Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философская Теория Познания (ФТП)




Разновидности познания

Классификация форм знания

Алгоритмы познавательной деятельности

Сравнить эпистемологию и гносеологию

1. Познание – социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности

2. Теория познания или «гносеология» (греч. gnosis — знание, logos — учение). Основной круг проблем гносеологии традиционно включал в себя вопросы статуса и роли субъекта познания, структуры познавательного процесса, проблемы истины, форм и методов познания и другие.

Категориальная оппозиция «субъект-объект» предполагает существование автономного субъекта, наделённого сознанием и познавательными способностями, и противостоящего ему объекта, под которым чаще всего понимался природный объект, не зависящий в своём существовании от сознания и воли субъекта. Такая интерпретация базового познавательного отношения определяла принадлежность большинства гносеологических концепций классики к теориям познания, в основе которых лежал принцип субъективности.

3. Разновидности познания:

· Знание как информация об объективном мире природы и общества

· Знание о внутренним, духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания

· Знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира.

Классифик форм познания

Ая

· Духовно-практическая, которая появляется на ранних стадиях общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру преобразовательной деятельности человека (обыденное познание, здравый смысл).

· Духовно-теоретическая, которая вычленяется из структуры практики и существует как относительная автономная форма духовного произведения знаний и семиотических образований культуры.

2-ая (исходит из специфики функций языка, средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного духовно-творческого процесса). Выделяют: мифологическое, религиозное, образно-художественное, философское, научное познание.

5. Одним из центральных вопросов классической гносеологии всегда оставалась проблема принципиальной познаваемости мира и условий адекватности наших знаний объектам исследуемой реальности. (Гносеологическая проблематика раскрывает субъект-объектные отношения в познавательном процессе, а эпистемология – объект – знание). В зависимости от того или иного решения этого вопроса в классической философии выделялись:

А. Рационализм. Решение проблемы основано на разуме. Аристотель, Бэкон, Маркс, Спиноза.

Б. Иррационализм. Мир познаваем, но только с помощью иррациональных способностей человека – интуиция, озарение, фантазия, воображение (экзистенциализм, философия жизни).Гегель.

В. Догматизм. Восприятие мира основано на вере. Вера – это прямое усмотрение истины без рефлексии над проблемой. Знание принимает форму догмы.

Г. Релятивизм. Отказ от признания абсолютных истин, любая истина – относительна.

Д. Скептицизм. Сомнение в достоверности получаемых знаний, а то, что мир можно познать человеческими способностями – не отрицает. Пиррон, Энесидем, Аркесилай, Эмпирик, Гассенди, Бейль, Юм.

Е. Агностицизм. Мир не познаваем. Кант.

Ж. Сенсуализм. Источник знаний – ощущения, чувственное познание – основной механизм.

З. Редукционизм. Сведение сложных объектов к простым, свойства сложных – сумма свойств простых.

И. Конвенциолизм. Основа – согласие между субъектами.

6. Гносеология – Эпистемология. (не путать!)

ГН: «субъект – объект», субъект наделен познавательными способностями, объект не зависит от субъекта (чаще что-то природное), принцип субъективности.

ЭП: «объект – знание», вопрос природы знания, его видов, механизмов. Сознание рассматривается опосредовнно, объект в виде идеального объекта.

 

51. Проблема принципиальной познаваемости мира в классической гносеологии.

ФТП





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 492 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.