Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущ-ют различные виды культуры




По сферам: материальная (ориентирована на преобразование предметной реальности), духовная (ориентирована на трансформацию самого чела).

По культурно-стратификационным подсистемам: 1) элитарная (полузакрытого типа, культура профессионалов. Выс. уровень потребителей), 2) народная (традиционность, опора на широкие слои нас-я) 3 )массовая (ориентирована не на творчество, а на потребление, демократична, апеллирует стандартам и вкусам среднего потребителя).

Выд-ют также

Субкультуру – локальное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственными ценностными ориентациями, языком, обычаям, нравами.

Маргинальная культура – формируется в некоторой пограничной зоне. Маргинал – чел, к-ый оторвался от прошлой культ-ы, но не пришёл к новой.

Контркультура – наиболее радикальное проявление маргинальной субкультуры, нах-ся в открытом конфликте с офиц кльт-ой.

Формы культуры: мораль, право, политика, религия, мифология, искусство, фил-ия, наука.

Ф-ии культуры: 1)приспособление к среде 2)познавательная 3)информационная (обеспечивает историческую преемственность и передачу соц опыта) 4)коммуникативная (обесп-ет сохранение, передачу и тиражирование культурных ценностей) 5)регулятивная (выполнение с-мы норм и требований общ-ва ко всем его членам во всех областях жизнедеятельности) 6)оценочная («Что полезно для общества, а что – нет?») 7)ф-я разграничения и интеграции человеческих групп (культ-а всегда предстаёт перед нами в опред нац-ист форме) 8) ф-я социализации (сотворение разумного общественного чела).

Диалог культур (взаимодействие) – сумма непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих реш-ий.

Уровни взаимодействия культур: 1) этнический (хар-н для отношений между локальными этносами, историко-этнографическими общностями) 2) межнациональный(диалог разл гос-полит структур и полит элит) 3) цивилизационный (встреча принципиально различных типов социальности, с-м ценностей).

Культурный шок – первоначальная реакция индивидуального, группового или массового сознания на встречу с иной культурной реальностью. Культурный шок может перерастать в культурный конфликт.

Постмодернизм – совр культура - заключат в себе радикальное изменение отношений Запада и Востока. Их диалог может открыть перспективу объединения землян в единую цивилизацию. Такая позиция приобретает особую значимость в условиях последних вспышек полит и религ конфликтов на Ближн Востоке ив бывш Югославии, к-ые подсказывают ясную альтернативу: диалог культур или нескончаемое противоборство. За многообразием, кажущейся противоречивостью конкретных процессов нашего времени стоит более или менее осознанное стремление к диалогу противоположных духовных сил. Оно осуществляется и на содержательном уровне, и на формальном, имеет часто игровой, ироничный хар-р, а порой и глубоко серьёзный, но именно эта ориентация культуры стоит за теми разноречивыми внешними проявлениями, к-ые именуются рпотиворечиями.

Диалог культур не отменяет, но лишь подчёркивает уникальность каждого отдельного феномена кльт-ы, индивидуальная самобытность к-го одновременно опрееляет его взаимосвязь с культурным пространством в целом.

Вопрос 61.Проблема закономерностей общественно-исторического развития: формационный, культурологический и цивилизационный подходы

Формационный —развивается в марксизме. Согласно этому подходу, история—закономерная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Формация—исторически конкретный тип общества, характеризующаяся единством базиса и надстройки (термин заимствован Марксом из геологии). В общественно-экономической формации есть два главных компонента-базис и надстройка. Базис – экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка – государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе – производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми происходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) – возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.Формационная концепция—европоцентристская. Маркс создавал её, в первую очередь, учитывая опыт Англии. Страны Востока в его трудах не фигурируют.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 407 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2174 - | 2121 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.