Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальные субьекты культурного творчества




Социальные субъекты культурного творчества

Любой человек и любая социальная общность являются, в какой-то степени, субъектами культурного творчества. Даже бандитская группировка формирует определенную систему норм и ценностей, составляющих специфическую субкультуру. Каждая домохозяйка может изобрести рецепт нового блюда, и это – тоже пример культурного творчества. Однако вклад различных социальных групп и личностей в формирование культуры не одинаков. Говоря о "субъектах культурного творчества", мы будем иметь в виду те социальные группы, общности и организации, чья деятельность направлена преимущественно на создание новых идей, символов, ценностей, норм для общества в целом. В данном разделе мы рассмотрим в качестве социальных субъектов культурного творчества интеллигенцию, социальные движения, "культурную индустрию", а также СМИ.

Интеллигенция

" ("интеллектуалы") не имеет четкого и общепринятого определения. Причиной этого является крайняя разнородность во многом условного социального слоя, обозначаемого данным понятием. Если считать принадлежащими к " интеллигенции " людей, занятых интеллектуальным трудом, то придется причислить к одной социальной группе (или слою) и менеджеров, и врачей, и юристов, и министров, и журналистов, и библиотекарей, и политтехнологов. Список можно продолжать бесконечно: в современном обществе количество "интеллектуальных профессий", предполагающих, что их представители имеют дело с "идеями", а не "вещами", постоянно возрастает. При этом характер деятельности, основные интересы, образ жизни у менеджера и учителя, врача и прокурора, журналиста и банковского служащего совершенно различны. Очевидно и то, что не все представители "интеллектуальных профессий" могут рассматриваться в качестве субъектов культурного творчества. Деятельность большинства из них достаточно рутинна, и подразумевает не столько творчество, сколько конформизм и даже ритуализм.

Субъектами же культурного творчества должны быть признаны те, кто производит нечто новое – не только для себя и своего непосредственного окружения, но и для других групп и общества в целом. Интеллигенция как субъект культурного творчества это довольно аморфная общность людей, профессионально занятая производством и распространением идей, верований, правил, авторитетных мнений. Любой из представителей перечисленных выше профессий может быть причислен к интеллигенции, если попытается создавать новые идеи и распространять их.

Субъекты культурного творчества. В философии субъектом называется носитель предметно-практической деятельности и познания, то есть источник активных социокультурных действий. Для культурознавства существенным является то, что субъект культуры - будь то общество, коллектив или индивид - не задан природой в готовом виде, как продукт биологической эволюции. Субъекты культурного творчества являются продуктами исторического процесса, активными агентами которого они становятся в меру овладения орудиями труда, развития языка, общения с помощью символов и знаков.

Учитывая это, можно утверждать, что ведущим субъектом культуры является все человечество, народная масса прошлого, современного и будущего, как творец культурных универсалий. Трудно представить себе существование эпохи человеческих содружеств, которые бы без больших усилий обходились без, языкового общения, тех или других форм социальной организации и культурных норм.

Однако разнообразие условий и форм деятельности заставляет конкретизировать понятие субъекта культуры, выделяя в качестве его большие или малые группы людей. Да, в результате влияния этнических отличий можно говорить о нациях и народностях, как субъекты национальной культуры. Их специфика выражается с помощью понятия национального характера, национального менталитета. Наглядным воплощением особенностей народной культуры является фольклор, типу для данного народа жилье, костюм, хозяйственные и художественные промыслы.

Чтобы подчеркнуть активную роль некоторых культурных институтов, их также наделяют чертами субъекта культуры: в частности, говоря о культуре Украины, России или Франции, имеют в виду деятельность государства. Если же речь идет о мусульманской, католической или православной культуре, субъектом здесь нужно считать религиозное сообщество верующих, церковь.

Вместе с тем, известно, что этнические, политические и религиозные факторы культуры далеко не всегда согласуются между собой. Например, в многонациональном государстве, будь то Индия, Россия или США, на межэтническое разнообразие в поведении людей накладываются отличия, связанные с их религиозной принадлежностью или политической ориентацией. Если государство не обеспечивает равноправия всех субъектов культуры, это может приводить к серьезным общественным конфликтам.

Однако наибольшая степень культурных противоречий оказывается тогда, когда в качестве субъектов культуры выступают социальные и социо-демографични группы, классы. Очевидно, что творческие возможности крестьянства или пролетариата, феодалов или буржуазии не совпадают. Здесь имеют значение место и роль группы в общественном производстве, отношении к собственности, уровень доходов. Вековые или гендерные (по половому признаку) особенности, ограничения или преимущества культурной активности заставляют говорить, например, о молодежной субкультуре или о культурных отличиях между мужчинами и женщинами.

Важную роль в культуре играют профессиональные группы и семья, которые обеспечивают наиболее стойкие механизмы передачи культурной информации общего и специального назначения. В семейном воспитании благодаря связи поколений ребенок усваивает родной язык и другие важнейшие ценности. В этом творческом процессе усилия семейного коллектива обеспечивают основу всей дальнейшей жизни человека в обществе. Став взрослым, каждый из нас подчиняется общественному разделению труда. Через существующую номенклатуру профессий мы видим определенное распределение культурных обязанностей между группами людей. Специализация не только экономит силы общества, но и повышает эффективность культурных установлений.

Непосредственным, хотя и не автономным субъектом культурного творчества является отдельная личность, а также особенные социокультурные группы, которые называются элитой. Индивидуальные творческие возможности людей не одинаковы, хотя и свойственны всем. Высшую степень их проявления связывают с одаренностью, гениальностью человека. В современном мире личный творческий вклад связывают с авторством, что имеет в виду оригинальность, новизну и неповторимость культурного продукта. Элита призвана хранить преемственность, традиции культурного творчества и осуществлять отбор ее наиболее значимых образцов. Элиты, как правило, занимают привилегированное место в структуре общества. Различают элиту политическую, научную, бизнесовую, художественную, религиозно-духовную, спортивную и тому подобное. Уничтожение элиты, как учит нас опыт, ведет к трагическим последствиям, вызывая упадок и деградацию общества. Однако и при таких условиях социальная необходимость в управлении культурными процессами хранится, а, следовательно, постепенно воссоздается и элита.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1010 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2346 - | 2305 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.