Решение коллегии ЛООНО обязало все районные отделы образования обеспечить контроль за продвижением молодого учителя и повышением его квалификации, совместно с Облпросом установить систему дополнительного поощрения учительства за систематическую учебу (промтовары, дома отдыха и т. д.).
Огромное внимание уделялось обучению учителей, не имеющих 7-летнего образования. Для решения этой проблемы решено было организовать кружки под руководством учителей-предметников ближайшей ФЗС или ШКМ по реализации программы 7-летней школы, проводить занятия на дому по заданию консультационных пунктов, вести практикумы и курсы, а УМО и ИПККНО должны разработать учебные планы и программы повышения квалификации за 7-летку. Предложено было возобновить издание методической библиотеки для молодого учителя по вопросам общей педагогики и частным методикам, а УМС Облоно и ИПККНО к 1 февраля составить стандартные библиотечки для молодого учительства по вопросам общего образования, обществоведения и педагогики.
Катастрофическое положение с учебниками для повышения квалификации молодого учителя заставило областные органы образования поставить вопрос об обеспечении методической литературой и учебниками перед Обкомом ВКП(б).
Наибольшую актуальность вопрос о педагогических кадрах приобрел в отдаленных регионах Кольского Севера. На основании изучения и обобщения архивных документов нами установлено, что отряд мурманских педагогов пополнялся за счет выпускников средних и высших учебных заведений из других районов страны, направляемых на работу на Кольский полуостров Наркомпросом. Вплоть до 30 годов народы Крайнего Севера не имели своих национальных кадров. В школах работали в основном русские учителя. Следует отметить, что суровые климатические условия, разбросанность населенных пунктов, кочевой и полукочевой образ жизни малочисленных народов (саами, ненцы, коми), тяжелые бытовые условия жизни значительно усложняли работу учителей в школах Крайнего Севера.
В начале 1932 г. в институте народов Севера занимались только двадцать два Кольских саама. Приехав домой, выпускники включались в работу по переустройству жизни в тундре: работали председателями, секретарями сельских Советов, учителями, избачами, заведовали красными чумами.
В докладной записке о работе Мурманского Окроно о том, как начат 1929/30 учебный год, указывалось: «При начале занятий чувствовался кризис в учителях Терского района, связь с которым была настолько плоха, что назначенные учителя сидели в Кандалакше по месяцу. В настоящее время, если учителя доехали до Кузомени, все школы укомплектованы…» (ГАМО, в. 165. д. 20. оп. 1. л. 3).
Многие из приехавших учителей, отработав необходимый срок, уезжали с Севера. Причинами частой смены кадров являлось направление на работу в отдаленные районы области, отсутствие методической и дидактической помощи, нехватка учебной и методической литературы, перегруженность учителей, тяжелые бытовые условия. Недостаток педагогических кадров ощущался на протяжении всего этапа с 1930 года по 1945 год.
«Недостаток в педкадрах для школ I ступени по Мурманскому округу будет пополняться за счет подготовки таковых в Мурманском Педтехникуме, причем районы будут получать педагогов сообразно количеству командированных ими товарищей для обучения в педтехникуме. Исходя из означенного, Роно необходимо немедленно развернуть работу по вербовке на курсы, связаться с РК ВЛКСМ, как шефом всеобуча и основной организацией, могущей содействовать успешному выполнению контрольной цифры», - отмечалось в распоряжении Окроно от 02.06.1932 года. (ГАМО, ф. 165. д. 92. оп. 1. л.10).
В ноябре 1932 г. при Мурманском педтехникуме открываются 10-месячные курсы, на которые принимаются лица с образованием не ниже 6 – 7 классов, в возрасте от 17 лет до 35 лет.
На педагогических курсах были введены такие предметы, как текущая политика, история классовой борьбы в России, родной язык и литература, естествознание, математика, история.
В 30-е годы широкое развитие получили в педтехникуме краткосрочные педагогические курсы по подготовке учителей I ступени и заочное образование. Преподавателями и студентами педтехникума проводилась агитационная работа в районах, организовывались консультационные пункты на местах. Делались попытки создания методических пособий, при организации учебно-воспитательного процесса использовался положительный опыт регионов. В своем большинстве на краткосрочные педагогические курсы и в вечерний педтехникум поступали учителя начальных школ, пионервожатые, работники дошкольных учреждений, не имеющие педагогического образования.
В 1932 году при Мурманском педтехникуме организуется «вечерний педтехникум», рассчитанный «на товарищей, занятых дневной работой на производстве, учреждениях и учителей-ускоренников».
На первом курсе обучения студенты изучали общеобразовательные предметы, закладывали фундамент политехнической подготовки. Углубление общеобразовательных, политехнических, педагогических знаний, овладение методикой и техникой педагогического процесса, организация практики в школе осуществлялись на втором курсе обучения. Студенты третьего курса совершенствовали методику преподавания во время педагогической практики, на которую отводилось 30 % учебного времени. Большое внимание уделялось привитию интереса к будущей профессии.
Основная задача педтехникума определялась окружным отделом образования так: «…обеспечить начальную школу квалифицированными кадрами учителей, владеющими основами марксистко-ленинской педагогики, способных обеспечить построение школы, которая бы стояла на уровне задач II-ой пятилетки. К 1945 – 1955 г. г. техникум должен полностью обеспечить потребность начальной школы в кадрах». (ГАМО, ф. 165. д. 92. л. 18.).
Абитуриентами педагогического техникума были жители Мурманской области, которые после окончания учебы оставались работать в области, что способствовало закреплению педагогических кадров.