Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Синергетический потенциал культурологии




Изложенное выше понимание сущности и роли культурологического знания, вероятно, тоже не «в белых одеждах» и подлежит критической рефлексии. Тем не менее есть надежда, что если эта гипотеза верна, остается не менее значимый вопрос о месте и роли культурологического знания в социогуманитарной сфере.

Заслуживающий специального внимания предварительный вопрос – и здесь он ставится лишь в общей форме – это проблематичная интегративная роль культурологии с учетом ситуации Вавилона на ее собственном «дворе». Иными словами, это вопрос ясного различения культурологии и культуроведения. Мною в ряде работ обоснована необходимость, с одной стороны, отказа от культурологии как «всеведения» культуры и вместе с тем ее системообразующей роли в совокупности научных знаний о ней, а с другой - предметной дифференциации культуроведческого знания по предметным дисциплинам теоретического и исторического циклов [42]. С таких позиций культурология – далеко не все культуроведение, а его генерализующее ядро со своим специфическим предметом.

Обоснованность такого понимания может быть верифицирована в опыте путем «доказательства от противного». Так, можно только приветствовать авторов международного сборника «Религия, культура и методология» (1973), что они «не объединены по модели иерархически структурированной группы с лидером и его последователями; мы не учим и не проповедуем новой научной ортодоксии и лишены еретиков» [43]. Но на практике эта манифестация в осмыслении взаимосвязи религии и культуры завершается тем, что, по признанию ее адептов, например, по Г. Шпигельбергу, автору «Феноменологического движения» (М., 2002) такая культуроведческая дисциплина, как феноменология религии, черпает свою методологию «из философии и в целом – из гуманитарных наук», и, по Ц. Вербловскому, она «теряет свою специфику, т.к. вынуждена признать, что ее методы являются, по сути, общенаучными». Это означает, что указанная культуроведческая дисциплина не нуждается в культурологии, как мосте, который соединяет ее с философским и общенаучным знанием.

Относительно всего комплекса культуроведческих знаний культурология является их непосредственным методологическим фундаментом. Это не доминирующая позиция, а сетевая взаимозависимость в пределах целостного культуроведческого знания. Для нее характерны не приоритет, а паритет [44].

Такая емкая, целостная и смыслообразующая структура способна играть неординарную роль и «вовне», в пространстве всего социогуманитарного знания. И это не улица с односторонним движением. О нарастающей потребности в такой роли сигнализируют представители практически всех наук о человеке и его мире. Калейдоскоп этих сигналов – подлинный информационный взрыв, и здесь возможно воспроизвести лишь пару его репрезентативных импульсов. С целью демонстрации универсального смысла проблемы, один из них – из традиционного исторического арсенала, а другой – из инновационного.

Да будет позволено начать с автобиографического момента. В школе я должен был рассказать о наполеоновском походе в Россию. Помню, впечатлив учителя деталями этой авантюры (по типу «что, где, куда»), я, в свою очередь, был сражен его вопросом: «Почему Наполеон вторгся в Россию?». Убедительного ответа у меня не было не только тогда, но и затем – как историка с университетским дипломом. Наконец, ответ я получил через полвека, в книге известного французского историка. Ее автор пишет: «То, что мы ограничиваемся в нашей книге рассмотрением проблем политической жизни и международных отношений, не мешало нам подчеркивать влияние…экономических, духовных, религиозных, интеллектуальных, социальных факторов. Если бы мы не обращали внимание на эти факторы, наша работа имела бы тогда абсурдные последствия». И далее: «Мы стремились объяснить факты. Означает ли это, что мы, историки политики, должны ограничиться объяснением политики через политику, отказываясь выйти за пределы данной темы? Известно, нет. История единая и всеобщая… не существует политической истории, социальной истории, экономической истории, военной истории, истории религии. Разговор можно вести только о политических, социальных, экономических, военных, религиозных и т.п. фактах. Связь этих фактов и есть история (Курсив мой – И.Л.)» [45]. Уже понятно: такую связь может объяснить только история культуры.

Автор восьмитомной хрестоматии по политологии, профессор Научного центра Берлина Х.-Д. Клингеманн пишет, что «…в рамках сложной дисциплины…ученые все время пытаются заглянуть поверх преград, ранее разделявших смежные дисциплины» [46]. Профессор Высшей антропологической школы (Венгрия) Л. Мосионжник отмечает: «Настает время гуманитариев…Их специальность – культурная антропология, то есть наука о том, как ведет себя человек в обществе, какие им руководят законы, привычки, традиции, правила игры…В наши дни управление посредством культурологического знания – последнее достижение цивилизации» [47]. Это не просто манифестации, а интенция, которая становится если еще не материальной, то уже прикладной силой. Уже не говоря о том, что Лондонская высшая школа экономики под руководством Э. Гидденса давно и продуктивно работает в культурологическом ключе, в 2006 г. в Лондонском университете открылся международный центр по подготовке экспертов в области гуманитарных проблем культуры.

