Хотя учители дзэна вряд ли когда-нибудь слышали слово «мем», в осознание программирующих нашу психику мемов лежит в основе дзэн-буддизма. Трудно переоценить достоинства методики, благодаря которой мы можем научиться освобождать себя из тюрьмы событиях мыслей и психических программ — когда вам это будет угодно.
Этой цели служит практика дзэна: медитация и разрешение задач-загадок, называемых коанами. Последователи этой философии учатся видеть вещи такими, какие они есть, и методично устранять искусственные мемы-различия человеческих представлений и понятий. Любой человек, практиковавший дзэн, может подтвердить, что словами очень сложно выразить, что это значит, пока вы сами через эту практику не прошли. Дзэн позволяет испытать человеку ощущение мира и спокойствия духа. Похоже, что это прекрасный способ вылечить себя от психических вирусов — если, конечно, у вас есть желание посвятить этому лет двадцать (а если вам не терпится, как говорят учители дзэн-буддизма, то тридцать лет).
Тем не менее, дзэн не дает ответа на вопрос, как лучше всего прожить свою жизнь. Кроме того, он позволяет избавиться от вирусов только единицам, которые смогли посвятить изучению этой философии десятки лет, а не обществу, в котором нам приходится жить. Нет ничего удивительного, что большинство историй о монахах этой ветви буддизма имеют схожий конец: их герои принимают решение до конца своих дней сидеть в одиночестве на вершине горы или под мостом. Когда разум очистится в достаточной мере, очень легко прийти к выводу, что все остальные люди бегают бесцельно, как кот за клубком.
Итак, если вы еще сомневаетесь, что именно принесет вам наибольшую пользу — практика дзэн или простой контроль над собственными мыслями, то попробуйте пройти несложный тест. Можете ли вы всего лишь прервать внутренний разговор и просто быть? Отложите книгу и постарайтесь минуту не думать ни о чем. Сделайте это сейчас.
Ну и как? Если вам было трудно это сделать — вы вели безмолвный диалог и мысли то и дело подкрадывались и мешали вам увидеть окружающий мир — то, вероятно, было бы неплохо освоить искусство замечать свои мысли. Когда вам следующий раз станет скучно и захочется включить телевизор, попробуйте выполнить несложное упражнение. Лично мне эта своего рода «немистическая медитация» оказывает неоценимую услугу. Устройтесь поудобнее и попытайтесь очистить свой мозг от всех мыслей. Когда они снова попытаются проникнуть в ваше сознание, не нужно на них реагировать — следует только отметить их присутствие и позволить им уйти. Попробуйте посвятить этому упражнению пять минут. Затем отметьте, как вы себя чувствуете.
Как только вы научитесь «выключать» свой внутренний диалог, вы сделаете первый большой шаг к освобождению от тирании психических вирусов. Это не значит, что вы сразу научитесь отличать программы, которые служат достижению ваших жизненных целей, от тех, которые были привиты вашему сознанию психическими вирусами. По крайней мере, вы научитесь отключать их когда вам это будет нужно. Кроме того, когда вы научитесь успокаивать свой разум, вы позволите блеснуть своей интуиции, которая поможет вам избавиться от привычек и заставит вас обратить внимание на то, к чему вы хотели прийти, но не смели себе в этом сознаться.
Искусство дзэна — это не только наука «выключения» внутреннего диалога. Ученик пытается смотреть на жизнь с разных точек зрения, представленных ему учителем в форме коанов.
Посмотрев на жизнь с разных точек зрения, ученик понимает, что многие из его представлений о природе реальности были внушены ему его воображением.
Как считают последователи философии дзэн, в конечном счете этот метод позволяет устранить из сознания все искусственные предубеждения и посмотреть на мир по-иному. Я не могу похвастаться, что провел двадцать лет в дзэновском монастыре, но должен признаться, что уже взрослым человеком смог многое постичь и многому научиться, глядя на мир с различных точек зрения, — это помогло мне выявить мне мои глупые предубеждения. Когда я их наконец отбрасывал, мои знакомые поздравляли меня с тем, что мне удалось что-то в себе изменить. «Почему вы не объяснил мне это раньше?» — спрашивал я. «Мы пытались», — отвечали они хором.
