Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Московская и Петербургская школы символизма




Московская школа старшего символизма

Петербургская школа старшего символизма

 

В. Брюсов, ранний К. Бальмонт и др.

Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.

Главный печатный орган: журнал «Весы»

Главный печатный орган: журнал «Новый путь»

Символизм является только искусством, причем высшей точкой в его развитии. Это высочайшая миссия, поэтому претендовать на статус религии для символизма бессмысленно и губительно.

Для представителей школа характерна европейская ориентация (философия Ф. Ницше и А. Шопенгауэра, творчество французских символистов).

Символизм есть особая переходная форма религии, формирующая переход человечества к эпохе неохристианства. Литературные творения современных символистов есть своего рода пролог к новому Евангелию.

Богоискательские ориентиры, попытка выработки оригинальной философии отличают представителей школы от их европейских собратьев.

 

 

Символ (от греч. symbolon – условный опознавательный знак) – слово (или предмет), условно выражающее суть какого-либо явления путем иносказательного его обозначения. Например, бабочка может являться символом души или символом легкомыслия или символом быстротечности жизни. Символ есть образ, в котором сочетаются устойчивое значение, понятное каждому в силу закрепленности этого значения в сознании человека многовековым опытом, культурной традицией, и бесконечная многозначность, которой наделяют символ как его создатель-художник, так и читатели. Например, в стихотворении А. Блока «В ресторане» образ «черной розы в бокале золотого, как небо, Аи» является символом. Устойчивое значение этого символа связано с представлениями о розе как символе-знаке любви. В контексте блоковского стихотворения это смысловое ядро «обрастает» множественными смыслами: черная роза – испепеляющая страсть; роза, помещенная в бокал (чашу), в свою очередь символизирующую полноту бытия, - любовь как центр, то есть смысл бытия; роза в бокале шампанского Аи - опьянение страстью и т.п. Таким образом, символ в художественном тексте порождает своего рода «цепочку смыслов», потенциально продлеваемую до бесконечности.

С точки зрения символистов, символ – единственный путь приближения к пониманию сущности ноумена, т.к. он связывает мир вещей и мир идей, позволяет устанавливать аналогии между ними.

 

Литература:

1. Пайман А. История русского символизма – М., 1998.

2. Ханзен-Леве А. Русский символизм – СПб., 1999.

 

Тема 10. Реализация философско-эстетического комплекса русского символизма в индивидуально-авторских художественных системах

1. Творчество Д.Мережковского - теория и практика русского символизма.

2. З.Н. Гиппиус: проблема декадансного мироощущения

 

Д. Мережковский

«Евангелие от символизма» - трактат Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Три элемента искусства будущего, по Мережковскому: мистическое содержание, символ, изощренный импрессионизм в области формы. Поэзия Мережковского. Трилогия «Христос и Антихрист» как мистерия духа и плоти. Своеобразие мистической диалектики Мережковского-философа. Историко-литературные взгляды Мережковского.

З. Гиппиус

Понятие «творческое поведение» и жизнетворчество Гиппиус. Интеллектуальность и рационалистичность поэтического текста Гиппиус. Специфика художественного мира: определенность и подвижность, т. к. он реализуется через диалог между двумя полюсами: «дерзание», бунт, уверенный в себе эгоцентризм и религиозное чувство. Центральные темы: тема Бога, тема смерти, тема любви, тема души. Лирический герой Гиппиус – тяга к универсализму. «Андрогинность» мышления. Гиппиус – литературный критик.

Тема 11. Младосимволизм

1. Понятие теургии.

2. Философско-эстетические воззрения В.Соловьева.

3. Теоретические построения А. Белого и В. Иванова

 

В начале XX в. в литературу приходит молодое поколение писателей-символистов, которых стали называть младосимволистами:

А. Белый,

А. Блок,

С. Соловьев,

Эллис.

Их позиции, на формирование которых огромное влияние оказал великий русский философ В. Соловьев, отличались от позиций старших символистов.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2462 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2374 - | 2099 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.