Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Реклама времен Гражданской войны и НЭПа




Тема 12. Основные тенденции развития рекламы в СССР (20-80-е гг. ХХ в.) и

В Украине в постсоветский период

Реклама времен гражданской войны и НЭПа.

Советская реклама в 1930-1950 гг.

Эволюция советской рекламы в 1960-1980 гг.

Украинская реклама в постсоветский период.

(- становление украинского рынка рекламы в 1990-е годы;

- современное состояние рынка рекламы в Украине).

 

 

Реклама времен Гражданской войны и НЭПа

Реклама в СССР являлась предметом неустанного государ­ственного контроля и регламентации. Рекламная деятельность регулировалась уже самыми первыми ленинскими декретами. 21 ноября 1917 г. глава правительства подписал декрет о закры­тии всех частных рекламных контор. Публикация рекламы была объявлена исключительным правом советского правительства и местных Советов рабочих, солдатских и крестьянских депута­тов. 16 апреля 1918 г. Совнарком (Совет Народных Комиссаров, СНК) России своим декретом «О государственной монополии на размещение объявлений в СМИ» предусмотрел организа­цию при всех почтово-телеграфных учреждениях пунктов централизованного приема рекламных объявлений от частных лиц и учреждений для последующего размещения их в совет­ских печатных изданиях. Однако, как справедливо замечает А. В. Катернюк, «если рекламные сообщения и появлялись в не­которых изданиях, то посвящены они были скорее либо приоб­ретению билетов лотереи ОСОАВИАХИМА, либо подписке на газеты и журналы издательства «ЦИК СССР и ВЦИК». Основной задачей этого декрета было лишить независимые газеты источников дохода и взять прессу под контроль». Но наступившие вслед за тем разруха и Гражданская война, отсутствие долж­ного опыта и специалистов помешали проведению в жизнь на­меченных мероприятий. На период Гражданской войны рекла­ма свелась исключительно к пропаганде и агитации, т.е. соглас­но насущным нуждам развивалась в основном политическая ре­клама и PR, торговая реклама практически отсутствовала, впро­чем, в обществе тотальной нищеты, инфляции, голода и разру­хи в ней просто не было необходимости.

Некоторое развитие (впрочем, конечно, не сравнимое с дореволюционным уровнем) реклама получает после Граждан­ской войны в период НЭПа (1922-1929 гг.), когда правительство вынуждено было для подъема хозяйства допустить отдельные элементы рыночной экономики и конкуренции, которые не обходятся и не могут существовать без рекламы. Впрочем, конкуренция не поощрялась, государство фактически держало монополию во всех сферах общественного хозяйства, склады­вался тоталитарный рынок. Говорить о конкуренции можно было только применительно к соперничеству государственного и частного секторов экономики.

Правительство ставило перед рекламой задачу отвлечь покупателя от частника-нэпмана и привести его в государствен­ные торговые предприятия и объединения. В. В. Маяковский статье «Агитация и реклама» писал: «Буржуазия знает силу рекламы. Реклама - промышленная, торговая агитация. Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, по­ражающее конкуренцию. Наша агитация выросла в подполье; до нэпа, до прорыва блокады нам не приходилось конкурировать. Мы идеализировали методы агитации. Мы забросили рекламу относясь пренебрежительно к этой «буржуазной штучке»».

Маяковский В.В. не только рассуждал о рекламе и ее значении в строительстве нового общества, но и сам создавал ее в творческом содружестве с известным советским дизайнером, художником и фотографом Александром Родченко Последний был убежденным и виднейшим в СССР представите­лем конструктивизма - новейшего течения в изобразительном искусстве и дизайне, которое в это время приобрело популяр­ность как в нашей стране, так и за рубежом. Творчество Маяковского и Родченка определило стилистику советского плаката 1920-х гг. «Реклам-конструкторы», - так подписывали свои работы В. Маяковский и А. Родченко, они создавали вывески и журнальную графику, витринную рекламу и плакаты наружной рекламы для крупнейших государственных трестов. Было сделано до 50 плакатов, до сотни вывесок, упаковок, оберток, световых реклам, реклам­ных столбов, иллюстраций в журналах и газетах.

Продолжая традиции политической рекламы времен Гражданской войны и первых лет советской власти, отстаивая интересы советском экономическими методами, реклама периода НЭПа наследует боевой дух и решимость революци­онного плаката Гражданской войны. Наступательность и актив­ность становятся ее важнейшими качествами. Стихотворные лозунги В. Маяковского требовательны, безапелляционны и ультимативны: «Раскупай, рабочий люд! Лучшие галоши привез верблюд»; «Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет»; «Нигде кроме, как в Моссельпроме!». В стихах В. Маяковского «промышленная агитация» нередко совмещается с политической, идеологическое насыщение рекламы становится отныне ее отличительной особенностью. Броские, запоминающиеся лозунги-стихи воплощены в такие же яркие и острые графические формы. В них доминирует текст. Руководствуясь принципом «минимум средств, максимум целесообразности», А. Родченко использует типографскую кассу: шрифты, восклицательные знаки, стрелки, вопросительные знаки. Мастер стре­мится к предельно четкому выявлению идеи, находит много интересных приемов смысловой и художественно-конструктивной разбивки текста, выделения смысловых узлов, отдельных фраз, и поэтому даже большие стихотворные тексты прочитываются, воспринимаются и запоминаются очень легко. Отдельная буква нередко выступает в роли своеобразного модуля и конструктив­ной скрепы, цементирующей всю композицию. Принципиальные изменения вносит художник и в изобра­жение товара, вещи: предмет схематизирован, сведен к геоме­трической форме, к силуэту.