Один из возможных способов «смягчить» свою точку зрения — использовать свое несогласие с чьей-либо позицией. Вместо того, чтобы попытаться переспорить оппонента, или гордо покинуть поле битвы, попробуйте посмотреть на вещи с точки зрения другого человека. Вы овладеете этим сложным искусством, когда ваш собеседник скажет: «Именно это я и имел ввиду!». И действительно, вы откроете, что ваш оппонент вовсе не имел намерения с вами спорить — он просто хотел быть понятым.
Как только вы усвоите эту новую точку зрения, попытайтесь посмотреть на события ближайших дней именно под этим новым углом. Посмотрите, как они в этой перспективе выглядят. Даже если вы не примете этой точки зрения в качестве своего нового убеждения, то по крайней мере сможете понять, почему реакция других людей на те или иные события отличается от вашей. Этот навык пригодится вам независимо от того, что вы намерены сделать из своей жизни.
Сознание большинства людей переполнено различными психическими вирусами, либо программами, заложенными в него извне, в результате чего у них не хватает времени и энергии, чтобы реализовать свои жизненные стремления.
По сути, вероятно не было бы преувеличением сказать, что большая часть людей не обладает сколько-либо ясным представлением относительно того, чего они хотят добиться в жизни. Умение следить за собственными мыслями и «смягчать» позицию — это лучшие из известных мне инструментов, позволяющих осознать отличие между вашим сознанием и действующими в нем программами. Попробуйте использовать этот метод — вам понравится!
ПИРАМИДА ОБУЧЕНИЯ
Психические вирусы пользуются нашими методами усвоения новой информации, или эвристикой. Постепенно продвигаясь по намеченному нами выше пути, вы сможете ограничить действие врожденной эвристики выживания-и-размножения и выработать хороший иммунитет против психических вирусов.
На протяжении всей нашей жизни мы проходим через различные этапы обучения, каждый из которых основывается на предыдущих уровнях — таким образом мы выстраиваем своего рода эвристическую пирамиду. Переход с одного уровня на другой — это не только усвоение новых предметов, но и нового стиля обучения, то есть иного взгляда на мир.
Люди вырастают из своих старых убеждений как бабочки — из своего кокона.
Безусловно, те наши верования, из которых мы «выросли», не обязательно плохи или неправильны. Совершенное овладение каким-нибудь методом деятельности помогает вам совершать эти действия «с закрытыми глазами». Например, детей сначала учат целым числам, они совершенствуются в арифметике, а только потом переходят к дробям и действительным числам. Из этого не следует, что о целых числах они потом должны забыть.
Вырастая из убеждений, мы их скорее переступаем, переходим на другой уровень, чем отвергаем. Мы не забываем о том, что как мы раньше действовали, однако замечаем, что теперь игра идет на большую ставку. Как вы увидите, «призовой фонд» третьего уровня нашей игры — независимая, целеустремленная, радостная и наполненная смыслом жизнь — для первого и второго уровня не доступен.
Первый уровень пирамиды обучения — это врожденная генетическая программа. Все навыки этого уровня люди приобрели в ходе эволюции; не нужно прилагать особых усилий, чтобы их усвоить и развить: достаточно жить и пользоваться благами этой жизни.
На этом уровне особое значение имеют те четыре основных инстинкта, которые роднят людей и животных. Этот уровень позволяет вам «жить и размножаться» — во имя природы. Достаточно чувствовать, что притягивает и что отталкивает, голод, гнев, страх и половое влечение, — это позволяет человеку выжить и обойтись без дальнейшего обучения. Все традиционное образование, от детского сада до ВУЗа и докторской диссертации предназначается для того, чтобы позволить вам выйти за рамки этого первого уровня.
Отдельные люди, впрочем, задерживаются на первом этапе — им не хватает «самодисциплины», чтобы продвинуться выше. Такие люди, как правило, лишены дара предвидения и не могут похвастаться моральными принципами, они ведут хаотическую жизнь, не могут найти постоянную работу и установить длительный контакт с другим человеком. Возможно, что некоторые из них находят больше удовольствий в жизни, чем люди второго уровня, но нельзя сказать, что они используют свою жизнь «на все сто».
