Названное заболевание представляет собой экссудативное воспаление слизистой оболочки среднего уха обычно аллергической природы без развития классических признаков острого воспаления, при этом микрофлора не играет существенной роли в патогенезе заболевания.
В последние годы в самостоятельную форму выделен аллергический отит (otitis media allergica), который характеризуется специфическими особенностями аллергического воспаления и обычно протекает на фоне общего нарушения аллергического статуса. Заболевание встречается нечасто, хотя в ряде случаев проходит под диагнозом вялотекущего острого воспаления среднего уха или евстахиита.
Развитие острого аллергического отита связано с аллергическим отеком слизистой оболочки слуховой трубы и барабанной полости и появлением серозного секрета. В отличие от других форм отита температура тела при этом не повышена, барабанная перепонка не гиперемирована; она бледна, утолщена и несколько выбухает, иногда через нее можно видеть уровень жидкости. При парацентезе появляется вязкая, тягучая слизь, содержащая большое количество эозинофилов. Такая же жидкость обнаруживается в воздухоносных клетках сосцевидного отростка, она может приобретать гноевидный характер. Слух понижается по типу поражения звукопроводящего аппарата, может быть снижена и костная проводимость. Иногда появляются аутофония, ощущение переливания жидкости в ухе. Аллергический отит имеет вялое и длительное течение, трудно поддается лечению. Эта форма отита чаще встречается у больных бронхиальной астмой, вазомоторным ринитом, экземой и другими проявлениями аллергии. У детей аллергический отит может принимать упорный, рецидивирующий характер. При этом обычно имеется отек слизистой оболочки носоглотки и слуховой трубы.
Сенсибилизация слизистой оболочки среднего уха аллергенами бактериальной и небактериальной природы нередко является одной из причин обострения хронического среднего отита и своеобразного его течения. В отличие от обычного обострения воспаление с аллергическим компонентом характеризуется слизисто-серозными и слизисто-гнойными выделениями из уха, отечностью слизистой оболочки барабанной полости, разрастанием больших и вялых отечных грануляций и полипов. При цитологическом исследовании в выделениях и ткани полипов обнаруживают эозинофилы. Нередко при таком обострении присоединяются ощущение зуда в ухе и экзема наружного слухового прохода. Обычное лечение малоэффективно. Сенсибилизация слизистой оболочки барабанной полости обусловливает длительное гноетечение из уха и задерживает эпидермизацию после общеполостной операции уха.
Диагностика. При общем аллергическом фоне, характерных симптоматике и течении подозрение на аллергический характер заболевания уха вполне обосновано. Подтверждением аллергической природы отита в первую очередь могут быть анамнез (сенсибилизация к различным веществам, пищевым продуктам и т.д.), наличие сопутствующих аллергических заболеваний (бронхиальная астма, крапивница и т.д.), положительные внутрикожные пробы с бактериальными и небактериальными аллергенами, эозинофилия в крови и отделяемом из уха. Содержимое из барабанной полости получают с помощью пункции через нижние квадранты барабанной перепонки и отсасывания шприцем; предварительно необходимо произвести анестезию так же, как перед пара-центезом.
Лечение. Наряду с обычными методами проводится десенсибилизирующая терапия с участием иммунолога. Если удается выявить специфический аллерген, осуществляют специфическое десенсибилизирующее лечение в условиях аллер-гологического отделения. В противном случае проводят неспецифическую гипосенсибилизацию организма: назначают 10 % раствор хлорида кальция (по 1 столовой ложке 3 раза в день) или глюконат кальция (по 0,5 г 3 раза в день перед едой); антигистаминные препараты: димедрол в таблетках (по 0,05 г 2—3 раза в день перед едой) или супрастин, тавегил, кларитин, телфаст, зиртек и др. При этом необходимо учитывать снотворное действие антигистаминных препаратов. Неспецифическую гипосенсибилизирующую терапию проводят в сочетании с местными (катетеризация уха, вливание капель в нос и т.д.) и общими (антибиотике- и витаминотерапия) лечебными мероприятиями. Важное значение имеет правильное питание с учетом переносимости пищевых продуктов. В затяжных случаях проводят шунтирование барабанной полости, мы предпочитаем тимпанотомию с введением микрокатетера через кожу слухового прохода в барабанную полость.
Адгезивный отит
Представляет собой слипчивые и рубцовые образования слизистой оболочки барабанной полости и слуховой трубы, которые возникают как репаративная (продуктивная) фаза обычно длительно текущего воспаления. Адгезивный отит (otitis media adhaesive) чаще развивается как последствие острого, особенно вялотекущего среднего отита.