Ориентация «на стыке», на «междисциплинарность» претендует на парадигмальный статус. Но стоит заметить, что, по Гегелю, теория факторов, или «только взаимодействие – пустота». В духе немецкого zwishen можно накопить некую мета-информацию, но невозможно объяснить ее. В этом смысле я в принципе солидарен с тем, что «тезисы о «междисципинарности», «метанаучности» культурологии зачастую оказывались прикрытием весьма архаичных форм профессиональной саморефлексии и реальной способности воспользоваться теоретическим и концептуальным аппаратом других дисциплин» [48].

К сожалению, этому пассажу недостает видения определенного исхода. Такой понятный пробел при дефиците конструктивного начала заметен и в статье М. Догана, руководителя Центра международных исследований (Париж), с характерным названием: «Новые социальные науки: разрушение дисциплинарных перегородок». Следует согласиться с ним в том, что «сети перекрестных влияний…стирают старую классификацию социальных наук...Слово «междисциплинарный» уже не подходит…, оно несет в себе намек на дилетантизм, и его необходимо избегать». Здесь заканчивается мое согласие с автором, потому что он предлагает заменить обанкротившуюся междисциплинарность «терминами мультиспециальность или гибридизация научного знания» [49]. Но «мульти» - нередко Вавилон, а «гибриды» могут быть и монстроподобными. Все это - лишь вербальная, но не сущностная альтернатива. Возвращаясь, по Экзюпери, к образу Собора, можно утверждать, что им никогда не станет никакая сумма его составных – кирпичи, бетон или арматура. Слияние их воедино – культуротворческая привилегия Мастера.

На повестке дня не «гибридизация», а органический синтез. Парадоксально, но в этом нет никакой методологической новации. Скорее перед нами – «преждевременные мысли», и их стоит напомнить. Уже Гераклит сознавал: «Многознание не научает уму…Одна есть Мудрость – познать разум, который господствует во всем» [50]. Он разъяснял секрет мудрости: «Как гармония лиры, будучи проста в явлении, непроста в составе, так и мировой процесс представляет собой только единство множественного, согласие разногласного, или противоположного» [51]. Это, по Аристотелю, постижение «последних оснований» мира, т.е. не его бесконечно разнообразных феноменов, а глубинных, сущностных связей.

Начиная с интегративного задания кантовской философии («Звездное небо надо мной и моральный закон во мне»), культуротворческий вектор постижения человека и его мира, оплодотворенный синтезом знания о них в различных сферах, постепенно обретал статус парадигмы единого гуманитарного метадвижения - человековедения. К. Маркс проницательно предвидел: «Человек есть непосредственный предмет естествознания. А природа есть непосредственный предмет науки о человеке...Естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука включит в себя естествознание. Это будет одна наука» [52] о целостном человеке.

Такой человек востребован тысячелетием, «на дворе» которого глобализация. В ХХ в. К. Ясперс, который глубже и острее современников предвосхищал ее как вероятность нового «осевого времени», писал: «Ситуация означает…смысловую действительность...Эта действительность является предметом не одной, а многих наук…Существуют ситуации всеобщие, типические…» [53]. В этом непрерывном диалоге весомо прозвучал и голос британского мыслителя и университетского практика Н.А. Уайтхеда: «Существует целый океан фактов. И мы ищем связующую нить…» [54].

Смысл такого поиска для культурологического знания в том, что если одни науки отвечают на вопросы «почему», другие – «как» развертывается человеческая деятельность, то это знание, опираясь на достижения сопредельных дисциплин, отвечает на смысложизенные вопросы. В этом – апология системно-синергийной парадигмы культурологии как постдисциплинарного знания о человеке и его мире.

В идеале – это открытое общество в миниатюре, доступное всем конструктивным импульсам. В свою очередь, обратная связь в том, что культуротворчество, как предмет нашей дисциплины, подобно надежному мотору: являясь вполне специфической вещью, оно способно быть не просто компонентом, а ферментом любых социогуманитарных дисциплин.

 


[1] Независимая газета. 21.09.2001.

[2] Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // ОНС. 1997. №2. – С. 125.

 

[3] Вестник Европы. Том ХIХ-ХХ. Год 2006. – С. 8.

 

[4] Розанов В. Избранное. – Мюнхен, 1970. – С. 7, 556.

[5] Камю А. Чума. - Новосибирск. 1992. - С. 415.

