Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Из этих гун, о безгрешный, гуна благости наиболее чиста и потому благоприятна, исполнена знания и свободна от порока. Но она сковывает дживу привязанностью к счастью и знанию




Бхаванувада

В этом стихе описываются свойства гуны благости и объясняется, как она порабощает дживу. Слово анfмайам означает "спокойный", "свободный от волнений". Поскольку душа (в этой гуне)обретает покой, то привязанность к счастью, приносимому действиями в гуне благости, побуждает душу считать себя удовлетворённой в материальном мире. А поскольку она ещё озарена знанием, то привязанность к этому знанию, что рождается из благочестивой деятельности, заставляет дживу считать себя мудрой. Счастье и знание на этом уровне обусловленности порождены неведением, которое вынуждает дживу развивать подобные представления о себе, основанные на ложном эго. Именно ложное эго порабощает душу. "Ты же безгрешен, о Арджуна, и потому не должен брать на себя этот грех (агху): под влиянием ложного эго считать себя счастливым и мудрым".

 

Пракашика-вритти

В предыдущем стихе объяснялось, как гуны материальной природы (пракрити) порабощают дживу в теле. Здесь же объясняется, как это делает гуна благости. По сравнению с другими гунами она относительно чиста, спокойна и исполнена знания. Поэтому гуна благости привязывает дживу к счастью и знанию. Некоторые считают, что мукти можно достичь, просто взойдя на уровень гуны благости, ибо она выше остальных гун. Но это далеко не так. Шрила Баладева Видьябхушана пишет в своём комментарии к этому стиху, что мирское знание, или способность различать материю и сознание, рождается из гуны благости, и из этой же гуны рождается счастье, свойственное удовлетворённому телу и уму. Из-за привязанности к такому знанию и счастью, человек отдаёт себя деятельности, которая позволяет ему всегда пребывать в этом умиротворённом состоянии. Однако, чтобы пожинать плоды такой деятельности, дживе приходится снова родиться в материальном теле, а из-за привязанности к плодам она вынуждена совершать новые поступки (карму). Так эта цепь продолжается, и джива не в силах вырваться из круговорота рождений и смертей. Эго в гуне благости тоже греховно. В этом смысл слова анагха (безгрешный), которое Кришна использует, обращаясь здесь к Арджуне. Оно означает, что Арджуна, как садхака, не должен развивать эго в гуне благости.

 

 

Текст 7

 

rJaae raGaaTMak&- iviÖ Ta*Z<aaSa®SaMauÙvMa()

TaiàbDNaaiTa k-aENTaeYa k-MaRSa®eNa deihNaMa()) 7))

 

раджо рfгfтмакаv виддхи / тhшtf-саyга-самудбхавам

тан нибадхнfти каунтейа / карма-саyгена дехинам

каунтейа – о сын Кунти; виддхи – знай, что; раджаx – страсть; рfга-fтмакам – отличается привязанностью; (и) тhшtf-саyга-самудбхавам – рождается из соприкосновения с желанием чувственных удовольствий; тат – она; нибадхнfти – сковывает; дехинам – воплощённую в теле душу; карма-саyгена – привязанностью к корыстной деятельности.

 

О Каунтея, знай, что гуна страсти рождается из привязанности к объектам чувств и стремления наслаждаться ими. Она вынуждает обусловленную душу отдаваться корыстной деятельности.

Бхаванувада

"Знай, что гуна страсти – источник мирских удовольствий. Стремление обладать тем, чего у тебя нет, называется тришной, а привязанность к обретённому – сангой. Гуна страсти, из которой рождается тришна и санга, вынуждает обусловленную душу привязываться к деятельности, что происходит либо сознательно (дришта, "на виду"), либо неосознанно (адришта, "незримо"). Привязанность к корыстной деятельности вызвана только тришной (желанием) и сангой (соприкосновением)".

