Консолидация фашистского режима. В феврале 1933 г., используя провокационный поджог рейхстага, нацисты добились запрета коммунистических собраний и периодических изданий. В марте правительство Гитлера получило чрезвычайные полномочия. Оппозиционные земельные правительства были разогнаны, суверенитет земель ликвидирован. К началу 1934 г. были запрещены независимые профсоюзы и все политические партии. В соответствии с законом «Об обеспечении единства партии и государства» НСДАП была объявлена единственной носительницей «немецкой государственной мысли «, а принцип фюрерства распространен на весь государственный аппарат. Апогеем консолидации тоталитарного режима стали события «ночи длинных ножей» 30 июня 1934 г., когда оппозиция была уничтожена и внутри НСДАП. Существование так называемого левого, или антигитлеровского, крыла НСДАП, возглавляемого братьями Грегором и Отто Штрассерами, свидетельствовало о наличии альтернативного варианта развития германского фашизма. В отличие от Гитлера Штрассеры стремились распространить идеи национал-социализма именно в рабочей среде. Программные установки левого крыла были ориентированы на возрождение традиций фелькишского социализма и идей немецких солидаристов. Сторонники Штрассеров отвергали биологическую агрессивность внешнеполитической концепции Гитлера. Рейх рассматривался ими как стержень Срединноевропейского союза с участием Франции и других стран. Штрассеры считали нецелесообразным распространение принципа фюрерства на все государственное устройство и создание тотальной диктатуры одной партии. Они призывали к объединению всех «здоровых сил общества» вне партийной зависимости, созданию государственного режима с избираемым президентом во главе и сословие-корпоративным представительным органом как основной властью. К этому добавлялась более жесткая позиция в отношении монополий и крупных землевладельцев. В отличие от Гитлера Штрассеры практически не уделяли внимание мистическим, оккультным элементам, в их программных установках не столь значительное место занимал антисемитизм.
Противостояние Штрассеров и Гитлера началось после провала мюнхенского путча 1923 г., но вплоть до начала 30-х годов. Г.Штрассер оставался человеком номер два в партии. До определенного времени он был даже полезен фюреру, так как внес большой вклад в расширение социальной базы НСДАП, установлению контактов с финансовыми и правительственными кругами. Однако после прихода к власти ситуация изменилась. Гитлер не мог сохранить столь опасного соперника в борьбе за лидерство в партии. Более того, Штрассеры выступали за совершенно другое видение основ национал-социализма, которое было более близко к практике итальянского и австрийского фашизма. Убийство в «ночь длинных ножей» Г. Штрассера, а также командира штурмовиков Э. Рема и других сторонников «левого крыла» окончательно закрепило лидерство Гитлера в НСДАП. Германский фашизм начал принимать уникальный облик, который отличался не только от тоталитарной коммунистической модели в СССР, но и от фашистских режимов в Италии, Австрии, Испании, Португалии.
Политико-правовая система Третьего Рейха. Формально конституция Веймарской республики не была ликвидирована. Однако в соответствии с решением парламента от 24 марта 1933 г. законодательные функции были всецело переданы правительству. После же смерти президента Гинденбурга 2 августа 1934 г. Гитлер сосредоточил в своих руках полномочия рейхсканцлера, президента и главнокомандующего. Принцип фюрерства был распространен на все государство. Система административного и политического управления приобрела вид жесткой пирамидальной иерархии — опору диктаторской власти фюрера. Она воспроизводила внутреннюю структуру НСДАП, в том числе и территориальное деление на гау. Ближайшие соратники Гитлера — Геринг, Гиммлер, Геббельс, Лей, Ширах, возглавили важнейшие государственные посты. Под эгидой НСДАП была развернута широкая сеть общественно-политических организаций, охватившая подавляющее большинство немцев.
Мощной опорой новой государственной системы стала система СС, возглавляемая Генрихом Гиммлером. Из личной охраны Гитлера СС превратились в настоящее государство в государстве. Все высшее руководство партии и государства являлись членами СС. Военные подразделения СС стали про образом будущей армии Третьего Рейха. Гиммлер являлся и непосредственным руководителем тайной государственной полиции — гестапо (с 1939 г. гестапо, вошедшее в состав Главного имперского управления безопасности, возглавил Г. Мюллер). Службы гестапо организовывали политический сыск и террор, обеспечивали кадрами систему концлагерей, занимались контрразведкой, борьбой со шпионажем. Со временем Гиммлер рассчитывал превратить СС в расовую элиту немецкой нации с особой демографической и воспитательной системой. Именно СС стали основой для распространения в Третьем Рейхе мистических, оккультных ритуалов и идей.
