Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Удивительные рассуждения рационального дантиста




О

дна из наиболее интригующих философских загадок связана с вопросом о других сознаниях. Как вы узнаете о том, что они существуют? Конечно, вас окружают живые организмы, которые выглядят и ведут себя почти так же, как вы. Они даже уверяют, что у них есть сознание. Но так ли это? Быть может, другие человеческие существа — это зомби, лишенные сознания: внешне они похожи на вас, однако лишены внутренней жизни, включая эмоции, мысли, чувственные впечатления и даже боль. Есть ли у вас основании предполагать, что другие человеческие существа (включая и меня) не являются такими зомби? Быть может, их меньше, чем вам кажется.

У дантиста

На сцене кабинет дантиста. Финнукейн распростерт в зубоврачебном кресле, его рот забит ватными тампонами. Лысый дантист с очками на носу постукивает по пломбе на его коренном зубе.

Дантист: Так хорошо? А так хорошо?

Финнукейн: А... аа... ааа!

Дантист: Нет, это не хорошо. Она совсем раскрошилась. Очень плохая пломба. Ее надо заменить. Я дам вам обезболивающее, хотя и не верю, что вы чувствуете боль.

Финнукейн не может поверить тому, что слышит.


Дантист: Это правда. Я не верю, что вы чувствуете боль. На самом деле я даже не верю в то, что у вас есть сознание.


 

Финнукейн делает большие глаза.

Дантист: Почему? Потому что я рациональный дантист, вот почему. Я не похож на других дантистов. Я верю только в то, во что разумно верить. Откройте шире рот!

Дантист берет с подноса длинный блестящий шприц и делает укол в десну Финнукейна. Финнукейн в страхе тара-шит глаза, лицо его покрывается крупными каплями пота. Постепенно боль слабеет.

Дантист: 0, я знаю, что говорят другие дантисты. Они говорят (дантист саркастически усмехается): «Конечно, у меня есть основания считать, что мой бедный пациент обладает мышлением. Я делаю ему укол в десну и смотрю: он покрывается потом, корчится, издает крики. У меня есть все основания считать, что я имею дело с таким же сознательным существом, как я сам. Пациент даже говоритмие о том, что чувствует боль.

Дантист убирает шприц и холодно смотрит на Финнукейна.

Дантист: Но я не столь доверчив. Все эти так называемые свидетельства совершенно неубедительны.

Личное сознание

Финнукейн изумлен. Как может кто-то не верить в то, что другие люди тоже обладают сознанием? Мы сочли бы такого человека безумным, даже опасным. Однако дантист уверяет, что он всего лишь рационален. Он смотрит на Финнукейна.

Дантист: Вы усмехаетесь. Позвольте я объясню. Я рассуждаю просто. Во-первых, я не могу непосредственно видеть то, что происходит в со-


знании другого человека. Я могу наблюдать его внешнее поведение, но не вижу, что происходит в его мышлении, если оно у него есть. Его восприятия, верования, эмоции, болевые ощущения и так далее - все это недоступно мне. Сознание - это нечто личное, самое личное из всего, что есть.

По-видимому, дантист прав. Допустим, например, вы откусили кусочек лимона и почувствовали кислый вкус. Вы прямо и непосредственно осознаете это ощущение. Другой человек может испытать такое же ощущение, но у вас нет возможности проверить это прямым путем. Вы не можете проникнуть в сознание другого человека и пережить это ощущение вместе с ним. Опыт другого человека вам недоступен.

Дантист берет в руки бур. Финнукейн нервно следит за его движениями.

Дантист: 0, я догадываюсь, что вы могли бы сказать, если бы во рту у ваг не было ваты: «А если бы вы могли разглядеть то, что происходит в моем мозге? Если бы у вас был такой прибор, который позволил 5ы вам разглядеть возбуждение моих нейронов боли? Тогда у вас было бы прямое свидетельство того, что я испытываю боль». Вы сказали бы это, не так ли?

Финнукейн кивает, нечленораздельно мыча.

Дантист: Опять ошибка! У меня не было бы прямого доказательства. Откуда мне знать, что возбуждение именно этих нейронов сопровождаемся чувством боли у другого человеческого существа? Может быть, только у меня активность мозга сопровождается активностью сознания. Откройте шире рот!

Рассуждение по аналогии

Дантист начинает сверлить зуб Финнукейна.

Дантист: Другие дантисты согласны со всем этим. Они (опять с иронической улыбкой) говорят: «О'кей! У вас нет прямого доступа к тому, что


происходит в сознании другого человека. Однако отсюда вовсе не следует, что у вас нет хороших оснований верить в то, что другие люди обладают сознанием. У вас оно есть. А их поведение дает вам надежные основания предполагать, что и у других людей оно есть. Относительно себя вы знаете, что, когда вас уколют иголкой, вы чувствуете боль. Вам известно также, что, когда вы испытываете боль, вы вздрагиваете и кричите. Вы видите, что другие люди, когда их колют иголкой, также вздрагивают и кричат. Не служит ли это достаточным основанием для предположения о том, что они также испытывают боль?»

Рассуждение дантиста называется аргументом по аналогии. На первый взгляд этот аргумент кажется весьма правдоподобным. Если нас попросят обосновать наше убеждение в том, что другие люди тоже обладают сознанием, большинство из нас скажет что-то вроде этого. Однако нашему дантисту хорошо известно, что с этим аргументом по аналогии связаны серьезные затруднения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 502 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2555 - | 2197 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.