 

Пракашика-вритти

Поскольку эта гуна "пропитывает" обусловленную душу привязанностью к объектам чувств, её называют гуной страсти. Особое свойство этой гуны – взаимное влечение мужчины и женщины. Оно рождает в обусловленных живых существах стремление наслаждаться объектами чувств. В этом состоянии человек жаждет почёта в обществе, в народе, он хочет иметь красивую жену, хороших детей и жить счастливой семейной жизнью. Таковы признаки гуны страсти.

Причина того, что все обитатели вселенной пребывают во власти майи, кроется в их привязанности к чувственным удовольствиям, обретаемым с помощью гуны страсти. В современном обществе влияние гуны страсти можно видеть повсюду, но в древние времена преобладала гуна благости. Если даже под влиянием гуны благости человек не может обрести мукти, что говорить о тех, кто охвачен страстью?

 

 

Текст 8

 

TaMaSTvjaNaJa& iviÖ MaaehNa& SavRdeihNaaMa()

Pa[Maadal/SYaiNad]ai>aSTaiàbDNaaiTa >aarTa)) 8))

 

тамас тв аджufна-джаv виддхи / моханаv сарва-дехинfм

прамfдfласйа-нидрfбхис / тан нибадхнfти бхfрата

ту – однако; бхfрата – о потомок Бхараты; виддхи – знай; (что) тамаx – гуна тьмы; аджufна-джам – родилась из невежества; моханам – она вводит в заблуждение; сарва-дехинfм – все обусловленные души; тат – она; нибадхнfти – связывает; прамfда-fласйа-нидрfбхиx – бездумностью, ленью и сном.

 

Что же касается гуны тьмы, о Бхарата, то знай: она рождается из невежества и вводит в заблуждение все живые существа. Она порабощает воплощённую в теле душу бездумностью, ленью и сном.

Бхаванувада

Аджufна-джам означает, что тамас, или тьма, воспринимается только как его следствие, невежество. Поэтому его и называют агьяна-джа или агьяна-джанака: "то, что порождает невежество". Мохана – это то, что сбивает с толку (вводит в заблуждение); прамада означает "безумие"; аласья – "отсутствие усилий", а нидра – "пассивный ум". Всё это – признаки гуны невежества.

 

Пракашика-вритти

Гуна невежества – низшая из трёх гун. Она полностью противоположна гуне благости. Для того, кто пребывает в гуне невежества, не существует ничего, кроме тела и телесных удовольствий. Из-за этого он теряет всякое здравомыслие и становится почти безумным. Каждый из нас рано или поздно сталкивается с реальностью, состоящей в том, что наши отцы и деды уходят из жизни; сами мы тоже умрём, и умрут наши потомки. Это значит, что смерть неизбежна. Но те, кто находится под влиянием гуны невежества, не спешат начать поиск своего внутреннего "я". Они лишь хотят удовлетворять свои чувства и ради этого копят богатство, прибегая к обману, двуличию, насилию и прочему. Это безумие. Характерное свойство гуны невежества в том и состоит, что она делает человека безумным. Тот, на кого влияет гуна невежества, употребляет одурманивающие вещества, ест мясо, рыбу, яйца, пьёт вино и так далее. Он всегда бездеятелен, ленив, бездумен, небрежен и много спит. Садхаке надлежит полностью избавиться от влияния этой гуны.

Текст 9

 

Satv& Sau%e SaÅYaiTa rJa" k-MaRi<a >aarTa)

jaNaMaav*TYa Tau TaMa" Pa[Maade SaÅYaTYauTa)) 9))

 

саттваv сукхе саuджайати / раджаx кармаtи бхfрата

джufнам fвhтйа ту тамаx / прамfде саuджайатй ута

бхfрата – о потомок Бхараты; саттвам – гуна благости; саuджайати – привязывает; сукхе – к счастью; раджаx – страсть; кармаtи – к корыстной деятельности; ту – а; тамаx – тьма; ута – поистине; fвhтйа – скрывая; джufнам – знание; саuджайати – привязывает; прамfде – к безумию.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 303 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.