Творчество Августа Бурнонвиля охватывает тот отрезок времени, когда в хореографическом искусстве ещё очень сильны были танцевальные традиции культуры XVIII века, но уже ощущалось веяние романтизма, который неудержимо шёл на смену классицизму, становясь главенствующим эстетическим принципом всех видов искусств. Знания приобретённые у выдающихся мастеров Вестриса и Гарделя, становятся для Августа Бурнонвиля <#"justify">Бурнонвиль, которого считают символом датского балета, создал более полусотни балетов. Один из них - "Путешествие из Сибири в Москву" - был сочинен после того, как хореограф побывал в Москве и Санкт-Петербурге в 1894 году. Сегодня известно полтора десятка балетов Бурнонвиля, которые сохраняются в репертуаре Датского Королевского балета.
Неаполь", который Бурнонвиль создал, вдохновленный путешествием в этот южный город, был поставлен им в 1842 году на сцене Датского Королевского театра. Постановщиком "Неаполя" в Москве стал известный датский хореограф и художественный руководитель Датского Королевского балета Франк Андерсен. Он считается одним из лучших специалистов по творчеству Бурнонвиля.
"Неаполь" - один из лучших и сложнейших балетов Бурнонвиля, - сказал на пресс-конференции Андерсен. - Его стиль объединяет танец и пантомиму и делает его балеты привлекательными и отличающимися, например, от классического стиля Петипа".
Хореограф считает, что в балетах Бурнонвиля "чрезвычайно важно, как артисты балета могут мимикой передать свои чувства". "Танцор должен уметь рассказать публике историю всей своей сущностью. Только так он становится убедительным и публика забывает, что имеет дело с лицедейством", - пояснил он.
"Я рад, что этот блистательный балет Бурнонвиля будет поставлен на нашей сцене, - сказал худрук балета театра Сергей Филин. - Я всегда, будучи танцовщиком в Большом театре, мечтал станцевать в этом балете. Это - настоящий старинный романтический балет с характерными и классическими танцами, пантомимой, красивыми декорациями, изобилием роскошных костюмов и чудесами".
"Только ради возвращения прекрасной старинной пантомимы уже стоило поставить этот балет. Красивые танцы, созданные Бурнонвилем в совершенно особой, неповторимой эстетике, танцовщики должны были не только исполнить с точки зрения хореографии хорошо, но и при этом сыграть как настоящие актеры. Причем это требование распространяется не только на исполнителей главных партий, но для каждого участника кардебалета", - добавил он.
Один из самых прекрасных балетов легендарного балетмейстера Августа Бурнонвиля "Неаполь" появился в московском репертуаре - премьера постановки состоялась в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в марте 2009 года.
Несколько поколений балетоманов успело вырасти с 1973 года, со времени последних московских гастролей Датского Королевского балета. Одна из старейших в Европе трупп ведет свою историю с середины XVIII века, когда при Королевском театре в Копенгагене появились балетные классы. В любой части света у всякого сведущего человека при упоминании о датском балете в памяти всплывает имя Августа Бурнонвиля. Не просто великий хореограф, возглавлявший Королевский балет с 1830 по 1877 год и превративший его в один из лучших балетных театров Европы. Не просто особый стиль. Бурнонвиль - национальная гордость Дании. Здесь трепетно относятся к традициям. Однако чувства свои не выражают бурно. В этом, объясняют гости, один из основополагающих принципов и в танце. Датский менталитет - это прежде всего ощущение уюта. Бурнонвиля вдохновляли сказки Андерсена и скульптуры Торвальдсена - закругленные, гармоничные линии. Прятать эмоции ни в коем случае не следует. Только проявляться они должны естественно.
В Копенгагене всячески стараются защититься от влияний извне, вот уже более полутора веков сохраняя стиль Бурнонвиля в неприкосновенности. В свое время ученик мастера Ханс Бек записал разработанные учителем классы и скомпановал их по дням недели: класс понедельника, класс вторника и т.д. В Школе каждому году обучения соответствует свой день. Класс субботы - самый сложный. Ревностно оберегая традиции, здесь умудряются не засушить их, не превратить в музейную пыль, в чем мы имели счастливую возможность убедиться. Существенное отличие датской традиции от русской, как кажется премьеру труппы Томасу Лунду, в том, что, для русских в виртуозных трюках важно продемонстрировать преодоление, а для датчан - легкость. "Датский стиль менее бравурный, чем русский".
Художественную выразительность стиля определили и крошечные размеры сцены Королевского театра. Совершенное чувство формы. Парадоксально экономичное и вместе максимальное использование строго выверенного пространства. Прочувствован каждый поворот головы, каждый акцент, каждый взгляд. Не упущена, не смазана ни одна пауза, ни одно междудействие. Законченные позы, во всех деталях прорисованные в буквальном смысле до кончиков ногтей. Самый воздух вокруг танцовщиков как будто загустевает. Орнаментированная заносками, филигранная мелкая техника, синкопированный ритм. Малоподвижный корпус не оставляет впечатления статуарности, а лишь необыкновенного изящества и грации. При этом - "поющие" руки. В Школе учат: "Ритм должен быть в ногах, а мелодия наверху". Каллиграфический танец. Пластическая скань. Не золотая, не серебряная, вообще не металлическая. Фарфоровая. Если бы статуэтки драгоценного старинного фарфора вдруг ожили и пустились танцевать, то самым органичным для них, без сомнения, стал бы стиль Бурнонвиля.
Аксёнов Олег 29 группа