Как первый уровень пирамиды можно охарактеризовать четырьмя «животными» влечениями, второй можно описать тремя основными навыками: чтение, письмо, арифметика. К этому уровню можно отнести все академические дисциплины, практические навыки и самые разные сферы научного знания. Кроме того, здесь мы должны упомянуть компьютерные науки, политику, психологию и религию.
Большая часть людей останавливается на этом уровне. Столько работы, усилий и времени нужно посвятить приобретению всех тех сведений и навыков, необходимых для «полноценного вхождения» в эту сферу, что попытка выйти на третий уровень представляется не только сложной, но бессмысленной. Кроме того, обосновавшись на втором уровне, люди осознают, насколько приятнее жить на «втором этаже», чем на первом, и потому вовсе не склонны избавляться от той системы ценностей, которая приносит им чувство глубокого удовлетворения.
Люди, застрявшие на втором уровне, испытывают опустошение, они чувствуют, что ходят по кругу и что их жизнь потеряла смысл.
Они испытывают апатию или становятся циниками. Многие «живут в немом отчаянии», как сказал Торо. Некоторые пытаются найти какой-нибудь спасательный круг: становятся набожными или же напротив — противниками всех религий и исповедуют убеждение, что жизнь не имеет смысла. Те и другие надеются, что вера в «абсолютную истину» позволит им выйти из тупика. Они пытаются повторить былые достижения, получить новое образование, усвоить новые навыки, перейти в другую веру, однако до тех пор, пока они сознательно не откажутся от веры в свою систему ценностей, они останутся на этом уровне.
Возможно, сейчас вы думаете — а к какому уровню следует себя отнести? Как я уже говорил, большинство людей находятся на втором. Никто не придет к вам, не похлопает по плечу и не скажет, что пора двигаться дальше. Весьма вероятно, что вы вообще не верите в существование третьего уровня, а если признаете его «бытие», то склонны полагать, что вы там уже бывали. Но если вы живете «в немом отчаянии», то вы безусловно находитесь на втором уровне. Если вы часто испытываете скуку, у вас ничто не вызывает желания, если вы низкого мнения о себе, чувствуете себя обиженным, виноватым, дезориентированным, слабым и считаете, что ваша жизнь не имеет смысла, то вы безусловно находитесь «на втором этаже». Если же вы просто поступаете так, как поступали всегда, не задумываясь о цели своей жизни, то вы находитесь на втором или на первом уровне.
Теперь, наконец, скажем несколько слов о третьем уровне. Если вы находитесь на втором уровне, то вероятно вы попытаетесь сравнить то, что я сейчас скажу, с чем-то вам уже известным, чтобы на основе этого сравнения сделать тот или иной вывод. Это стратегия обучения, характерная для второго этапа, но на третьем этаже она «не работает». Попробуйте ненадолго оставить эти мысли и пока что принять на веру, что существует нечто совершенно отличное от уже известных вам понятий и представлений.
На третьей стадии мы учимся смотреть на нашу жизнь как на то, что может быть создано на основе двух важных инструментов: вашей личной «программы» и жизненной цели. Мы открываем, что жизнь может быть чем-то отличаться от беспорядочной беготни по лабиринтам знаний, убеждений, планов и препятствий, которые необходимо преодолеть. Медленно мы выходим из лабиринта на свободу — освобождаемся от давления общества, чувства вины, а также от психических вирусов. (Знаете, каков основной недостаток в крысиных бегах? Даже если вы выиграете гонку, вы все равно останетесь крысой.)
Люди, вступающие на третий уровень пирамиды, избирают свою жизненную цель и делают ее своим высшим приоритетом. Если вы будете твердо привержены достижению этой цели, ваши старые мемы войдут с ней в противоречие, и это станет причиной сильного когнитивного диссонанса, который позволит вам «перепрограммировать» свое сознание. Через некоторое время вы сможете все более твердым шагом двигаться к намеченной цели. И я повторюсь: я настоятельно рекомендую вам избрать такую жизненную цель, которая будет стоить ваших усилий, будет вдохновлять вас, придаст вашей жизни смысл и вместе с тем вызовет у вас чувство глубокого удовлетворения. Если ваша цель будет такова, то вы сможете радоваться жизни, а кроме того — «все у вас получится».