Предписанное социальным порядком поведение – это обязательное для индивида поведение. Иначе говоря, индивид обязан вести себя определенным образом, если такое поведение предписано социальным порядком. Выражения "такое поведение предписано" и "индивид обязан вести себя таким образом, вести себя так – его обязанность" – синонимичны. Поскольку правопорядок есть социальный порядок, то составляющее юридическую обязанность индивида поведение всегда осуществляется – непосредственно или опосредованно по отношению к другому индивиду. Если понимать право как принудительный порядок, то некоторое поведение можно считать объективно юридически предписанным (и, следовательно, составляющим содержание правовой обязанности) лишь в том случае, если правовая норма связывает с противоположным поведением акт принуждения как санкцию. Правда, обычно правовую норму и правовую обязанность различают и говорят, что правовая обязанность устанавливается правовой нормой. Однако правовая обязанность вести себя определенным образом не есть факт (Sachverhalt), отличный от предписывающей это поведение правовой нормы: она есть сама эта норма. Суждение "Индивид юридически обязан вести себя определенным образом" тождественно суждению "Правовая норма предписывает индивиду определенное поведение", а правопорядок предписывает определенное поведение, связывая с противоположным акт принуждения в качестве санкции.
Правовая обязанность, как и тождественная ей правовая норма, имеет общий или индивидуальный характер. Правовая норма, предписывающая возмещение причиненного вреда, устанавливает, а точнее, представляет собой общую правовукГ обязанность. Судебное решение, т.е. индивидуальная правовая норма, предписывающая в конкретном случае А выплатить В определенную денежную сумму в качестве компенсации за вред, который А причинил В, – это решение устанавливает, а точнее, представляет собой индивидуальную правовую обязанность А; однако это значит лишь то, что выплата определенной денежной суммы одним лицом другому составляет содержание индивидуальной правовой нормы. Обычно о правовой обязанности говорят лишь в случае индивидуальной правовой нормы, а поскольку традиционная теория занимается только общими нормами, пренебрегая существованием индивидуальны, то тождественность правовой нормы и правовой обязанности остается незамеченной и правовая обязанность рассматривается как предмет правопознания, отличный от правовой нормы, хотя некоторым образом с ней связанный.
Попытка определить правовую обязанность на этих путях приводит к ошибкам. Так возникает допущение, согласно которому правовая обязанность есть имманентный человеку импульс, тяга к поведению, которое ощущается человеком как предписанное, обязывание (Bindung)19 посредством врожденной человеку естественной или божественной нормы, соблюдение которой лишь "поддерживается" позитивным правопорядком с помощью установления санкции. Однако правовая обязанность есть не что иное, как позитивная правовая норма, предписывающая индивиду определенное поведение посредством того, что она связывает с противоположным поведением санкцию., И индивид юридически обязан вести себя предписанным образом, даже если представление об этой норме вовсе не вызывает у него тяги к предписанному поведению и даже если у него вообще нет никакого представления об обязывающей его правовой норме; это так, покуда остается действительным позитивно-правовой принцип, согласно которому незнание права не освобождает от установленной правом санкции.
Так определяется понятие правовой обязанности. Оно существенным образом связано с понятием санкции. Правовая обязанность возложена на индивида, который посредством своего поведения может совершить правонарушение (противоправное деяние) и таким образом вызвать санкцию (правовое последствие) или посредством противоположного поведения избежать санкции, т.е. на потенциального правонарушителя. В первом случае мы говорим о нарушении правовой обязанности, во втором – об ее исполнении. Индивид, исполняющий обязанность, которую возлагает на него правовая норма, соблюдает эту норму; индивид, в случае нарушения правовой обязанности осуществляющий предусмотренную нормой санкцию, применяет эту правовую норму. Как соблюдение нормы, так и ее применение представляют собой поведение, соответствующее правовой норме. Если под действенностью правопорядка мы понимаем тот факт, что люди, чье поведение он регулирует, связывая с определенными действиями определенные акты принуждения в качестве санкций, ведут себя в соответствии с нормами этого порядка, тогда действенность правопорядка проявляется, во-первых, в фактическом соблюдении норм (т.е. в исполнении установленных ими правовых обязанностей), и, во-вторых, в применении правовых норм (т.е. в осуществлении установленных ими санкций).
Обычно содержание правовой обязанности – это поведение одного индивида, но иногда это может быть поведение двух или более индивидов. Так бывает в том случае, когда обязанность может быть исполнена одним из двух индивидов (т.е. альтернативно) и нарушается, если никто из них ее не исполняет; или в случае, когда обязанность может быть исполнена лишь в результате взаимодействия всех индивидов (т.е. "кооперативно") и нарушается, если это взаимодействие отсутствует.
В традиционном правоведении, когда речь идет о правовой обязанности, используется понятие субъекта обязанности как ее "носителя", подобно тому, как в связи с понятием субъективного права используется понятие субъекта права (Subjekt des Rechts) как его носителя. Оба эти понятия охватываются понятием правового субъекта (Rechtssubjekt) как носителя предусмотренных правопорядком обязанностей и прав. Обычно субъектом (носителем) обязанности называется индивид, чье поведение составляет содержание правовой обязанности. Но нельзя сказать, что этот индивид "несет" обязанность как нечто отдельное от него самого. Когда речь идет о составе (Sachverhalt) правовой обязанности, индивид как таковой вообще не рассматривается; здесь существенно лишь определенное поведение индивида, личный элемент этого поведения, который — будучи нераздельно связан с материальным элементом – составляет содержание правовой обязанности. Лишь в этом смысле допустимо понятие субъекта обязанности (Pflicht-Sufojekt). Субъект правовой обязанности – это индивид, чье поведение есть условие, с которым в качестве последствия связывается санкция, направленная против этого, индивида (или его близких). Это индивид, который своим поведением может нарушить обязанность, т.е. вызвать санкцию, а, значит, может также и исполнить обязанность, т.е. избежать санкции.