Партийно-государственная структура дополнялась всеохватывающей идеологической системой. На службу официальной пропаганде были поставлены новейшие достижения в области средств массовой информации, кинематограф, фундаментальная и прикладная наука, искусство, спорт, туризм, досуг. Йозеф Геббельс, рейхсминистр народного просвещения и пропаганды, предвосхитил многие элементы современной теории воздействия на массовое сознание. Под его руководством была создана невиданная идеологическая машина, превратившая идеи национал-социализма в целостный мировоззренческий, морально-этический комплекс, эффективная система воспитания «нового человека», отвергающего ценности гуманизма и демократии, основы рационалистического мировосприятия.
Социально-экономическое развитие Германии в годы нацистской диктатуры. Важнейшей сферой государственного управления в Третьем Рейхе стала экономика. Уже с конца 1934 г. была введена система всесторонней регламентации внешнеторговых и валютных операций, предприняты меры по сокращению зависимости Германии от импорта сырья и товаров. Для разворачивания широких инвестиционных программ использовались возможности национальной финансовой системы. Виртуозные манипуляции рейхсминистра экономики Ялмара Шахта системой кредита, государственных ценных бумаг и бюджетом позволили при полном отсутствии финансовых резервов в кратчайшие сроки оживить производство. Быстро рос государственный сектор экономики. К 1937 г. национальный доход удвоился, промышленное производство возросло на 102 %, а безработица уменьшилась с шести до одного миллиона человек. Благодаря всеобщему запрету повышения цен и роста зарплаты, а также частичному вводу карточной системы стабилизировалась система потребления.
В 1933-1935 гг. была создана разветвленная система экономического регулирования:
· Имперское министерство хозяйства,
· отраслевые министерства,
· полугосударственная Организация промыслового хозяйства, объединившая бывшие союзы предпринимателей.
Благодаря политике принудительного картелирования в кратчайшие сроки была достигнута высокая степень централизации и концентрации производства.
Экономическая политика руководства Третьего Рейха существенно меняла характер трудовых отношений и положение основных социальных групп. Крупная буржуазия использовала все преимущества государственной протекционистской системы, была защищена режимом от забастовочного движения рабочих. В условиях регламентированного рынка значительно снижалась степень предпринимательского риска, однако уменьшалась и свобода предпринимательства, возможность получения сверхприбылей.
Мелкобуржуазные слои — ремесленники, торговцы, кустари, оказывавшие большую поддержку НСДАП в период прихода к власти, не получили привилегированного положения в рамках новой социально-экономической структуры и попали под влияние той же бюрократической машины. Однако они были защищены от конкуренции благодаря запрету создания новых ремесленных мастерских и торговых точек. Схожую политику проводило правительство и в отношении мелких земельных собственников. В соответствии с «Законом о наследственных дворах» создавалось сословие бауэров — землевладельцев арийского происхождения с участками не менее 7,5 га. Бауэрам запрещалось дробить земельную собственность при наследовании, продавать и закладывать ее. Сельскохозяйственная продукция продавалась лишь по твердым ценам. В то же время государство провело широкую реформу по погашению крестьянской задолженности, накопленной к 1933 г., установлению протекционистских пошлин на импорт продовольствия. Каждая восемнадцатилетняя девушка должна была в течение года бесплатно работать в одной из крестьянских семей.
В столь же двойственном положении оказался и немецкий пролетариат. Наемные рабочие были лишены прав на образование независимых профсоюзов, заключение коллективных договоров, борьбу за улучшение условий и оплаты труда. С вводом трудовых книжек был значительно затруднен переход на другие предприятия. В то же время государственное законодательство регламентировало продолжительность рабочего дня, размер заплаты, вводило систему защиты от необоснованных увольнений, создавало инстанции для обжалования действий предпринимателя. Рабочие с одобрением реагировали на резкое снижение масштабов безработицы, борьбу правительства с «двойной занятостью в семье» (финансовую поддержку неработающих матерей), создание системы общественного воспитания, опекавшей детей с 6 лет. Развитие системы массового досуга, при всей ее идеологической ориентации, впервые открыло широкий доступ к занятиям спортом, туризмом