окружающим. Принцип несоизмеримости защищает любую концепцию от внешней критики со стороны других концепций. Если кто-то изобрел совершенно фантастическую концепцию и не желает с ней расставаться, то с этим ничего нельзя сделать: нет фактов, которые можно было бы противопоставить этой концепции, так как она формирует свои собственные факты. Мы не можем указать на несовместимость этой фантазии с фундаментальными законами естествознания или с современными научными теориями, так как автору такой фантазии эти законы и теории могут казаться просто бессмысленными. Нельзя даже упрекнуть автора в нарушении законов логики, ибо он может пользоваться своей особой логикой. Автор фантазии создает свой собственный мир и все, что не входит в этот мир, не имеет для него никакого смысла.

Концовка достаточно неожиданна, и возникает вопрос, как относиться к подобным высказываниям. Видимо, все дело в том фактическом материале, который может или не может использоваться для конкретизации анархистской методологии. Вряд ли история развития такой фундаментальной науки, как физика может быть интерпретирована в русле идей Фейерабенда. Но это еще не значит, что все его заявления бессмысленны. Наблюдение за современным развитием некоторых прикладных, научно-технических областей знания иногда заставляет вспомнить об идеях Фейерабенда. Речь идет о том, что истинным мотивом развития этих областей является не поиск истины и даже не решение проблем, связанные с улучшением и облегчением жизни людей, а исключительно получение своекорыстных выгод теми, кто продвигает или навязывает новые технологии. Впрочем, эта тема не входит в непосредственный круг проблем философии науки как методологии научного познания, а относится скорее к традиции социальной критики науки, т.е. к антисциентизму.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 376 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.