Этиология. Поскольку заживление всегда сопровождается образованием соединительной ткани, завершение воспаления в слизистой оболочке барабанной полости характеризуется продуктивными образованиями. Они тем больше, чем глубже, обширнее и длительнее воспаление и скопление жидкости в барабанной полости. Легкая форма острого среднего отита отличается от тяжелой меньшими воспалительными и деструктивными изменениями, такими как десквамация эпителия, возникновение грануляций, инфильтрация слизистой оболочки клеточными элементами, наводнение ее с нарушением архитектоники всех слоев. Все эти изменения заканчиваются образованием соединительной ткани, превращающейся в утолщения, сращения, рубцовые перемычки между слуховыми косточками и стенками барабанной полости. Часто барабанная перепонка срастается с медиальной стенкой. Выпот в барабанной полости также может прорастать соединительной тканью, нарушая подвижность звукопроводящей системы. В результате развития спаек в среднем ухе происходит не только нарушение проходимости слуховой трубы, но и тугоподвиж-ность цепи слуховых косточек, вследствие чего ухудшается слух.
Клиническая картина. Ведущими симптомами адгезивного среднего отита являются понижение слуха и шум в ухе. Отоскопическая картина этого заболевания довольно характерная: барабанная перепонка на вид мутная, резко втянута; короткий отросток молоточка делается четко очерченным, создается впечатление укорочения рукоятки молоточка, световой конус исчезает либо его границы становятся размытыми, искаженными, раздробленными.
Избыточное развитие рубцовой ткани в барабанной полости и перепонке может привести к ее деформации. Рубцы нередко как заслонка закрывают устье слуховой трубы, полностью нарушая ее проходимость. При таком рубцевании барабанной полости наступает анкилозирование суставов между слуховыми косточками, возникает тугоподвижность основания стремени в окне преддверия.
В ряде случаев наблюдается иная отоскопическая картина: барабанная перепонка нормальная, но несколько истончена, иногда в том или ином участке видны белые пятна — петри-фикаты (отложения солей извести). При сгущении и разрежении воздуха в наружном ухе с помощью воронки Зигле можно увидеть ограничение подвижности перепонки, ее отдельных частей или ее полную неподвижность, что подтверждается при тимпанометрии. Невозможность продуть слуховую трубу по методу Политцера не всегда свидетельствует о нарушении проходимости. В этом случае прибегают к катетеризации (метод требует определенного навыка и осторожности) под контролем отоскопа. В момент проникновения струи воздуха в барабанную полость врач слышит характерный свистящий шум; в тех случаях, когда труба полностью обтурирована рубцами, ощущения шума у исследующего нет. Контроль за функцией слухового анализатора проводят путем использования ряда проб. При адгезивном среднем отите, как правило, наблюдается нарушение звукопроведения. Вместе с тем в более отдаленные сроки может быть нарушенным и звуковос-приятие.
Диагностика базируется на данных анамнеза (воспалительные процессы в ухе, закладывание его, длительное снижение слуха и т.д.), результатах отоскопии, функциональных исследований слуховой трубы и звукового анализатора.
Лечение — санация верхних дыхательных путей (у детей при показаниях аденотомия), своевременное шунтирова ние барабанной полости. Хороший эффект дает применение курса продуваний слуховой трубы по Политцеру, лучше — катетеризация с одновременным пневмомассажем барабанной перепонки с помощью воронки Зигле или специального аппарата. Курс лечения — 15 сеансов через день, повторяют через 3 мес. Для увеличения эластичности рубцов и восстановления подвижности слуховых косточек в барабанную полость вводят через катетер лидазу (содержимое флакона растворяют в 1 мл изотонического раствора натрия хлорида или 0,5 % раствора новокаина). Курс лечения — 4 процедуры с промежутком в 4 дня. Иногда прибегают к электрофорезу ли-дазы (эндаурально) и диатермии области ушей. При резко выраженном рубцовом процессе, не поддающемся консервативным методам лечения, прибегают к тимпанотомии и рассечению рубцов с последующим введением в барабанную полость метилфторурацила или другого лизирующего препарата. Слухопротезирование показано при двустороннем спаечном процессе с резким нарушением слуха на оба уха (см. «Слухопротезирование»).
2. Добро опухоли носа и околоносовых пазух. Кисты, остеомы.
Лечебная тактика при кистах верхнечелюстной пазухи обусловливается симптоматикой. Небольшие кисты, особенно псевдокисты, не вызывающие каких-либо симптомов, обнаруживают чаще всего случайно при обследовании. В специальном лечении они обычно не нуждаются; больного нужно взять под наблюдение. При динамическом наблюдении ложные кисты обычно исчезают. Однако истинные кисты в отличие от ложных имеют внутреннюю эпителиальную выстилку с одноклеточными железами, поэтому они постепенно увеличиваются и никогда не исчезают. Большие кисты, давящие на стенки пазухи и сопровождающиеся головной болью, нарушением носового дыхания (рефлекторно) или другими симптомами, нужно удалять.