Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формирование единого творческого направления архитектурного авангарда




Существование в 20-е годы различных архитектурных течений с четко выраженными творческими кредо способствовало ускорению кристаллизации составных элементов нового творческого направления.

В период становления архитектурного авангарда трудно было сразу охватить все стороны архитектурного творчества. В эти годы сторонники творческих течений разрабатывали различные проблемы, внося вклад в общее развитие советской архитектуры. Организационное оформление отдельных течений (создание АСНОВА и ОСА) сыграло на этом этапе развития архитектуры позитивную роль, помогая консолидации архитекторов-новаторов. При этом сторонники нового в архитектуре, как правило, были и убежденными сторонниками социальных преобразований. Одной из главных задач сторонники рационализма и конструктивизма считали активное участие в выработке новых в социальном отношении типов сооружений, в создании новых архитектурных образов.

Сыграв решающую роль в борьбе с эклектикой и стилизацией, в формировании архитектурного авангарда, творческие группировки к концу 20-х годов стали в чем-то утрачивать свою роль как центры консолидации творческих единомышленников. А между тем уже к концу 20-х годов, когда по плану первой пятилетки развернулось строительство новых городов и поселков, промышленных, жилых и общественных сооружений, в советской архитектуре сложились объективные условия для творческой консолидации сторонников нового архитектурного направления.

Однако именно в это время теоретическая и творческая полемика отдельных течений авангарда стала перерастать в групповую борьбу, а сам теоретический уровень полемики снизился. Это объяснялось и тем, что основные идеологи рационализма и конструктивизма все больше отходили от теоретической борьбы и отдавали свои силы решению важнейших практических задач, поставленных жизнью в эти годы. Н. Ладовский в 1928 г. с группой своих последователей выходит из АСНОВА и создает Объединение архитекторов-урбанистов (АРУ), члены которого поставили перед собой задачу разработки теоретических и практических проблем социалистического города.

В том же 1928 г. отходит от теоретической работы в ОСА М. Гинзбург и во главе группы архитекторов начинает углубленную работу в области проектирования новых типов экономичных жилых домов в секции типизации Стройкома РСФСР.

Весной 1929 г. Президиум ОСА (А. Веснин, М. Гинзбург, И. Леонидов, Р. Хигер, Г. Орлов) выступил с предложением объединить отдельные архитектурные группировки в единую Федерацию революционных архитекторов.

Предложение Президиума ОСА было опубликовано в двух журналах - "СА" и "Строительство Москвы". В нем говорилось: "Проблема правильного руководства архитектурной жизнью страны - проблема назревшая и неотложная. Однако организации, которой можно было бы доверить задачу руководства (лишенного однобокости) советской архитектурой, не имеется. Предпосылки же к ее созданию - налицо.

В Москве работают несколько передовых архитектурных объединений всесоюзного значения. В настоящий момент объединения эти замкнуты в себе, а их организационная и идеологическая работа носит узкогрупповой характер. Естественно, что в таких условиях творческая и энергетическая зарядка этих организаций, как организаций, постепенно иссякает и неизбежно сведется на нет, если не будут предприняты шаги, в корне изменяющие существующее положение. Это обстоятельство необходимо предвидеть. Создание Федерации Революционных архитекторов, позволяющей установить постоянный контакт и тесное сотрудничество всех передовых архитектурных сил страны, вольет новую энергию в каждую организацию. То обстоятельство, что различные архитектурные объединения ведут - подчас ожесточенную - идеологическую борьбу, ни в какой степени не может помешать созданию Федерации, при соблюдении известной организационной самостоятельности каждого объединения в рамках Федерации...

Вынося свое предложение на широкое обсуждение, считаем, что основной задачей Федерации Революционных архитекторов должно быть на первое время:

  • а) борьба с эклектизмом и беспринципностью в советской архитектуре,
  • б) борьба за реорганизацию конкурсного дела,
  • в) борьба за действительное снижение стоимости и повышение качества строительства,
  • г) борьба за непрерывное увеличение социалистического сектора в строительстве,
  • д) борьба с "халтурой" и "рвачеством",
  • е) борьба за привлечение должного внимания советской общественности к архитектуре,
  • ж) борьба за организованное руководство архитектурной жизнью страны,
  • з) борьба за надлежащую постановку архитектурного образования в высшей школе"1.

Однако в 1929 г. не только не удалось объединить новаторские архитектурные организации в единую Федерацию, но групповая борьба еще больше обострилась, что было связано прежде всего с деятельностью созданного в том же году Всероссийского объединения пролетарских архитекторов (ВОПРА).

Формирование и организационное оформление различных новаторских группировок и объединений в 20-е годы отражали не только факт существования внутри архитектурного авангарда, отдельных течений и школ, но и были связаны с быстрыми социально-экономическими изменениями, происходившими в стране, с выдвижением новых задач на том или ином этапе развития нового общества, со сложными социально-психологическими процессами, в том числе и формированием в конце 20-х годов предпосылок и условий для культа личности. Символический романтизм отражал революционный пафос периода военного коммунизма и гражданской войны; рационализм был в значительной степени связан с периодом, когда проблема кадров и профессионального мастерства стала определяющей; конструктивизм сформировался в годы перехода к реальному строительству и к разработке новых типов зданий; АРУ создается в годы, когда на первый план выдвигается задача строительства новых городов; возникновение ВОПРА связано, с одной стороны, с усилением роли идейно-художественных проблем архитектуры и, с другой - с нарастанием вульгарно-социологических тенденций в теории и критике искусства.

