Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. архетипические мотивы. Как существуют математические уравнения, о которых нельзя сказать, каким именно физи­ческим реальностям они соответствуют




архетипические мотивы. Как существуют математические уравнения, о которых нельзя сказать, каким именно физи­ческим реальностям они соответствуют, так существует и мифологическая реальность, о которой мы не можем ска­зать, с какой психической реальностью она соотносится. К примеру, уравнения, позволяющие рассчитать турбулен­тность разогретых газов, были известны задолго до того, как эти процессы были досконально изучены. Подобным же образом с давних пор существуют мифологемы, опреде­лявшие течение некоторых скрытых от сознания процессов, названия которым мы смогли дать лишь сегодня.

Верхним пределом знания, доступного смертным, явля­ется, на мой взгляд, тот уровень сознания, который уже был некогда достигнут. Возможно, поэтому земной жизни при­дается такое значение и так важно, что «уносит с собой че­ловек» в момент смерти. Только в этой, земной и противоре­чивой жизни достигается высшая ступень сознания. В этом и заключается метафизическая задача человека, которая без • мифологизирования» решения не имеет. Миф — это необ­ходимое связующее звено между бессознательным и созна­тельным знанием.

Разумеется, бессознательному известно больше, но это особое знание, существующее в вечности, не разделенное на «здесь» и «сейчас», не переводимое на наш рациональ­ный язык. Хотя удовлетворительных доказательств бессмер­тия души и продолжения жизни после смерти еще н-дкто не представил, существуют явления, которые заставляют над этим задуматься. Я могу принять их как возможные отсыл­ки, но не решусь, конечно, отнести их к области абсолютно­го знания.

Смерть действительно страшно жестока, здесь не стоит себя обманывать — она беспощадна не только физически, но прежде всего в психической своей природе: человека вырывают из круга живых, и все, что остается, это ледяное молчание мертвеца. У нас нет надежды на какую бы то ни было связь с ним, все мосты разрушены. Люди, заслужи­вающие долгой жизни, умирают в расцвете лет, никчемные

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

доживают до глубокой старости. Это жестокая реальность, и мы должны отдавать себе в этом отчет. Неумолимость и бессмысленность смерти может так ожесточить нас, что мы поверим в то, что не существует в мире ни милосердного Бога, ни справедливости, ни добра.

Но на другой взгляд — sub specie teternitatis* — смерть есть радостное событие, как некая свадьба. Душа словно об­ретает свою недостающую половину, достигая полноты. На греческих саркофагах изображали танцовщиц, на этрусских могилах — пир. И по сей день во многих местах в День по­миновения по обычаю устраивают на могилах своего рода «пикник». Все это свидетельствует об ощущении смерти как некоего празднества.

* * *

Бессознательное, по причине своей пространственно-временной относительности, владеет гораздо лучшими ис­точниками информации, чем сознание — последнее лишь направляет наше смысловое восприятие, тогда как свои мифы о жизни после смерти мы умеем создавать благодаря немногим скупым намекам из наших сновидений и подоб­ных спонтанных проявлений бессознательного. Как я уже отмечал, мифам не стоит придавать какую бы то ни было познавательную ценность, и уж совсем не следует считать их доказательствами. Тем не менее они могут явиться ос­нованием для мифологической амплификации, открывая перед исследователем возможности для живого творчества. Уберите этот промежуточный мифологический мир фанта­зий, и дух станет добычей закостеневших доктринерских предрассудков. С другой стороны, уделяя слишком много внимания этим мифологическим образованиям, мы рискуем посеять сомнение и соблазн в умах слабых и внушаемых, склонных к фантастическому гипостазированию.

Один из наиболее широко распространенных мифов о потустороннем мире возник благодаря идеям и представле-

С точки зрения вечности (лат.)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 350 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.