Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие авангарда. Русский футуризм




Авангард (от фр.avant-garde - передовой отряд) – в культурной традиции первой половины 20 века один из основных принципов создания художественной реальности наряду с модернизмом. Если модернизм элитарен по своей природе, то эстетическая позиция авангардного искусства демократична.

В искусстве 20 века явными направлениями авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадизм (дадаизм).

Значение авангарда в том, что он показал относительность форм, средств и способов воплощения эстетического сознания; путем доведения до абсурда всех основных видов искусств доказал, что они изжили или изживают себя как актуальные явления культуры; выработал новые решения для выражения идей нового искусства; способствовал возникновению новых видов искусств (компьютерные искусства, современные шоу и др.).

Основные черты авангарда:

1) установка на активное, порой даже агрессивное воздействие факта искусства на человека;

2) эпатирующий и шокирующий характер произведений как на уровне формы, так и на уровне содержания;

3) броскость, необычность поэтики.

 

Футуризм (от лат. futurum – будущее) – направление авангардного искусства, возникшее в начале 20 века, наиболее широко распространенное в Италии и России. Теоретическая платформа направления была в основном оформлена в работах Ф.Т. Маринетти. С точки зрения футуристов, основными характеристиками современного мира были: энергия, риск, дерзость, скорость, что реализовывалось в стремлении представителей этого течения передать динамику мирового процесса. Практика футуризма связана с попыткой эстетически осмыслить действительность как стремительно несущийся поток, хаотично фиксируемый сознанием «человека толпы». Авангардная прагматика футуризма влекла за собой эпатирующий характер его искусства.

Русский футуризм был крайне неоднороден и был представлен различными группировками, соперничавшими между собой. К ним относились: «Гилея» (кубофутуристы В.В. Маяковский, В. Хлебников, Д. И Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых и др.), «Ассоциация эгофутуризма» (И. Северянин, И. Игнатьев и др.), «Центрифуга» (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев и др.), «Мезонин поэзии» (В. Шершневич, Р. Ивнев и др.)

Основные черты философии и эстетики футуризма:

1) стремление воплотить те черты современного мира, которые представлялись футуристам основными - энергию, риск, дерзость, скорость. Старые формы для этого казались им непригодными;

2) намерение осуществить реформу поэтического языка посредством введения «свободного» синтаксиса, звукоподражания, словотворчества и др.;

3) тяготение к технократическим, урбанистическим, милитаристическим темам;

4) эпатирующий характер произведений.

Литература:

1. Марков В. История русского футуризма. – СПб., 2000.

2. Литературный энциклопедический словарь / п/р В. Кожевникова и П. Николаева – М., 1987.

3. Современное зарубежное литературоведение. Страны западной Европы и США. Концепции, школы, термины / Сост. И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. – М., 1996.

4. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. – М., 2001.

5. Соколов А.Г. История русской литературы к.19-н.20 в. – М., 1999.

 

Тема 16. Процессы создания художественной картины мира в творчестве Н.Гумилева

1. Неоромантизм – раннее творчество.

2. Акмеизм – период зрелого творчества.

3. Постакмеизм – позднее творчество.

 

Творчество Н.С. Гумилева (1886-1921)

1. Раннее творчество (неороман-тический этап)

(1905 – 1912 (1914)

Гумилев изображает два мира: мир действительности, где царят уныние и безнадежность, и мир мечты, где происходят значительные события, живут удивительные герои, блистают яркие краски. Но поэт настаивает на том, что человек может воплотить мечту в жизнь, тогда мир действительности станет таким же прекрасным, как и мир мечты. Лирический герой этого периода – воин, завоеватель, рыцарь, человек, готовый к борьбе, решительный и уверенный в себе.

Сборники «Романтические цветы», «Жемчуга» и др.

2. Зрелое творчество (акмеисти-ческий этап)

(1912 (1914) –1918)

Гумилев выдвигает концепцию мира, согласно которой реальная жизнь, во всех ее проявлениях благословляемая Богом, есть высшая ценность. Таким образом, ситуация двоемирия снимается. Художественный мир Гумилева – это мир реальных вещей, в которых поэт прозревает божественный замысел.

Сборники «Колчан», «Шатер» и др.

3. Позднее творчество (постакме-истический этап) (1918 -

1921)

Гумилев обращается к эстетике символизма, его стихи теряют акмеистическую ясность, но зато приобретают большую смысловую глубину. В произведениях этого периода нарастают трагические ноты, мир уже больше не кажется прекрасным и праздничным.

Сборники «Костер», «Огненный столп» и др.

 

Литература:

1. Павловский А. Николай Гумилев // Вопросы литературы. – 1986 - № 10.

2. Богомолов Н. Читатель книг / Гумилев Н. Собрание сочинений: в 3 Т. – М., 1989.

3. Клолбаева Л. Концепция личности в русской литературе рубежа 19-20 веков – М., 1990.

 

Тема 17. Ранняя лирика А.Ахматовой с точки зрения внутренней динамики творчества

1. Ситуация ожидания любви в книге «Вечер».

2. Мотивы покаяния и послушничества в книге «Четки»

3. Тема катастрофичности бытия в книге «Белая стая».

 

Раннее творчество А.А. Ахматовой (1889-1966)

К раннему творчеству А. Ахматовой традиционно относят стихи, вошедшие в три ее первых сборника: «Вечер», «Четки», «Белая стая».

 

Название сборника Основная лирическая ситуация
«Вечер» Ситуация ожидания любви, которая является необходимым условием жизни для лирической героини
«Четки» Любовь приходит к лирической героине, но она приносит с собой только страдания, более того, ведет к смерти. Лирическая героиня не может жить без любви, но и с любовью не может. Путь, который она выбирает для себя – это путь покаяния в грехах, путь послушничества.
«Белая стая» Понимание трагизма существования отдельной личности перерастает в осознание трагизма бытия, ощущение хрупкости мира становится основой мироощущения в стихах этого цикла

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 463 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.