Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. С этого момента, с возникновением персонажа вырод­ка, включенного в древо наследственности и являющегося носителем состояния




С этого момента, с возникновением персонажа вырод­ка, включенного в древо наследственности и являющегося носителем состояния, — не болезненного состояния, но со­стояния аномалии, — вырождение не просто делает рабо­тоспособной эту психиатрию, в которой отношение власти и объектное отношение не однонаправлены. Больше того, выродок обусловливает впечатляющее усиление психиатри­ческой власти. Ведь, в самом деле, вместе с возможностью соотносить любое отклонение, любое нарушение, любую задержку с состоянием вырождения психиатрия получила возможность неограниченного вмешательства в поведение людей. Но важно и другое: снабдив себя властью выхода за пределы болезни, властью безразличия к болезненному или патологическому и прямого соотнесения поведенческих от­клонений с наследственным и непоправимым состоянием, психиатрия приобрела возможность не заниматься лечени­ем. Да, ментальная медицина начала XIX века признавала значительную часть болезней неизлечимыми, однако не­излечимость как раз и определялась в качестве таковой с точки зрения лечения, считавшегося главнейшей функцией ментальной медицины. Она была всего-навсего нынешним пределом сущностной излечимости безумия. Но с тех пор как безумие предстало как технология ненормальности, не­нормальных состояний, наследственно предопределенных родословной индивида, сам проект лечения, как вы пони­маете, потерял смысл. Действительно, вместе с патологи­ческим содержанием из области, которую объяла психиат­рия, исчез и терапевтический смысл. Психиатрия больше не стремится лечить — или не стремится лечить прежде все­го. Она может предложить свои услуги (что и происходит в обсуждаемую эпоху) в области охраны общества от неот­вратимых опасностей со стороны людей в ненормальном состоянии. Исходя из этой медикализации ненормального, исходя из этого безразличия к болезненному и, следователь­но, терапевтическому, психиатрия получает реальную воз­можность облечь себя функцией, которая сводится к охране и поддержанию порядка. Психиатрия назначает себе роль

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

генерализованной социальной защиты и в то же время, за счет понятия наследственности, дает себе право вмешатель­ства в семейную сексуальность. Она становится техноло­гией научной охраны общества и наукой о биологической охране вида. Здесь-то я и хотел бы остановиться — в той точке, где психиатрия, сделавшись наукой об индивидуаль­ных аномалиях и приступив к руководству этими аномали­ями, получила свою наибольшую к тому времени власть. Она смогла с успехом претендовать (что и было сделано в конце XIX века) на то, чтобы занять место правосудия; и не только правосудия, но и гигиены; и не только гигиены, но в конечном счете и большей части распорядительных и конт­рольных инстанций общества; одним словом, на то, чтобы быть общей инстанцией охраны общества от опасностей, грозящих ему изнутри.

Это положение объясняет, почему психиатрия с этим ее понятием вырождения, с этим ее анализом наследствен­ности смогла фактически сомкнуться с расизмом, а точнее, предоставить почву расизму, который был в обсуждаемую эпоху значительно отличным от того, что можно было бы назвать традиционным, историческим, «этническим расиз­мом». Расизм, который рождается в психиатрии конца XIX века, — это расизм в отношении ненормального, в отно­шении индивидов, которые, будучи носителями состояния, особого рода отметины или недостатка, могут ни от чего не зависящим образом передать своим потомкам непредсказу­емые последствия болезни, которую они несут в себе, или, скорее, ненормальности, которую они несут в себе. Словом, это расизм, функцией которого является не столько предох­ранение или защита одной группы от другой, сколько выяв­ление внутри группы всех тех, кто может быть носителем действительной опасности. Это внутренний расизм, это ра­сизм, позволяющий подвергать обследованию всех инди­видов внутри данного общества. Разумеется, между ним и традиционным расизмом, который на Западе был, прежде всего, антисемитским, очень быстро возникли признаки взаимодействия, хотя сплоченной совместной организации





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 337 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.