Теория права должна прежде всего определять понятие о своем предмете. Чтобы дать определение права, следует начать со словоупотребления, т.е. установить, что означает слово "право" в немецком языке и его эквиваленты в других языках (law, droit, diritto и т.д.). Следует выяснить, имеют ли социальные явления, обозначаемые этим словом, общие признаки, отличающие их от других сходных явлений, и достаточно ли значимы эти признаки для того, чтобы служить элементами понятия социальной науки, В результате такого исследования могло бы выясниться, что словом "право" и его иноязычными эквивалентами обозначаются столь различные предметы, что никакое общее понятие не может охватить их все. Однако с употреблением этого слова и его эквивалентов депо обстоит не так. Ведь если мы сравним предметы, которые в разное время у разных народов обозначались словом "право", то обнаружим, что во всех случаях речь идет о порядке человеческого поведения. "Порядок" это система норм, единство которых зиждется на том, что они имеют общее основание действительности (Geltungsgrund), "а основание действительности нормативного порядка, как мы увидим, составляет основная норма, из которой выводится действительность всех норм, относящихся к этому порядку. Отдельная норма есть норма права, если она относится к определенному правопорядку, а она относится к определенному правопорядку, если ее действительность покоятся на основной норме этого порядка.
Нормы правопорядка регулируют человеческое поведение. Однако, как кажется, это относится лишь к социальным порядкам цивилизованных народов, так как в древних обществах поведение животных, растений и даже неодушевленных предметов регулировалось правопорядком наряду с поведением людей. Так, в Библии (Исх 21: 28-29) мы читаем, что вол, забодавший человека, должен быть убит (конечно, в наказание). В древности в Афинах существовал особый суд, в котором возбуждались дела против камня, копья или какого-либо другого предмета, которым – как считалось, неумышленно — был убит человек, И даже в средние века еще можно было подать в ссуд на животное, например на быка, убившего человека, или на саранчу, уничтожившую урожай. Привлеченное к ответственности животное судили и казнили с соблюдением необходимых юридических формальностей – точно так же, как человека. Если предусмотренные правопорядком санкции применяются не только в отношении людей, но также и в отношении животных, то, следовательно, не только поведение людей, но и поведение животных предписывается правом. Но это значит, что (если правовое предписание считать содержанием правовой обязанности) не только людям, но и животным право предписывает обязанность вести себя определенным образом. Это абсурдное с точки зрения современного человека правовое содержание объясняется анимистическими представлениями, согласно которым "душой" обладают не только люди, но также животные и -неодушевленные предметы, а потому их отличие от людей не столь существенно. Следовательно, санкции и устанавливающие правовые обязанности нормы могут применяться как к людям, так и к животным и вещам. Тот факт, что современные правопорядки регулируют поведение только человека, но не животных, растений или предметов (поскольку применяют санкции лишь к человеку), вовсе не исключает того, что эти правопорядки предписывают людям определенное поведение не только по отношению к другим людям, но также и по отношению к животным, растениям и предметам. Так, под страхом наказания может запрещаться убийство некоторых животных (вообще или в определенное время года), повреждение некоторых видов растений, а также зданий, представляющих собой историческую ценность. Однако посредством подобных правовых норм регулируется не поведение охраняемых животных, растений или неодушевленных предметов, но поведение людей, на которых направлена угроза наказания.
Это поведение может выражаться в положительном действии или в отрицательном – в несовершении действия (Unterlassung). Но, будучи социальным порядком, правопорядок положительно регулирует (ср. § 4г) поведение человека лишь постольку, поскольку оно — непосредственно или опосредованно – затрагивает других людей. Предмет этого регулирования составляют действия одного человека по отношению к другому, или к другим, или ко всем остальным людям, т.е. действия людей по отношению друг к другу. Отношение поведения одного человека к другому или другим может иметь индивидуальный характер; такова, например, норма, обязывающая каждого человека воздерживаться (unterlassen) от убийства другого; или же норма, обязывающая должника платить кредитору; или же норма, обязывающая каждого уважать собственность другого. Но это отношение может иметь также и коллективный характер. Так, поведение, предписываемое нормой о воинской повинности, – это поведение одного индивида не по отношению к конкретному другому (как в случае нормы, запрещающей убийство), но по отношению к правовому сообществу, т.е. ко всем людям, подчиненным правопорядку и принадлежащим к правовому сообществу. То же относится и к норме, предусматривающей наказание за покушение на самоубийство. В этом смысле и упомянутые выше нормы, охраняющие животных, растения и неодушевленные предметы, тоже могут быть истолкованы как социальные нормы. Правовая власть предписывает определенное человеческое поведение только потому, что считает его верно или ошибочно ценным для правового сообщества людей. В конечном счете, эта связь с правовым сообществом имеет решающее значение для правового регулирования человеческого поведения, которое находится в индивидуальном отношении к конкретному другому человеку. Правовая норма, обязывающая должника платить кредитору, защищает не только, а возможно и не столько, интересы конкретного кредитора, сколько интересы правового сообщества, стремящегося, сохранить определенную экономическую систему.