Поэтому в теоретических и творческих принципах каждой новой группировки, наряду с учетом опыта предыдущих новаторских поисков, отражались актуальные задачи, связанные с данным этапом развития страны. Процесс возникновения новаторских течений и школ нельзя рассматривать лишь как появление новых оригинальных творческих концепций. В самой последовательности возникновения новаторских течений при всей противоречивости этого процесса была определенная закономерность, связанная с развитием новой архитектуры в целом. При этом наряду с широко известными, получившими организационное оформление творческими группировками значительный вклад в процесс становления архитектурного авангарда внесли и многие другие творческие коллективы. Центрами, где формировалась творческая направленность советской архитектуры и где вырабатывались теоретические концепции, были не только группировки, но и вузы, государственные проектные мастерские, различные организации.

Последовательно возникавшие творческие группировки как бы организационно оформляли определенный этап в развитии нового направления в советской архитектуре. При этом каждая следующая по времени группировка, полемически отрицая своих предшественников, в то же время включала в свое творческое кредо многое из их принципов. Так, ОСА безусловно использовало опыт АСНОВА, АРУ, было преемственно связано с АСНОВА и в той или иной степени использовало достижения конструктивизма, а теоретическое кредо ВОПРА в его позитивной части включало в себя теоретические принципы рационализма и конструктивизма.

Преемственное развитие каждой последующей группировкой общих творческих принципов архитектурного авангарда часто затушевывалось остротой борьбы течений и школ, что особенно было характерно для Москвы (и прежде всего для ВХУТЕМАСа) как важного центра формирования основных течений. В других городах, где процесс становления нового направления происходил с различной степенью запаздывания, каждое новое возникавшее в Москве творческое течение воспринималось фактически как результат всех предыдущих новаторских поисков. Этим в значительной степени объясняется и все возрастающая популярность каждой последующей по времени возникновения группировки. При этом как в Москве, так и в других городах, наибольший отклик творческие принципы новаторских группировок находили среди студентов и молодых архитекторов.

"География" влияния архитектурного авангарда быстро расширялась. Если АСНОВА объединяла лишь москвичей, то АРУ имело отделение в Ленинграде. ОСА имела отделения в Ленинграде, Томске, Харькове, Киеве, Казани, Свердловске, Новосибирске и Баку, причем архитекторы этих городов, как правило, воспринимали конструктивизм не как одно из течений новаторского направления, а как новую архитектуру, противопоставленную эклектике и стилизации. Такое же положение характерно и для создания местных отделений ВОПРА. Эта организация возникла в тот период, когда упорная борьба рационалистов и конструктивистов уже подготовила почву для перехода большинства архитекторов страны на позиции архитектурного авангарда. В значительной степени именно поэтому создание ВОПРА получило такой большой резонанс во многих городах, хотя эта группировка и не имела, в отличие от АСНОВА, ОСА и АРУ, самостоятельной оригинальной творческой платформы. Местные отделения ВОПРА возникли в республиках и в различных городах, причем наиболее активно они работали там, где лишь к концу 20-х годов появились объективные условия для создания влиятельных новаторских течений, т. е. там, где ВОПРА было первым и единственным течением архитектурного авангарда.

В Ленинграде с его наиболее устойчивыми традициями классики в творчестве и в архитектурной школе существовали небольшие местные отделения ОСА и АРУ, насчитывавшие по нескольку человек. Местное же отделение ВОПРА (ЛОВОПРА), возникшее на базе ЛИГИ, насчитывало более 30 человек и фактически играло в Ленинграде роль наиболее авторитетной новаторской группировки, противостоящей традиционализму. Видя свою основную задачу в развитии новой архитектуры, ленинградские вопровцы (в отличие от москвичей) избегали крайностей в полемике с другими новаторскими течениями, рассматривая их как соратников в борьбе с эклектикой и стилизацией.

Процесс консолидации всех архитекторов-новаторов можно проследить на примере работы ОПРА Армении, где эта организация была первой новаторской группировкой, объединившей в своих рядах всех тех, кто выступал за новую архитектуру.

Активное участие сторонников различных новаторских группировок в конкурсах конца 20-х и начала 30-х годов вносило дух творческого соревнования в их полемику. По примеру АСНОВА и АРУ каждая организация для участия в крупном конкурсе создавала особую "бригаду", различия в творческих предложениях которых проявлялись, однако, в пределах общей стилевой направленности архитектурного авангарда. Происходило взаимообогащение творчества сторонников отдельных группировок достижениями других течений.

Близость творческих позиций новаторских группировок выявлялась и в тех случаях, когда они все вместе противостояли традиционалистским течениям. Так, например, было организовано совместное выступление ОСА, АСНОВА, АРУ и ВОПРА с протестом против утвержденного к строительству проекта Библиотеки имени В. И. Ленина, решенного в формах неоклассики Объединенное собрание актива архитектурных обществ, посвященное участию в проектировании Дворца Советов, постановило единым фронтом противостоять консервативным тенденциям. Все это способствовало творческой и оганизационной консолидации сторонников архитектурного авангарда.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 729 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2194 - | 2031 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.