Глобальные проблемы – проблемы, к-ые затрагивают жизненные интересы всего человечества и от реш-я к-ых зависит его будущее существование. Для г.б. хар-но: наличие планетарного хар-ра; угроза деградации и гибели всего чел-ва; потребность в быстром реагировании и эффективном реш-ии глобальных проблем.
Глобальные проблемы классифицируют по сферам их проявления
1. Взаимодействие общества и природы: - экологические п. (охрана окр среды, сохр-е биологического разнообразия, поддержание устойчивого разв-я биосферы, поиск альтернативных источников хоз деятельнсти, освоение космоса и мирового океана)
2. Взаим-е между соц общностями: соц-полит (проблема войны и мира и механизмов ограничения военных рес-ов); соц эк (проблемы эк отставания, преодоления нищеты, ликивдации бездомности, улучшения кач-ва жизни)
3. Взаим-е чел-а и общ-ва: демографические (проблема роста народонас-я); медицинские (проблемы здравоохранения, продолжительности жизни); соц-культ (проблемы образования, сохр-я нац культ нас-я).
Главные причины глоб пробл: возр-е мощи технич ср-в ведения войны и возд-я на природу, исчерпание естеств прир рес-ов, анархия произ-ва и неравноправные эк отношения между странами, несоответствие политического мышления соц-полит реалиям, девальвация общечел ценностей.
Выход из создавшегося положения единственный: изменение отношения к природе (биосфере) – от потребительского к адаптивно-побтребительскому. Необходимо формировать экологическое сознание.
Голбальн проблем, к реш-ю к-ой общ-во готово меньше всего – демограф проблема.
Основные экологические проблемы: 1)накопление ядерного оружия; 2)использование атомной энергии 3) вовлечение в хоз оборот больших территории, что приводит к замене естеств экологич с-м. 4) загрязнение окружающей среды
План сравнения | Классическая | Неклассическая |
Онтология | Объективизм (акцент на познание объективной природной действительности) Принцип тождества бытия и мышления (все действительное разумно, все разумное действительно) Детерминизм (утверждение о необходимых причинно-следственных связях в мире) | Субъективизм (познавательный интерес переносится на сферы человеческой субъективности: общество, чела, науку) Действительность иррациональная и абсурдна, разум и смысл вносится в неё самим челом Индетерминизм (приоритет вероятностных, случайных связей) |
Гносеология | Идеал объективности знания (знание производно от объекта, где субъект—лишь нейтральный наблюдатель того, что есть в действительности) Интенция на поиск абсолютной истины Созерцательность фил-ского знания Наукообразность и системность как эталоны построения фил-ии | Обоснование творческой активности субъекта по отношению к объекту познания Релятивизм (истина относительна) Практическая ориентация фил-ии Многожанровость фил-ского творчества |
Антропология | Растворение антропологической проблематики в онтологии или гносеологии Чел как разумное животное, где именно разум определяет его сущность | «антропологический поворот», центрировавший мир и фил-ию на челе Рассмотрение чела в целостности его опыта существования, критика разума |
Социальная фил-ия | Редукция социальных законов к природным Прогресс как смысл истории Универсализация исторических законов и европоцентризм | Обоснование качественного своеобразия социальной реальности Критика идеи прогресса Акцент на множественности типов исторического развития |
23. Философия постмодернизма: основные идеи.Постмодерн. определ. как особое состоян. в к-ре к 20-нач. 21 в., связ. с разочаров. в ценонстях Просвещ. и сопряженного с ними индустриально-капиталистич. общ-ва. Их смысловым стержнем выступала вера в разум как ср-во познания и преобразов. действит-ти, акцент на абсолютной уверенности и творч. активности познающ. субъекта как гаранта истины и прогресса. Реалии постиндустр. общ-ва ствид. о том, что прогресс состоялся, однако его экологич., антропологич., общекультырн. последствия оказ. весьма трагичны, а вопросы о том, что делать и во что верить сегодня и завтра приобр. необыкнов. остроту. Ф-фия постмодерн. не столько отчев. на эти вопр., сколько акцентир. себя как критика и самокритика интеллектуальн. традиций современности. Базовые принципы ф-фии посмодернизма. Онтология: 1) конец. реальности, ее символизация и виртуализац., культура симулякров; 2) акцент на дорациональном, внеструктурном. Гносеология: 1) критика логоцентризма и «смерть субъекта» как авторитарного носителя истины; 2) ирония по отнош. к любой позиции, претендующ. на безусловн. авторитет; 3) «конец метафизики» и акцент на анализе «поверхностных» явлений. Антропология: 1) «смерть человека», его производность от независ. от него стр-р жизни, хоз-ва языка; 2) «расщепленное Я», образуемое пересечением различных желаний и внешн. контекстов. Социальная ф-фия: 1) множественность нарративных практик истории и к-ры как правомерность разнообразных историч. описаний и оценок; 2) «конец истории». Фиксир. разочар. в ценонстях прогресса, постмодерн. выступ. как транзитивн. тип философствования, применит. к котор. уже неоднокр. выносились вердикты о его «смерти». Вместе с тем подобные заявления пока выглядят несколько преждевременными, поскольку убедительных философских альтернатив еще не предложено, а постможерн продолжает оказывать определяющ. влияние на развитие искусства и к-ры современности | 51. Структура научного сообщества и этические нормы науки. Системное исслед. науки, ее междисциплинарных сязей, соц. целей и ценностей дополняется значимым аспектом ее функционир. – этическим, что предполаг. разработку систему моральных принципов и правил поведения познающего субъекта как члена научного сообщества и общ-ва в целом. Сегодня оформляется система прикладной этики в виде биоэтики, мед. этики, экологич. этики и др., что четко указывает на включене этич. компоненты в научное познание. Осознание такой взаимосвязи можно найти уже в работе Р. Мертона «Нормативная система науки» в виде базовых императивов ученого, получивших название «этос науки». Этос науки – комплекс ценностей и норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого. Основн. принципы: 1) универсализм – ученый должен руководствоваться общими критериями и правилами, предъявляемыми к научному поиску и научн. знанию; 2) всеобщность – рез-ты научного исслед. должны рассматр. как общее достояние членов научного сообщества; 3) незаинтересованность – стремление к истине должно быть главным в деят-ти ученого и не зависеть от различн. вненаучных факторов; 4) организованный скептицизм – критичность исамокритичность в оценке научных достижений. Сегодня предпринята попытка разработать своеобразный нравственный кодекс ученого путем включения новых этич. норм, которым должны следовать совр. ученые: 1) гражданская и нравственная ответственность ученого за последствия своих открытий; 2) отсутствие права на опасный эксперимент; 3) добросовестное отношение к научному труду: ответственность за кач-во получ. информации, запрет на плагиат, уважение к научным рез-там предшественников и коллег; 4) решение научных спросов исключит. научными ср-вами, не превращать теоретич. разногласия в личную неприязнь; 5) ответственность за воспитание научной молодежи в духе гамунизма, демократич. норм, научной честности |