[6] Цит. по: Малявин В. Конфуций. - М., 1992. - С. 266.

[7] См.: Левяш И.Я. Маркс и Сорокин: поиск интегративной парадигмы // Социально-гуманитарные

знания. - М., 1999. - №№ 5, 6: Он же. Культурология. – М., 2004. – Гл. 2.

 

[8] Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. М., 2007. – С. 74.

 

[9] Макаренко А.С. Воспитание гражданина. - М., 1988. – С. 1, 7.

[10] Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. - М., 1983-1986. – Т.4. – С. 121.

[11] Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М., 1987. – С. 303.

[12] Ilya Prigogine. ХIУ Международные чтения. Мн., 1998.

[13] Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома // Философия эпохи постмодерна. – Мн., 1996. – С. 29.

[14] Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб. 1994. – С. 404.

 

[15] Философия эпохи постмодерна. – С. 129.

[16] Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990. – С. 254.

[17] Делез Ж., Гваттари Ф. Цит. соч. – С. 11, 31.

[18] Бек У. Космополитическое мировоззрение. – М., 2008. – С. 89.

[19] Гете И.В. Фауст // Гете И.В. Собр. соч.: В 10. - Т. Т. 2, 6, 7. - М., 1976. – С. 81.

[20] Лейбниц Г.В. Соч. - Т.2.- М., 1975. – С. 21.

[21] Парсонс Т. Общий обзор // Американская социология. - М., 1972. – С. 102.

 

[22] Вебер М. Объективность // Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. – С. 364, 374.

[23] Ницше Ф. Воля к власти. - М., 1994. – С. 216.

[24] Международный журнал социальных наук.- Май 1998. - №21.- С. 54.

 

[25] Бокаччо Дж. Декамерон. - Мн., 1985. – С. 32-33.

[26] Гете И.В. Сочинения. - М., 1976. - Т.2. – С. 192.

[27] Эннаф М. Маркиз де Сад. Изобретение тела либертена. - СПб., 2005.

[28] Ilya Prigogine. Цит. соч. – С. 88.

[29] Валлерстайн И. Конец знакомого мира. – М., 2003. – С. 210.

[30] Ницше Ф. Сочинения в 2 т. – М., 1990. – Т.2. – С. 374, 375.

[31] Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – Новосибирск, 1993. – С. 74.

[32] Тойнби А. Постижение истории. - М., 2003. – С. 367.

[33] Шурц Г. История первобытной культуры. – М., 1923. – С. 6.

[34] Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. - 1989.- №3.

[35] Развернутый анализ см.: Левяш И.Я. Культурология. - 2004. – С. 148, 150.

[36] Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990. – С. 370.

[37] Тойнби А. Цит. соч. – С. 445.

[38] Маркузе Г. Эрос и цивилизация. - М., 2002. – С. 515.

[39] См.: Левяш ИЯ. Постиндустриализм: проблема адекватности концепта // Общественные науки

и современность. - 2001. - №3.

 

[40] Полис. - 2001. – С. 127.

[41] Краткая философская энциклопедия. – М., 1994. – С. 288.

[42] См.: Левяш И.Я. Культурология: поиск модели преподавания // Культурология: проблемы препода-

преподавания. Вып. 1. М., 1995;. Он же. Культурология: предмет, структура и роль в гуманитарном

образовании // Интеграция академической науки и высшего гуманитарного образования. Материалы

Российской научно-практич. конференции. Екатеринбург. 1997; Он же. Какая культурология нам

нужна // Беларуская думка. 2002. №5; Он же. Культурология. Изд. 5. - М., 2004.

[43] Religion, Culture and Methodology. - Paris, 1973. - Р.5.

[44] Левяш И.Я. Не приоритет, а паритет // Беларуская думка. 2008. №8.

[45] Дюрасел Ж.-Б. Европа с 1815 г. до наших дней. - Мн., 1996. – С. 361, 372.

[46] Hans-Dieter Klingemann (eds). A New Handbook of Political Science. - Oxford, 1996. – Р.26.

 

[47] Мосионжник Л. Постиндустриальный мир: марксистское прочтение

// Свободная мысль. - 2008. - №8. – С. 67.

[48] Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии. - Спб., 2007. – С. 227.

[49] Доган М. Новые социальные науки: разрушение дисциплинарных перегодок

// Межд.ународный журнал социальных наук. 1998. № 20. – С. 169.

 

[50] Цит. по: Гегель. Лекции по истории философии. Книга первая. - М. 1993. - С. 299.

[51] Цит. по: Вопросы философии. - 1989. - №6. – С. 97.

[52] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т.42. – С. 124.

[53] Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1992. – С. 9-10.

[54] Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. – С. 352.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 232 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.