Рекламные плакаты Маяковского и Родченко были по заслу­гам оценены и за рубежом: в 1925 г. в Париже на Международной художественно-промышленной выставке они были удостоены серебряной медали.

В целом мы видим, что развитие российской рекламы в период НЭПа не стоит в стороне от общего направле­ния развития мирового дизайна и рекламы. Складывается новая индустриальная эстетика, пронизанная идеями конструктивиз­ма, связанного с принципами простоты, строгости и лаконизма внешней формы вещи. В дизайне рекламы активно использу­ются простые геометрические формы, а также фотография, фотомонтажи и коллажи; яркие контрастные локальные цвета; рубленые шрифты, асимметричная композиция и различные ай-стопперы (крупные яркие стрелки; восклицательные знаки и пр.). Анализируя особенности отечественной рекламы этого периода, Б. Л. Борисов отмечает, что «шрифтовые структуры, дизайн журналов и книг, афиш и рекламных листовок той эпохи и по сей день являются источником вдохновения для современ­ных художников». Следует отметить также психологическую эффективность воздействия рекламных плакатов Маяковского и Родченко на целевую аудиторию. Авторы умели находить особый стиль для каждого вида рекламы в зависимости от того, кто является его адресатом. Так, для крестьян предназначались рисунки, выполненные в стиле лубка, для городских жителей ­оригинальные фотомонтажи А. М. Родченко. Соответственно этим рисункам выбиралась и поэтическая форма текста. Плакаты на злободневные (в том числе и социально-политические) темы так­же рисовались от руки и выставлялись в окнах и витринах ма­газинов, жилых домов и учреждений. Они наполняли городскую среду духом эпохи индустриализации: яркими цветами; броски­ми, удобочитаемыми шрифтами; лаконичными рисунками. Появились профессионалы, занимающиеся дизайном рекламы, оформлением витрин, товарных выкладок и экспозиций - так называемые художники-оформители. В советское время эту специальность можно было получить в художественном училище.

Конструкти­визм был определяющим, но не единственным стилевым на­правлением 20-х гг. Рядом со строгой графикой А. Родченко, А. Левина, В. Степановой, А. Лавинского жила «живописная» ре­клама, продолжающая традицию дореволюционной в принципах рекламирования и в графической манере. В рекламе такого типа разнообразные товары на плакатах изображались с преувели­ченной красочностью и документальной точностью. «Советский покупатель - дол­жен был «знать в лицо» товары советских государственных фирм. Реклама крупнейших из них - Моссельпрома, Ленинградского табачного треста и других - нередко, как и до революции, вы­глядела увеличенной до плакатного размера упаковкой, коробкой, оберткой. Крупным планом показывался товар и в сюжетных композициях. Реклама часто демонстрировала богатство ас­сортимента государственных предприятий - это было их важным преимуществом в борьбе с частным капиталом. В героях плакатов легко узнаются представители современ­ного общества. Как и в дореволюционное время, активно пропагандируют товары забавные юмористические персонажи (русскую рекламу всегда отличали повышенная эмоциональ­ность и искрометное чувство юмора), малыш в огромной кепке веселая крестьянка или улыбчивый парень. В жанровых сценках встречаются «групповые портреты» представителей нового общества и приметы новой жизни: изображения строительных лесов и кранов, автомобилей, па­ровозов, самолетов, они соответствуют современным именам товаров: «Заем индустриализации», «Смычка», «Наша марка».

В годы НЭПа в нашей стране также были созданы крупные государственные рекламные агентства, такие как Рекламтранс (сферой его деятельности было изготовление и размещение ре­кламы на транспорте), Промреклама (реклама промышленных товаров), Мосторгреклама (название говорит само за себя).

С середины 1920-х гг. начинается постепенное свертывание НЭПа. значение рекламы в экономике постепенно становится второстепенным, отступает на задний план, мастера - виртуозы рекламного дела завершают работу в рекламном плакате и дру­гих разновидностях рекламы. Основные стилевые направления еще более обособляются и поляризируются. «Вещная» реклама Моссельпрома и других государственных фирм к концу 20-х гг. эволюционирует в сторону предельного укрупнения предмета, предваряя новую эстетическую концепцию вещи и стиль экспортной рекламы начала 30-х годов.

Тем не менее, советская реклама 1920-х гг. стала особой, зна­чительной как привлекла к себе значительные художественные силы и воплотила эстетические взгляды и концепции мастеров русского авангарда.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2435 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.