Африканский театр военных действий образовался уже летом 1940 г. На протяжении нескольких месяцев основными противоборствующими силами были 50-тысячный британский корпус, контролирующий Египет и часть Сомали, и более чем 200-тысячная итальянская армия, дислоцируемая в Ливии, Киренаике, Абиссинии, Эритрее. Явный перевес в силах позволил итальянцам развить активные действия по вытеснению противника к египетской границе. Однако после падения Греции и Крита в Северную Африку были эвакуированы значительные силы английских сухопутных войск, флота и авиации. Уже в феврале 1941 г. англичане развили успешное наступление в Северо-Восточной Африке. Ситуацию изменила высадка в Ливии немецкого танкового корпуса под командованием генерала Роммеля — одного из талантливейших военачальников Рейха. Роммелю не только удалось остановить противника, но и перейти в стремительное наступление. Лишь к маю фронт стабилизировался на египетской границе. Летом 1941 г. английская армия сосредоточила свои усилия на подавлении восстания иракской армии, поддержанного немецкой авиацией. Затем был захвачен и французский протекторат Сирия, совместно с СССР осуществлено вторжение в Иран. Попытки же атаковать позиции немецко-итальянских войск в Африке успеха не имели.
Весной 1942 г. Роммелю удалось добиться немалых успехов на африканском фронте. Используя тактику маневренной войны в условиях пустыни, нанося неожиданные удары небольшими танковыми соединениями, он лишил противника инициативы. В конце мая немецкий корпус перешел в решительное наступление, вторгшись на территорию Египта. Лишь в июле немцы были остановлены на укрепленной линии у Эль-Аламейна в 100 км от Александрии. Здесь осенью 1942 г. и произошло сражение, внесшее окончательный перелом в ход военных действий в Африке. В ноябре английские войска под командованием генерала Монтгомери перешли в наступление. Одновременно англо-американские войска генерала Эйзенхауэра высадились в Алжире. Немецкие и итальянские соединения отступили на территорию Туниса, заняв укрепленную линию «Марет». С каждым месяцем численное превосходство англо-американских войск становилось все большим. Понимая, что противник накапливает силы для решающего удара, Роммель предпринял в феврале 1943 г. последнюю попытку переломить ход событий. Его танковые части прорвали боевые порядки американских войск и в течение 10 дней громили их тылы. Однако соотношение сил было уже слишком неравным. В марте последние атаки немцев были отбиты, а затем в течение полутора месяцев их тунисская группировка была полностью уничтожена. Союзники ликвидировали африканский фронт и получили полную стратегическую инициативу в Средиземноморском регионе.
Переломные по характеру события происходили в эти месяцы и на тихоокеанском театре военных действий. Война на Тихом океане началась лишь в конце 1941 г. 7 декабря японская авиация внезапно, без официального объявления войны, подвергла ожесточенной бомбардировке крупную американскую военно-морскую базу на Гавайских островах в Перл-Харборе. В результате американцы понесли крупные потери. 8 декабря 1941 г. США объявили войну Японии, а 11 декабря Германия и Италия объявили войну США. Одновременно с нападением на Пёрл-Харбор японцы развернули наступление на английские колониальные владения и захватили Гонконг, Малайю, Сингапур. После разгрома объединенного англо-голландско-американского флота в сражении в Яванском море в феврале 1942 г. японские вооруженные силы взяли под контроль практически всю центральную зону Тихого океана, вплотную подойдя к линии внешней обороны Австралии. Наступление развивалось и на материке — в Бирме. В апреле был нанесен удар по английской базе на острове Цейлон. Но развить успех дальше в направлении Красного моря японцам не удалось. Приостановилось и их наступление в южном направлении — в мае 1942 г. в сражении в Коралловом море их флот не смог оттеснить американские соединения. Битва в Коралловом море стала первой, где основную роль сыграли авианосцы — с этого времени морские сражения превращаются в дуэль палубной авиации противоборствующих флотов.
С июня 1942 г. по февраль 1943 г. в Тихом океане произошли решающие события, определившие исход кампании. Стараясь не упустить инициативу, японский флот попытался нанести удар по военной базе на атолле Мидуэй в направлении Гавайских островов. Успех этой операции мог отодвинуть линию боевых действий значительно ближе к Соединенным Штатам. Однако атака была подготовлена значительно хуже, чем нападение на Пёрл-Харбор. Она была не только отбита, но и привела к значительным потерям японского флота от ударов американской авиации. С августа 1942 г. японский флот предпринимал также безуспешные попытки закрепиться в архипелаге Соломоновых островов на подступах к Австралии. Основные бои, принесшие колоссальные потери обеим сторонам, развернулись у острова Гаудалканал. Но если мощность американской промышленности позволяла к этому времени устойчиво наращивать мощь флота, то Япония уже не могла восполнять растущие потери. В феврале 1943 г. японский флот уходит из архипелага на север. Фактически признавая стратегическое поражение, японская ставка изменяет план военных действий и переходит к обороне по радиусу Курильских островов, района Южных морей, Новой Гвинеи и Бирмы.
Помимо Тихого океана военные действия активно велись и на морских коммуникациях Атлантики. Основная стратегическая цель германских военно-морских сил сводилась к блокаде Британских островов. Однако реализовать ее после тяжелых потерь норвежской кампании было сложно. Большие надежды возлагались на крупнейший военный корабль того времени -линкор «Бисмарк» (в связи с решениями Вашингтонской конференции 1922 г. суда подобного класса не строились ни в США, ни в Великобритании). Свой единственный поход «Бисмарк» предпринял в апреле-мае 1941 г. Оставшись без поддержки других судов, он был вынужден вступить в единоборство едва ли не с половиной атлантического флота Великобритании. Ценой больших потерь англичанам удалось уничтожить эту морскую крепость. В дальнейшем действия германского надводного флота свелись к атакам рейдеров — небольших крейсеров, нападавших, как правило, на одиночные суда, но бессильных против хорошо защищенных конвоев. С января 1942 г. германское командование окончательно переориентируется на подводную войну. Адмирал Дениц, приложивший огромные усилия для развития подводного флота Рейха как элитного рода войск, добился превращения строительства подводных лодок в одно из приоритетных направлений в деятельности германской индустрии. Стремительное наращивание сил в Атлантике, применение тактики «волчьей стаи»: одновременного нападения на конвои целой группы подводных лодок, большой опыт и отличная подготовка экипажей германских подлодок — все это обеспечило значительные потери флота союзников в 1942 г. Но уже в начале 1943 г. технические нововведения и усиление военного эскорта торговых судов позволили значительно увеличить эффективность противолодочной обороны и обезопасить морские коммуникации. Немецкие подводные лодки были вынуждены перейти к одиночным действиям. В апреле 1943 г. Дениц в своем докладе признал провал планов тотальной подводной войны: противник ежемесячно вводил в строй больше судов, чем успевали топить его экипажи. С этого времени подводный флот Германии в большей степени переориентировался на доставку стратегического сырья из Латинской Америки.